(1874-1948) — русский религиозный философ, публицист, представитель «нового религиозного сознания».
Учился в Киевском университете св. Владимира (1894-1897). Участник студенческого марксистского кружка с 1893 г. (вместе с Луначарским и др.). Оказывал содействие “Союзу борьбы за освобождение рабочего класса”, за это арестован в 1898 г. В 1900 г. сослан в Вологду. Член партии социал-демократов.
С 1890-х гг. и на протяжении всей жизни находился под влиянием Ницше. Среди других влияний следует указать на В.С. Соловьева, К. Маркса, Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.
Учился в Германии, вернулся в СПб в 1904 г. Участник сборника “Проблемы идеализма” (1902).
Приветствует революцию 1905 г.
С 1905 г. — редактор журнала “Вопросы жизни”. С 1907 г. — участник московского Религиозно-философского общества им. Владимира Соловьева, собраний на “башне” В.И. Иванова. Участник сборника “Вехи” (1909). С 1910 г. по 1918 г. — сотрудник московского издательства “Путь”.
С 1913 г. находился под церковным судом по обвинению в богохульстве за статью «Гасители духа», содержащую нападки на Православную Церковь.
Приветствует Февральский переворот 1917 г.
При советской власти преподает в Вольной Академии Духовной Культуры (1918-1922). Участник Вольной философской ассоциации. Преподает философию в МГУ. Выслан из России в 1922 г.
С 26 ноября 1922 по 1940 гг. возглавляет Религиозно-философскую академию (Берлин — Париж). Член “Братства Св. Софии”. Редактор журнала “Путь” (1925-1940). Редактор издательства YMCA. Деятель РСХД до 1936 г. Один из основателей экуменического движения.
О нем
Терлецкий В. Н. Хилиастические чаяния в «новом религиозном сознании»
Гайденко П. П. Мистический революционаризм Н. А. Бердяева
Вершилло Р. А. Фанатизм Бердяева. Заметки
18.02.2014 Революцию по Бердяеву изучат в Кремле
Источники
Братство Святой Софии. материалы и документы 1923-1939. М.: Русский путь; Париж: YMCA-PRESS, 2000
Зернов Н. За рубежом. Белград — Париж — Оксфорд (хроника семьи Зерновых) (1921-1972) // под ред. Н.М. и М.В. Зерновых. Париж: YMCA-PRESS, 1973
ЦИТАТЫ:
«В принципе защита “модернизма” есть защита жизни, движения, творчества, свободы, мысли. Я бы хотел, чтобы “Путь” был в этом смысле “модернистическим” органом, и боюсь, что он недостаточно “модернистичен”».
«Православие заражено ересью полупелагианской (Сочинение о Достоевском), и, следовательно, его в сущности нет, так как что же это за православие, если оно заражено ересью!»
“Догматическое богословие …должно уступить место религиозной философии”
«Дух дышит, где хочет, и гностический дар великих философов и мистиков был дар боговдохновенный. Гностический дар не прямо пропорционален ступеням святости. У Якоба Беме был больший гностический дар, чем у святых. Это дар особый. Глубоким представляется учение пантеиста Мейстера Экхарта о Перво-Божестве (Gottheit), которое глубже и изначальнее Бога (Gott). В Перво-Божестве, которое выше всех Лиц Троицы и связанной с Ними диалектики, предвечно и абсолютно преодолевается всякая антиномичность, по отношению к Нему исчезает даже вопрос о бытии и небытии. Обычное сознание соединяет Перво-Божество с Богом-Отцом, но ведь Бог-Отец есть одно из Лиц мистической диалектики, есть действующее лицо религиозной драмы, а Перво-Божество лежит под и над этой диалектикой, не участвует в драме в качестве лица. Перво-Божество есть Сверх-Сущее».
«Свободные должны готовить свое царство, не только “там”, но и “здесь” и прежде всего готовить себя, себя творить свободными, личностями».
«…с Богом возможна встреча и общение, возможна драматическая борьба. Это встреча, общение и борьба личностей, между которыми нет ни детерминации и причинности, ни господства и подчинения».
«Тот, кто заставил бы людей забыть о догмах, оказал бы этим великую услугу человечеству».
«объективное субъективно, субъективное же объективно». |