(1916-2008) — крупный деятель экуменического «православного» движения, богослов-модернист, один из крупнейших деятелей "мирологии".
Учился на Православном богословском факультете Варшавского университета (1936-1939), где слушал лекции известного модерниста Н.С. Арсеньева.
Во время войны — секретарь митр. Пантелеимона (Рожновского). В 1944 г. рукоположен в диакона, а затем в иерея архиеп. Василием (Ратмировым). В 1953 г. — протоиерей. В 1973 г. — протопресвитер, настоятель Богоявленского собора в Москве (по 1978 г.).
В 1945 г. — инспектор Минской духовной семинарии. В 1953 г. экстерном окончил СПбДА, со степенью кандидата богословия. Преподавал историю Древней Церкви. Назначен помощником инспектора СПбДА. Доктор богословия. С 1972 г. профессор МДА по кафедре западных исповеданий.
О. Виталий Боровой на VII ассамблее ВСЦ в Ванкувере, 1983.
Активный участник экуменических контактов с 1956 г. Участвовал в подготовке вступления РПЦ во Всемирный совет церквей. Наблюдатель от РПЦ на Родосском совещании ВСЦ. Активно сотрудничал с генсеком ВСЦ Виссерт Хуфтом. Член ЦК ВСЦ с 1961 по 1991 г. Член Комиссии ВСЦ «Вера и церковное устройство», впоследствии зам. председателя.. Официальный представитель РПЦ при ВСЦ, участвовал в работе всех Ассамблей ВСЦ.
О. Виталий Боровой (в центре) на Втором Ватиканском соборе.
Присутствовал в качестве наблюдателя на II Ватиканском соборе. Был одним из инициаторов «православно»-монофизитского диалога. Участник переговоров с монофизитами в Орхусе (1964), Бристоле (1967), Женеве (1970), Аддис-Абебе (1971).
Сотрудничал с Конференцией европейских церквей, другими экуменическими организациями. Участвовал в «диалоге» христиан с марксистами. Сыграл заметную роль в «диалоге» модернистов с иудаистами. Участник Третьей «православно»-иудейской встречи (Афины, 1993).
Сотрудник ОВЦС с 1959 г. Наивысшая должность — заместитель председателя ОВЦС. Член Комиссии по межхристианским связям РПЦ.
Участник 1-го Всеправославного совещания на о. Родос (1961), где началась подготовка к Великому собору Православной Церкви.
Участник «борьбы за мир», теоретик т.н. «мирологии«. Выступил на II Всехристианском мирном конгрессе (1964, Прага).
О. Виталий Боровой, о. Георгий Кочетков и А. Копировский на собрании секты о. Кочеткова.
В последние годы сблизился с сектой о. Георгия Кочеткова. Активно выступал в поддержку секты. Многократно печатался в журнале «Православная община» (1991 г.: №№ 1,3,4,5,6; 1992 — 7,10; 1993 — № 16-18; 1994 — 21,22-23,24; 1996 — 31,33,35; 1997 — 42; 1999 — 50-51; 2000 — 58). Участник «Афанасьевских чтений» (1994), конференции «Язык Церкви» (1997), «Предание Церкви и предание школы» (1999), «Личность в Церкви и обществе» (2001). Был членом попечительского совета СФИ. Последнюю книгу проповедей о.В.Б. также издал в издательстве Свято-Сергиевского братства — одной из дочерних организаций секты о.Кочеткова.
О нем
04.10.2015 Столетие о. Виталия Борового
17.01.2014 Отца Виталия Борового помянули в Гомеле
06.04.2013 В Белоруссии помянут о. Виталия Борового
О. Виталий Боровой: Богословие революции опровергло понятия о сакральности всякого статус-кво
Основные труды
Символы веры и Соборы // ЖМП. М., 1956. № 9, СС. 58-62
Collectio Avellana как исторический источник (к истории взаимоотношений Востока и Запада в конце V и начале VI вв.) // Богословские труды. М., 1960. №01. 111-139
К сессии Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей в Сент-Эндрюсе (Шотландия) 16-24 августа 1960 года (заметки наблюдателей) // ЖМП. М., 1960. №11. 63-78
Пленум комиссии «Вера и устройство» в г. Сент-Эндрюсе (Шотландия) (август 1960 года) // ЖМП. М., 1960. №12. 41-52
Вопросы мира и сотрудничества с богословской точки зрения (в свете документов Всемирного Совета Церквей) // ЖМП. М., 1971. №04. 48-51
Тезисы по докладам «Учение о Евхаристии в современном экуменическом контексте» // ЖМП. М., 1974. №01. 60-61
Christian Perspectives on Creation in a Time of Ecological Unsustainability. // Conference «The Contribution of Faith, Science and Technology in the Struggle for a Just, Participatory and Sustainable Society». July 1979. V. I. pp. 80-86
Жизнь в единстве // ЖМП. М., 1984. №01. 73-78
В праздник Покрова Божией Матери // ЖМП. М., 1985. №12. 30-32
Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София // ЖМП. М., 1987. №09. 44-46
О «безумном богаче». В Неделю 26-ю по Пятидесятнице // ЖМП. М., 1987. №11. 50-53
Россия и Богоматерь // ЖМП. М., 1988. №08. 52-54
Церковь Христова, ее природа. Автокефальные Поместные Церкви // ЖМП. М., 1993. №10-11
Christian Orthodoxy in the Modern World // «Orthodox Christians and Jews on Continuity and Renewal». proceedings of Third Academic Meeting between Orthodoxy and Judaism. Athens. 1993. PP. 107-119
И он был верен до смерти (о митр. Никодиме (Ротове) // Человек Церкви. М., 1998. СС. 91-120
Русская Православная Церковь и экуменическое движение / Православие и экуменизм. М.:МФТИ, 1999. СС. 6-33
Быть свидетелями Христа. М., Свято-Сергиевское братство, 2006
Источники
Православная энциклопедия. Т. VI. М., 2003. СС. 81-82
Paul Mojzes. In memoriam // Religion in Eastern Europe. XXVIII, 3, August 2008. p. 79
ЦИТАТЫ:
О. Виталий был человеком западной культуры. Это чувствовалось во всем. Я вспоминаю один характерный эпизод. Я был тогда иподьяконом Святейшего Пимена, а о. Виталия назначили настоятелем Елоховского собора. И вот. Страстная седмица. Утреня. О. Виталий читает Евангелие на Престоле. Святейший Патриарх Пимен молится в алтаре. Вдруг он замечает, что отец Виталий читает Евангелие без свечи в руке. Святейший Пимен подозвал иподьякона, взял у него зажженную свечу, подошел к Боровому и сказал: «О. Виталий, возьмите свечу пожалуйста». Протопресвитер прервал чтение, недоуменно повернулся к Патриарху и сказал: «Спасибо, Ваше Святейшество! Но мне и так хорошо видно!» И тут же продолжил читать. Святейший Пимен, затушив свечу, попросил у Борового извинения. (из воспоминаний о. Сергия Правдолюбова)
Важнейшей вехой на пути ко вселенскому единству христиан является разработанный Комиссией Всемирного совета церквей "Вера и устройство" в 1982г. в Перу (и известный под именем "Лимской декларации") документ "Крещение, Евхаристия, Служение" (Baptism, Eucharist and Ministry = BEM). "Ни один экуменический документ не имел такого успеха, как Лимское заявление. Вот основные элементы достигнутых соглашений. Это признание законности и действительности детского и взрослого крещения. а значит, осуждение практики перекрещивания в случаях только детскою крещения; признание Евхаристии Таинством Тела и Крови Господней; признание реального присутствия Христа в Евхаристии, признание жертвенного характера Евхаристии; необходимости эпиклезы (призывания Духа Святого), призыв к частому и регулярному причащению; призыв к благоговейному отношению (потреблению) Святых Даров после причастия (как Тела и Крови Христовой), признание рукоположения как сакраментального акта: признание трехстепенного священства (диакон, священник, епископ); признание необходимости "епископе" (епископата) для каждой Церкви; признание ценности и необходимости апостольского преемства" (Протопресвитер Виталий Боровой, А. С Буевский. Русская православная церковь и экуменическое движение).
Однажды, поздравляя Георгия (Кочеткова) с именинами, он полушутливо, смотря на образ Георгия Победоносца, сказал: «Желаю и Вам быть рыцарем».
«Такие люди, как Вы, люди в пиджачке, нужнее сейчас церкви, чем люди в рясе». (о Георгии Кочеткове) |