О. Всеволод Шпиллер отзывался о Втором Ватиканском соборе: Какая исчерпывающе ясная картина всего происходящего на [II Ватиканском] Соборе! Дышишь воздухом, которым дышит Собор. Как хорошо показаны дерзания Его и благоразумная осторожность, не только общая направленность, но и внутренний смысл и значение aggiornamento [обновления] Церкви. Нет, никакие попытки девальвации всё углубляющегося и возвышающегося, всё расширяющегося и усиливающегося значения и смысла aggiornamento, никакое иронизирование над этим словом теперь уже нисколько и никогда не умалят силы движения, вышедшего из духовной, я хочу сказать, из священной глубины подлинной соборности, подлинной кафоличности Церкви.
Однажды, обращаясь с амвона к посетившему храм митрополиту Филарету (патриаршему Экзарху Белоруссии), дерзновенно сказал: "Наш приход обращает особое внимание на тему Божественной Любви". И, в то же время, не стеснялся называть некоторые вещи в приходе своими именами: например, именовал злобных старух, вытеснявших молодежь из храма, "православными ведьмами».
Его огромной заслугой было предоставление возможности желающим прихожанам причащаться каждое воскресенье а, кроме того, в праздники и даже в Пасху, что по тем временам было совершенно необычным. Ревнители истинного православия ответили на это глухим ропотом и распусканием слухов о "новой ереси".
Он предложил не вносить в повестку дня Собора вопрос о церковном суде над "карловчанами" для окончательной расправы над ними.
Отец Всеволод Шпиллер в письме своему болеющему чаду советует слушать "очень хорошую музыку, нашу и европейскую (Баха, Брамса немного, не все Бетховена, нашего Метнера, кое-что из Танеева)"
Из воспоминания бывшего православного перешедшего в католицизм: К счастью, когда моим духовником был прот. Всеволод Шпиллер, я этих препон почти не ощущал. Он разрешал мне причащаться за каждой Литургией, не настаивал ни на обязательности исповеди, ни на вычитке правила ("Ну можете какие-то молитвы почитать, если хотите, а единственная необходимая - молитва Иоанна Златоуста - всё равно читается перед самым Причащением"), ни на пощении, ни на обязательности посещения Всенощной накануне. В Николо-Кузнецком храме и в некоторых других, где меня знали, я мог причащаться когда хотел, и никто ни о чем меня не спрашивал. Но если паче чаяния я оказывался где-то еще - тут-то оно и начиналось: А на всенощной вчера был? Э-э нет, низзя! А молочка небось попил? А правило вычитал? Через две недели пост начнется - зачем тебе сейчас причащаться? Ах тебе духовник разрешил!? Вот у своего духовника и причащайся. И т.п. Грустно мне как-то от всего этого было. Приезжаешь в какое-то новое место, и никакой гарантии, что тебя причастят. У католиков наоборот: никогда никто ни о чем не спрашивает, если человек идет к Чаше, значит знает, что делает."
Из воспоминаний о.Георгия Кочеткова «Отец Всеволод благословил совершать агапы не по жёсткому богослужебному чину, и я, естественно, не мог ослушаться, хотя сначала представил ему для благословения именно чин агапы, который сам написал. Конечно, я не просто выдумал его из головы, а положил в основу прекрасную традицию Сербской церкви – чин благословения и резания «славского колача». Это оказалось духовно очень плодотворным. Для нас агапа (с греч. «любовь») стала фактически фундаментом нашей общинной и братской жизни.»
Из воспоминаний о.Георгия Кочеткова "Отец Всеволод Шпиллер дал мне благословение поступать (в аспирантуру-авт.), сказав слова, имевшие для меня огромное значение: «Нужно, чтобы Вы знали, в какой области в Вас Дух Святой может действовать. Вы должны ещё раскрыться. Хорошо, что Вы хотите в семинарию, но если Вы сейчас пойдете туда, из Вас выйдет лишь хороший попик. Хорошие попики нам нужны, но ещё больше нам нужны хорошие священники. Готовьтесь». |