(1881-1962) — представитель “православного” модернизма, идеолог экуменизма.
Изучал психологию в Киевском университете. Основатель киевского Религиозно-философского общества.
Профессор Украинского народного университета.
Член первого всеукраинского съезда духовенства и мирян (1918 г.). Член Всероссийского съезда духовенства и мирян в Москве, июнь 1918 г.
Член епископского совета. Член Украинского церковного собора (январь 1918 г.), товарищ председателя. Был избран в Соборную раду.
Кандидат в Киевские митрополиты от националистической украинской партии.
Министр исповеданий при марионеточном прогерманском правительстве гетмана Скоропадского (с мая по октябрь 1918 г.). Член кадетской партии в этом правительстве. Сторонник украинской церковной автономии. Вопреки Церкви, провел новый устав Духовной Академии. Заявлял на июльском Украинском соборе в Киеве: Правительство… не допустит угнетения национального течения в Церкви, веря, что именно в Православии национальное начало освящается и благословляется.
Согласно ген. А.И. Деникину: Министр исповеданий Зеньковский готовил автокефалию украинской церкви… Все вместе в формах нелепых и оскорбительных рвали связь с русской культурой и государственностью.
В 1920 г. покидает Россию. Участник заседаний русского Религиозно-философского общества в Югославии.
Участник исторической встречи в 1922 г. русских богословов-модернистов с Джоном Моттом, где обсуждался вопрос о создании высшей церковной школы для русской эмиграции. После совещания Мотт выделил на Парижский богословский институт 8000 ам. долларов.
О.З. — один из учредителей Парижского богословского института. Преподает там в (1926-1962, история философии, психология, апологетика, история религий). С 1944 г. декан. Основатель Высших женских богословских курсов при Свято-Сергиевском богословском институте.
В 1942 г. рукоположен митр. Евлогием в священный сан. С 1944 г. — протоиерей. С 1955 г. — протопресвитер. Помощник настоятеля Введенской церкви в Париже. В 1949-1952 гг. — благочинный приходов Парижского округа.
С 1936 г. — член епархиального совета, в 1953-1958 гг. — председатель.
Председатель Русского студенческого христианского движения — русское подразделение противоправославного молодежного движения YMCA — с 1923 по 1962 г. В 1925 г. вместе с другими богословами-модернистами принял участие в знаменитом Хоповском съезде РСХД в Сербии. В завершение съезда митр. Антоний (Храповицкий) благословляет о.З. оставаться бессменно председателем РСХД.
Принимает участие в собраниях молодежного модернистского движения Синдесмос.
Член редакционного комитета журнала “Путь”.
Один из авторов сборника “Православие в жизни” (1953 г.).
Член Братства Св. Софии, секретарь Братства.
Участник экуменического движения. Один из авторов сборника “Христианское воссоединение: Экуменическая проблема в православном сознании” (1933).
Принимал участие в конференции 1937 г. экуменического движения “Жизнь и деятельность” в Оксфорде. Член англикано-православного Содружества св. Албания и прп. Сергия.
Согласно архиеп. Серафиму (Соболеву), о.З был одним из самых влиятельных русских экуменистов:
В журнале русской ИМКИ (YMCA) “Вестник русского студенческого христианского движения” (№ 5. стр. 17-18), он пишет: Мы должны навсегда забыть, отвыкнуть от горделивой мысли, что Дух Божий только у нас и с нами (то есть православными)… Будучи… вне православия, я все же чувствовал себя в Церкви. Я видел, что рамки Церкви бесконечно более широки и более вместительны, чем мы обыкновенно думаем. И, действительно, кто может указать, где кончается церковная ограда и начинается зеленеющая нива Христова.
Кто посмеет утверждать, что вне этой ограды у Христа нет Церкви, нет служителей и учеников… Неужели мы должны их отбросить только потому, что они служат Ему иначе, чем мы… Я теперь убедился, что и они, протестанты, стоят в Церкви и работают, может быть, сами того не сознавая и не называя вещи их именами, для Церкви… Нет, Церковь Христова шире нашего стесненного понимания о ней; она включает в себя всех верующих в Бога и любящих Его, как бы ни проявлялась их вера и любовь.
В другой своей статье в том же журнале под заглавием “Основы экуменического общения” проф. В.В. Зеньковский высказывает еще более странные мысли, совершенно недопустимые для православного сознания. Разумея под основою и целью экуменического движения общение разных церквей и соединение их “по линии любви”, он требует от представителей объединяемых церквей абсолютной веры, что спасение возможно лишь через Церковь, к которой они принадлежат и что в их церкви есть абсолютная (хотя бы и неполная) истина (январь – февраль, 1935).
В этих своих словах проф. Зеньковский высказывает мысль, что спасение будто бы возможно в каждом инославном исповедании. И, напротив, если кто из инославных христиан оставит свое исповедание и соединится с еретиками другого какого-либо вида и даже с Православною Церковью, то спасение для такого человека уже невозможно. Конечно, соединение церквей мыслится здесь при полном игнорировании догматических разностей – только по линии любви, то есть как приятельское общение.
О нем
09.11.2011 Наркоманам “помогут” аморальные программы
архиеп. Серафим (Соболев). Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?
архиеп. Феофан Полтавский. Доклад Архиерейскому Собору РПЦЗ 1926 года об обществе YMCA
Основные труды
Психология детства (1924)
Религиозное движение среди русской молодежи за границей (1925)
Русские мыслители и Европа (1926)
Свобода и соборность (1927)
Факты и наблюдения (психология современной молодежи) (1927)
Дар свободы (1928)
О чуде (1928)
Преодоление платонизма и проблема софийной твари (1930)
О так называемом «Экуменическом вопросе» (1930)
О значении воображения в духовной жизни (1932)
Проблема красоты в миросозерцании Достоевского (1933)
Экуменическое движение и религиозная работа с молодежью (1933) в сборнике «Христианское воссоединение»
Oecumenica (1934)
Проблемы воспитания в свете христианской антропологии (1934)
Зло в человеке (1938)
История русской философии (1948)
Вера и знание (1953)
Наша эпоха (1955)
На пороге зрелости (1955)
Апологетика (1957)
Н. В. Гоголь (1961)
Основы христианской философии в 2-х т. (1961-1964)
Источники
Википедия
Деникин А.И. Очерки русской смуты. Т. 3. Берлин: Слово, 1924
архиеп. Серафим (Соболев). Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении? // Деяния Совещания Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей. М.: Изд-во Московской Патриархии, Т. II. СС. 364-368
Зернов Н. За рубежом. Белград – Париж – Оксфорд (хроника семьи Зерновых) (1921-1972) // под ред. Н.М. и М.В. Зерновых. Париж: YMCA-PRESS, 1973
прот. Василий Зеньковский. Пять месяцев у власти. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1995
Братство Святой Софии. материалы и документы 1923-1939. М.: Русский путь; Париж: YMCA-PRESS, 2000
ЦИТАТЫ:
В журнале русской ИМКИ (YMCA) “Вестник русского студенческого христианского движения” (№ 5. стр. 17-18), он пишет: «Надо навсегда разбить, забыть, отвыкнуть от той горделивой мысли, что Дух Божий только у нас и с нами (то есть православными).- Будучи среди инославных, вне Православия, я все же ощутил себя в Церкви. Я видел, что рамки Церкви бесконечно шире и объемлющее, чем мы обыкновенно думаем. И в самом деле, кто может указать, где кончается церковная ограда и начинается зеленеющее поле Христово; кто посмеет утверждать, что вне этой ограды у Христа нет Церкви, нет служителей и учеников. А что же все те, кто призывает Его имя и живут Им и для Него? Неужели мы должны отвергнуть их только потому, что они служат Ему иначе, чем мы.- Теперь я убедился, что и они, протестанты, стоят в Церкви и работают, может быть, сами того не сознавая и не называя вещей своими именами, для Церкви. И если другие спасаются на лодочках, то мы, стоящие на корабле, разве не обязаны принять их к себе, обнять их своею любовью; разве недостаточно для этого одной любви Христовой и нужны какие-то еще “канаты”, формальные регистрации и т. д. Нет. Церковь Христова шире нашего суженного понимания ее, она включает в себя всех верующих в Бога и любящих Его, как бы их вера и их любовь не проявлялась».
В другой своей статье в том же журнале под заглавием “Основы экуменического общения” (январь – февраль, 1935) проф. В.В. Зеньковский высказывает еще более странные мысли: «…спасение возможно лишь через Церковь, к которой они принадлежат и что в их церкви есть абсолютная (хотя бы и неполная) истина».
«Но христианская любовь не может удержаться в границах вежливости, она таит в себе чудо слияния, чудо "понимания" чужой души и развитие междуконфессионального общения, особенно проявившее себя в Америке, естественно приводило к уяснению того, что "перегородки исповеданий" не так уж существенны. Надо думать, таково мое предположение, которое я мог бы достаточно иллюстрировать примерами, взятыми и из других стран и из других эпох — что в протестантизме это ослабление конфессиональных (точнее "enterdenominational", употребляя более точнее американский термин) перегородок было связано в последние полвека с мистической жаждой ощутить свое единство во Христе. По крайней мере, об американском, а позднее и европейском междуконфессиональном христианском общении можно безусловно утверждать, что в нем проявилась глубинная и страстная мистическая тоска о Церкви в её единстве, страстная потребность найти себя в теле Христовом, реально пережить то, что "omnes unum sint". Эта чисто мистическая жажда составляет доныне живую творческую основу различных междуконфессиональных организаций, неиссякаемый источник их стремлений к объединению и общению». В. В. Зеньковский, Париж. Сборник "Христианское воссоединение: экуменическая проблема в православном сознании". Париж: YMCA-press, 1933, сс. 142-166
«Когда я утверждаю центральное значение литургической стороны в работе с молодежью (в целях укрепления чувства абсолютности Церкви), то имею в виду то, чтобы в этой работе постоянно имело место участие в литургической жизни Церкви, постоянное участие в таинствах. Идеалом такой работы могут служить наши русские съезды, на которых каждое утро служится литургия, а в конце съезда все исповедуются и причащаются св. Таин. И посещение литургии, и говение отнюдь не обязательно — обязательность обозначала бы, что все это уже не есть живая потребность и подлинное средоточие всей жизни на съездах. Вся плодотворность литургической стороны на съездах заключается в том, что она действительно, а не формально, является нужной и дорогой, питательной и творческой. Высокое воспитательное значение участия в ежедневных литургиях покоится на той молитвенной близости, на том духовном взаимообщении, которое естественно крепнет на литургиях». В. В. Зеньковский, Париж. Сборник "Христианское воссоединение: экуменическая проблема в православном сознании". Париж: YMCA-press, 1933, сс. 142-166
«Решать вопрос по-иному, но упрощенно, как это не раз делают и у нас в православном богословии, отрицать за протестантскими исповеданиями то, что они находятся в Церкви, невозможно по тому простому и нерушимому признаку, что мы признаем их христианами, т.е. крещенными во имя св. Троицы. Кто крещен, тот в Церкви, хотя бы он и не пользовался всеми благодатными дарами Церкви, хотя бы в своем веросознании он ошибался бы». В. В. Зеньковский, Париж. Сборник "Христианское воссоединение: экуменическая проблема в православном сознании". Париж: YMCA-press, 1933, сс. 142-166
«Душа молодежи, ведь, с особенной силой чувствует потребность явленного, видимого единства Церкви — конечно, не в смысле канонически — административном, а сакраментально — мистическом, т.е. общения в таинствах. Пока, как, напр., на англо-русских съездах, при всем их удивительном духовном единстве, православные лишь присутствуют при совершении Евхаристии англикан, сами причащаясь отдельно на другой день, не допуская к причастью англикан, до тех пор вся духовная близость при отсутствии общения в таинствах означает не что иное, как лишь постановку вопроса о церковном единстве». В. В. Зеньковский, Париж. Сборник "Христианское воссоединение: экуменическая проблема в православном сознании". Париж: YMCA-press, 1933, сс. 142-166 |