«Думаю и верю, что Господь благословляет все лучшее, что есть в человеческой душе и в ее творчестве, если даже человек не стоит твердо внутри канонически-церковного ограждения».
«Думаю, что УПЦ в настоящий момент формирует собственную парадигму как национальной церкви. Этот процесс непростой, потому что парадигме московского Православия много веков (с разными оттенками, не только «Москва — Третий Рим»), и верные УПЦ ее традиционно усваивают, не имея альтернативы. Украинская же государственная независимость еще не является полноценной. Процесс украинизации наибольшей украинской Церкви будет идти одновременно с нашим развитием как общества, члены которого являются гражданами Украины, ответственными за свою Родину. Считаю, что мера «украинскости» в УПЦ в среднем не очень отличается от такой же меры всего нашего общества».
«Как деструктивное я бы выделил такое мифологическое мировосприятие, в котором кто-то воспринимает себя как правоверных, в окружении врагов (иноконфессиональных, иноверных), которые коварно пытаются разрушить твердыню нашей веры. Это, скорее всего фобия, на которой уже вырастают мифы».
«Жизнеописание святое — это всегда в известной степени миф. Но понятие «миф» не тождественное понятию «литературная фантазия, выдумка». Например, посещение киевских круч апостолом Андреем — это культуротворческий миф, который имеет чрезвычайно большое значение для становления украинского христианства. Скорее всего, миф (если речь идет о житийной литературе)— это определено художественная гиперболизация реального исторического портрета человека (который, кстати, в отдаленных эпохах нам и неизвестен), которая подчеркивает те черты, добродетели, которые важны и на время создания жизнеописания, и в течение всей традиции почитания святого. Почитание украинских святых в тех образах, в которых они нам представлены, наследование им благоприятно для духовно-морального становления личности».
«Черты украинской христианской духовности – это, к сожалению, в большей степени наши представления о самих себя в идеале, чем сегодняшняя реальность. Но они проявляют себя в лучшие времена и в наилучших людях. Эти архетипы есть в нашей агиографической, литературной и художественной традиции, начиная от жития св. князя Владимира, творчества святителя Иллариона, народных дум, они особенно ярко проявлены у Шевченко».
«Общество не поймет и не примет, если результатом будущего Собора не будет провозглашено движение к будущему союзу с УПЦ КП и создание единой поместной Православной Церкви».
«Украинокультурным и украиноязычным мирянам УПЦ, к сожалению, в большинстве приходов никогда не было уютно — редко где в больших городах (могу свидетельствовать о Киеве) можно услышать проповедь по-украински (этому, равно как и украинской религиозной терминологии, не учат почти во всех семинариях и духовных училищах), практически отсутствует украиноязычная религиозная литература».
«Перед президентскими выборами 2004 года в приходах УПЦ пророссийскими политтехнологами была инспирирована безумная истерическая кампания против Виктора Ющенко, на которую поддалась масса, казалось бы, адекватных людей. Позже, поняв, что произошла значительная самодискредитация, церковное руководство публично и демонстративно осудило «политическое православие».
«адептам «Русского мира» всегда было уютно в церковном культурно-мифологическом пространстве за счет культивирования страхов и образов врага».
«Если молодой человек ищет путь к Христу, то в храме Киевского патриархата он найдет естественное сочетание — быть православным и быть украинцем. Зато в храме УПЦ МП совмещать то и другое непросто». |