«Но вот вопрос: каков взгляд св. Отцев нашей Православной Церкви на ересь?... "Ересь есть отчуждение от Бога. Еретик отлучается от Бога живаго и истинного, и приобщается диаволу и ангелам его. Отлученный от Христа (конечно через исповедуемое им ложное учение о Христе) уже не имеет Бога, Которого он мог бы умолить о грехах своих, и во всех отношениях есть погибший"».Иосиф Оптинский, преп. Ответ на письмо, полученное из-за границы от русской православной, состоящей в замужестве за протестантом / http://stopoikumena.org.ru/oblichit/obl004.htm.
«В конце „Кормчей книги", в главе „О Римском отпадении, како отступиша от православныя веры, и от святыя Восточныя Церкви", папа римский со своими последователями, неправо именующими себя католиками, названы еретиками. О других же христианских вероисповеданиях протестантских и говорить нечего, так как они еще далее уклонились от Православия. В той же „Кормчей" книге, в 10-й главе, в 6-м правиле Поместного Лаодикийского Собора о еретиках вообще произнесен такой суд Святой Церкви: „несть достойно еретиком в церковь Божию входити". А в 33-м правиле того же Лаодикийского Собора сказано: „С еретики и со отвергшимися от Соборныя Церкве да не помолится никто"».
«Неправославный, или еретик, если бы вздумал принести пред православным иереем раскаяние во грехах своих, покаяние его будет недействительно. Читаем в «Православном Исповедании» в 1-й части вопрос 113-й: что мы должны наблюдать при таинстве покаяния? - Ответ. Во-первых, должны смотреть, чтобы кающийся был христианин Православной и кафолической веры: ибо покаяние без истинной веры не есть покаяние, и не приемлется от Бога».Иосиф Оптинский, преп. Ответ на письмо, полученное из-за границы от русской православной, состоящей в замужестве за протестантом / http://stopoikumena.org.ru/oblichit/obl004.htm.
«В 1-ю неделю Великого Поста, совершая Торжество Православия, св. наша Церковь изрекает анафему, т.е. отлучение от единения с собою всех еретиков и отступников от Православия: следовательно, и латинян или римских католиков и протестантов».Иосиф Оптинский, преп. Ответ на письмо, полученное из-за границы от русской православной, состоящей в замужестве за протестантом / http://stopoikumena.org.ru/oblichit/obl004.htm.
«Православной Церкви... одной присущи вся божественныя силы, яже к животу и благочестию (2 Петр. 1, 3)». Поэтому понятно, что еретик, лишенный «божественных сил, яже к животу и благочестию», лишен и спасения: «Те же, которые вне Церкви… гибнут безвозвратно».Иосиф Оптинский, преп. Ответ на письмо, полученное из-за границы от русской православной, состоящей в замужестве за протестантом / http://stopoikumena.org.ru/oblichit/obl004.htm.
Хотя в Пространном Христианском Катихизисе Православной Кафолической Восточной Церкви, в 11-м члене, сказано, что душам умерших к достижению блаженнаго воскресения вспомоществовать могут приносимыя за них молитвы, …но это говорится о душах православных христиан, и притом умерших с верою. – Душе же неправо верующего, умершего при своих заблуждениях, и не принесшего в них искреннего покаяния пред Господом, какая может быть надежда на спасение? – Молиться о ея спасении (Со святыми упокой…) нельзя; потому что при жизни неправовер не отрекся от своих заблуждений и не принес искреннего раскаяния в них пред Господом. ..К чему бы в Православной Церкви составлять особые "Чины" на присоединение римских католиков и протестантов к Православной вере, если бы и без того можно было молиться о спасении их душ? «ОТВЕТ НА ПИСЬМО ОТ ПРАВОСЛАВНОЙ, СОСТОЯЩЕЙ В ЗАМУЖЕСТВЕ ЗА ПРОТЕСТАНТОМ»
"... Причащаться каждую неделю не советую, лучше держаться общего чина и порядка. А что даже и без поста, то за это болеть будешь, за это приключается человеку тоска и уныние ..."
«Молиться за неправославных христиан церковно-общественною молитвою, наравне с православными христианами, т. е. поминать имена их в храмах так же, как поминаются имена православных христиан, противно учению и постановлениям нашей Единой Святой Соборной Апостольской Церкви... Так мы говорим, так и поступаем. И это вовсе не по ненависти к неправоверующим христианам, и не потому, что мы не желаем им добра, а потому, что самочинная или самовольная наша за них молитва и Богу будет неугодна, и для душ их безполезна, а молящимся за них обратится в грех». |