«Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики. Поэтому совершенно неправильно объединяться с ними... Латиняне не только раскольники, но и еретики. Церковь молчала об этом потому, что их племя гораздо больше и сильнее нашего»
Он так обращается к латинянам по поводу вставки «филиокве» в Символ веры: «Итак, запрещение (изменять Символ – А. Н.) относится к тексту, а не (только) к смыслу, как вы считаете. И, следовательно (поскольку вы нарушили это запрещение), ваши епископы и клирики уже – не епископы и не клирики, будучи низложены такими великими и древними Соборами, а миряне – подлежат анафеме и отлучению… Ибо прибавлять или изымать слова, это – дело еретиков, которые желают, благодаря сему, укрепить свою ересь».Марк Ефесский, свт. Диалог, которого название «Латинянин», или о прибавлении в Символе // Амвросий, архим. Святой Марк Ефесский и Флорентийская Уния. Джорданвилль, 1963, с. 181.
«На основании сего (прещения) (2 Вселенского Собора вносить изменения в Символ веры – А. Н.) тем епископам и тем клирикам - быть несвященными и чуждыми данной им благодати, а мирянам - подлежать анафеме, т.е. отлучению от Бога».Марк Ефесский, свт. Изложение о том, каким образом он принял архиерейское достоинство, и разъяснение о соборе, бывшем во Флоренции // http://www.pagez.ru/lsn/0240.php.
Относительно латинян: «подлежать тем проклятиям, которые изрекли Отцы (на тех, которые дерзнут вносить изменения в Символ Веры)».Марк Ефесский, свт. Диалог, которого название «Латинянин», или о прибавлении в Символе, с. 178.
«После Седьмого Вселенского Собора собирается иной Собор снова, во время Василия, императора Ромеев, созванный Святейшим Патриархом Фотием… Этот Собор… дерзающих с тех пор говорить оное прибавление («филиокве» - А. Н.) в Символе предал анафеме. “Если кто, - говорит он, - помимо этого священного Символа дерзнет иной писать, или прибавлять, или убавлять, и дерзко отзываться об этом постановлении, да будет осужден и извержен из всего христианского общества”».Марк Ефесский, свт. Диалог, которого название «Латинянин», или о прибавлении в Символе, с. 182.
«Так что напрасно латиняне хвалятся верой в Троицу, Которую они так оскорбляют своими догматами».Марк Ефесский, свт. Силлогические главы против латинян // Амвросий, архим. Святой Марк Ефесский и Флорентийская Уния. Джорданвилль, 1963, с. 263.
«И что латиняне поставят в вину македонианам, когда и сами они откровенно являются духоборами».Марк Ефесский, свт. Силлогические главы против латинян // Амвросий, архим. Святой Марк Ефесский и Флорентийская Уния. Джорданвилль, 1963, с. 277.
Никогда, о человек, то, что относится к Церкви, не исправляется через компромиссы: нет ничего среднего между истиной и ложью.
Свт. Марк Эфесский на Ферраро-Флорентийском соборе от лица Православной делегации писал: V Вселенским Собором такое мнение (о конечности мучения) признано из всех учений наиболее бесчеловечным и, как причиняющее вред Церкви и как ослабляющее старательных, предано анафеме… Итак, эти изречения, если и действительно сказаны чудным Григорием… никоим образом не убедительны для нас, взирающих на общее суждение Церкви и руководящихся Божественным Писанием, а не взирающих на то, что каждый из учителей писал, выражая как свое личное мнение. |