«…среди христиан продолжает расти воля к заповеданному Иисусом Христом единству, всё сильнее чувствуется внутренняя противоречивость выражения «разделенные христиане», набирает новые обороты движение за диалог и взаимопонимание между христианскими конфессиями. Параллельно с этим движением продолжается начатое еще в Новое время, но особенно всколыхнувшееся после обеих мировых войн переосмысление христианами сути и смысла христианства, обновление самосознания различных церквей — своего вероучения, истории, богослужения, эсхатологических чаяний. Это значит, что старые богословские вопросы, которые подавляющему большинству верующих на протяжении многих веков казались ясными и навсегда решенными, вновь будоражат умы, вызывают споры, настоятельно требуют осмысления и переоценки». http://www.religion.in.ua/main/bogoslovya/2735-aktualnost-naslediya-svyashhennomuchenika.html
«Впрочем, историки, как и полагается ученым, сомневаются в идентичности обретенных святыми Кириллом и Мефодием мощей с папой Климентом Римским. В конце XIX века Василий Болотов впервые поставил под сомнение вопрос о мученичестве Климента в Крыму, а его младший современник Дмитрий Спиридонов, опубликовавший несколько работ, посвященных Клименту Римскому (впоследствии расстрелянный большевиками и таким образом сам ставший новомучеником), считал, что просветители славян приняли за папу Климента другое лицо, мученика с тем же именем, действительно пострадавшего за веру в IV веке (см. А. Васильев, Тайны Инкерманского монастыря. Часть 1, http://www.graal.org.ua)». http://www.religion.in.ua/main/bogoslovya/2735-aktualnost-naslediya-svyashhennomuchenika.html
«Итак, глава св. Климента знаменовала связь с Римской церковью, т.е. со всемирным христианством, в противовес узконациональным и имперским интересам, которые в византийской церковной политике время от времени одерживали верх над всеобще-христианским пониманием Церкви». http://www.religion.in.ua/main/bogoslovya/2735-aktualnost-naslediya-svyashhennomuchenika.html |