Встреча председателя ОВЦС МП митрополита Волоколамского Илариона с Папой Римским Бенедиктом XVI состоялась 29 сентября 2011 года в летней резиденции римских понтификов в Кастель Гандольфо, сообщает Служба коммуникации ОВЦС.
Кастель Гандольфо, 30 сентября 2011 года
ЛОБЫЗАНИЕ РУКИ ПАПЕ РИМСКОМУ
В ходе беседы был обсужден широкий круг вопросов, касающихся двусторонних отношений Римско-Католической Церкви и Московского Патриархата.
После встречи, проходившей один на один, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата представил Папе Бенедикту XVI сопровождающих его лиц, в их числе – секретарь ОВЦС по межхристианским связям протоиерей Димитрий Сизоненко, настоятель ставропигиального прихода святой великомученицы Екатерины в Риме иеромонах Антоний (Севрюк), клирик Екатерининского храма протоиерей Игорь Выжанов, референт председателя ОВЦС иеродиакон Иоанн (Копейкин), православные меценаты В.С. Якунин и С.А. Пластинин, исполнительный директор Фонда имени святителя Григория Богослова Л.М. Севастьянов. В память о встрече митрополит Иларион преподнес Папе Римскому икону святого Бенедикта Нурсийского и альбом с фресками преподобного Андрея Рублева.
Митр. Иларион (Алфеев): Модель примата еще только кристаллизуется из православной традиции... (Интервью Ватиканскому Радио)
В конце сентября 2011 г. председатель Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополит Иларион (Алфеев) побывал с рабочим визитом в Риме, где встречался с ведущими иерархами Католической Церкви и был принят на частной аудиенции Папой Бенедиктом XVI. Высокопреосвященный Иларион ответил на несколько вопросов корреспондента Ватиканского Радио Ф. Хитчена.
- Каковы Ваши впечатления от встречи с Бенедиктом XVI?
- Святой Отец – это человек веры. Всякий раз, встречаясь с ним, я чувствую себя укрепленным его духом, его мужеством и самоотверженным служением Церкви во всём мире. На меня глубокое впечатление произвели его познания в области православной традиции, а также его заинтересованность диалогом между католиками и православными. Буквально несколько дней назад он встречался с представителями Православия в Германии и говорил там о прогрессе в двустороннем диалоге. Я полагаю, что такая позиция патриарха Римско-Католической Церкви будет нам весьма полезна на пути к большему взаимопониманию в будущем.
- В Германии Бенедикт XVI выразил удовлетворение углублением сотрудничества между православными Поместными Церквами. В разгаре подготовка к Всеправославному собору, но есть и проблемы. С какими надеждами Вы приближаетесь к этому событию?
- Мы в Русской Православной Церкви не видим больших препятствий на пути к Всеправославному собору. Мы полагаем, что такой собор мог бы состояться в недалеком будущем, естественно, если не возникнет новых препятствий. Например, до сих пор продолжаются дискуссии о том, каким образом на этом соборе должны приниматься решения в подготовительных комиссиях. На протяжении последних 50 лет, а именно столько идет подготовка в собору, всегда действовал принцип единомыслия. Это – единственно возможный принцип, предусматривающий уважение к интересам каждой Поместной Церкви. Мы не считаем, что от этого принципа можно отказаться. Но другие настаивают на отходе от принципа единомыслия в пользу принятия решений простым большинством голосов. Для нас это неприемлемо. Если мы придем к согласию относительно протокола и тем обсуждений, то никаких других препятствий не будет.
- Согласны ли Вы, Ваше Высокопреосвященство, с мнением, будто спор о власти внутри самой Православной Церкви является одним из главных препятствий для развития диалога с Католической Церковью?
- Я сказал бы так: имеет место определенное различие мнений, имеют место разные взгляды на проблему примата. Когда мы в рамках смешанной комиссии дискутируем о примате епископа Рима, то на самом деле мы говорим не только о примате Рима: мы вынуждены поднять тему примата как такового. И, естественно, в этом вопросе у нас разные традиции. Существуют различия между католиками и православными, поскольку у нас, православных, никогда не существовало столь централизованной системы. Но есть и различия внутри самого Православия, и они касаются вопроса, какую роль должен играть первоиерарх Православной Церкви. Мы полагаем, что это должно быть первенство чести и что ему должна в определенной мере принадлежать роль координатора. Например, он мог бы созывать Всеправославный собор. Хотя исторически вовсе не патриарх Константинопольский и даже не Римский епископ созывали соборы. Это делал император. Наша модель примата еще только кристаллизуется из православной традиции. Но, вообще говоря, на протяжении многих столетий Православная Церковь была весьма децентрализованной в административном отношении. Каждая Автокефальная Церковь вполне независима от других Церквей и полностью самоуправляема. По этой причине у нас пока нет ясного видения того, в чем должен был бы состоять примат в православной традиции. А без такого отчетливого и общего всем нам видения трудно говорить о роли того, кто должен был бы быть «primus inter pares» во Вселенской Церкви.
- Это значит, что не следует слишком высоко поднимать планку ожиданий, по крайней мере в ближайшем будущем?
- Пожалуй, что не стоит, но всё-таки остается надежда. Поскольку, если будет желание согласовать между собой различные позиции, если будет разработан документ, а скорее документы, в которых будут ясно представлены различия, но, вместе с тем, столь же ясно будет очерчен путь в будущее, то прогресс станет возможным. Но если отдельные Православные Церкви будут стремиться навязать другим свое видение примата, то неизбежно появятся препятствия. Именно это и происходит теперь. Если же нам удастся преодолеть это ненужное и неуместное давление, оказываемое на Церковь со стороны некой Поместной Церкви, прогресс будет достигнут, как я думаю, очень быстро.
- Через несколько лет Церковь как на Востоке, так и на Западе будет отмечать годовщину Миланского эдикта. В этой связи высказываются мнения, что соответствующие торжества могли бы стать поводом для первой встречи между Папой Бенедиктом и Патриархом Кириллом. Каковы Ваши ожидания в этом отношении?
- Мы верим, что такая встреча состоится когда-нибудь в будущем. Но мы пока еще не готовы обсуждать ее дату, место и протокол. И это потому, что для нас значимо прежде всего содержание этой встречи. Как только мы придем к согласию в вопросах, относительно которых мы не согласны или относительно которых имеем разные взгляды, такая встреча станет возможной. Однако она нуждается в весьма бережной подготовке. Не нужно спешить. Не нужно и оказывать какого-либо давления, требуя назначить конкретную дату.
- В католической среде многие простые верующие весьма разочарованы отсутствием прогресса в диалоге на высшем уровне. Верующие сотрудничают между собой, вместе молятся и желают большего прогресса. А как обстоят дела в России, в российском православии? Существуют ли там подобные настроения?
- Я думаю, что существует много возможных форм сотрудничества между католиками и православными. И это происходит во многих регионах мира, в том числе и в России. Например, успешно развивается наше сотрудничество с московской католической общиной, а также сотрудничество в других странах, на которые распространяется юрисдикция Московского Патриархата, например, в Украине. Там у нас есть определенные проблемы с греко-католиками, но это – долгая история, имеющая свои истоки в далеком прошлом и неблагоприятных исторических событиях.
- У греко-католиков теперь новый предстоятель. Можно ли в связи с этим надеяться на улучшение взаимных отношений?
- Да, мы с удовлетворением воспринимаем его первые шаги и заявления, коими определяется курс и кои свидетельствуют о желании тесного сотрудничества с канонической Православной Церковью Украины, которой является Украинская Православная Церковь Московского Патриархата. Он уже встречался с митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром. Я полагаю, что это – хороший знак.
Перевод: Сибирская католическая газета
Нормы этикета выше христианской совести: митрополит Иларион (Алфеев) разъяснил ситуацию с лобзанием православными священнослужителями руки Римскому папе
29 сентября 2011 года состоялась встреча председателя ОВЦС МП митрополита Волоколамского Илариона с папой Римским Бенедиктом XVI. Встреча прошла в летней резиденции Римских понтификов в Кастель Гандольфо. В ходе беседы был обсужден широкий круг вопросов, касающихся двусторонних отношений Римско-Католической Церкви и Московского Патриархата. После встречи, проходившей один на один, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата представил папе Бенедикту XVI сопровождающих его лиц, в их числе – секретарь ОВЦС по межхристианским связям протоиерей Димитрий Сизоненко, настоятель ставропигиального прихода святой великомученицы Екатерины в Риме иеромонах Антоний (Севрюк), клирик Екатерининского храма протоиерей Игорь Выжанов, референт председателя ОВЦС иеродиакон Иоанн (Копейкин) и другие члены делегации.
В интернете появился видеосюжет, запечатлевший встречу делегации Отдела внешних церковных связей во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) с папой Римским Бенедиктом XVI.
В ходе этой встречи православные священники целуют руку главе Католической церкви и принимают от него благословение, а один из них даже просит папу: Bless me, please («Благословите меня, пожалуйста»). Данный видеосюжет вызвал немалый соблазн и недоумение у многих православных людей в связи с поведением православных священнослужителей из ОВЦС на приеме у Римского понтифика.
На видеоролике видно, как сначала руку папе целует православный священник, которого митрополит Иларион представляет как «отец Димитрий Сизоненко, секретарь по межхристианским отношениям в нашем департаменте по церковным отношениям» (имеется ввиду ОВЦС – прим. БО). Этот о.Дмитрий говорит папе:«Bless me, please» – Благословите меня, пожалуйста.
Далее второй отец из православных подходит и тоже целует руку папе. Митрополит Иларион говорит: – Это отец Энтони, он – новый настоятель храма св. Екатерины в Риме. Он был личным секретарем патриарха Кирилла в течение четырех лет. – Этот Энтони (Антоний по-нашему) говорит папе: – Если однажды Вы сможете посетить нас, то это будет для нас огромная честь. – Снова благодарит папу и целует папе руку.
Эту ситуацию разъяснил в программе «Церковь и мир» телеканала «Россия 24» от 22 октября сам председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Его Высокопреосвященство митрополит Иларион (Алфеев). По его словам, «в Ватикане существует определенный этикет, согласно которому те, кто посещают папу, целуют ему руку. Такой этикет существует и при многих других монарших дворах. Не надо забывать о том, что папа Римский является помимо того, что он глава Католической церкви, он ещё и монарх в своем государстве. Когда я его посещал, то члены сопровождающей меня делегации, – там были и священники и миряне, – спрашивали, как себя вести. Я это оставил на их усмотрение».
От редакции: Православный христианин в своих делах, словах и мыслях должен, прежде всего, руководствоваться Священным Писанием и Священным Преданием. Разумеется, православные в мiре сем живут в окружении как инославных, так и иноверных, причем те и другие имеют свои устоявшиеся нравы и правила поведения, из которых складывается этикет. Нормы этикета могут и противоречить православной вере и благочестию, а посему не могут быть самодовлеющими для православного христианина. Говоря конкретнее, православный христианин должен отдавать себе отчет, не нанесет ли формальное следование нормам этикета урон его исповеданию и не станет ли соблазном для собратьев во Христе. Так это было испокон веков. Например, святой благоверный князь Михаил Черниговский и его боярин Феодор прекрасно знали, как осуществляются официальные приемы у золотоордынского хана. Этикет требовал прохождения гостей через огонь (что знаменовало собой почитание этой неукротимой стихии и, скорее всего, было заимствовано из персидских культов), а также поклонение некоему изваянию. Святые мученики Михаил и Феодор были поставлены перед выбором: соблюсти этикет и тем самым отречься от Христа или соблюсти благочестие и тем самым вызвать гнев хана. Святые мученики выбрали второе, несмотря на то что хан был монархом, – и за это удостоились царствования на Небесах, т.е. истинного монаршества.
В Ватикане до недавнего времени тоже существовал своеобразный этикет. Лица, приглашенные к папе или просившие у него аудиенции, должны были припасть к его ногам и поцеловать его туфлю. Но так как этикет был нарочито одиозным (ведь папу посещали и высокие сановники и мусульманского мiра, которые, разумеется, этому не следовали), то от него мало-помалу пришлось отказаться.
Целование папской руки и испрашивание у него благословения является суррогатом отмершей нормы, а значит – не несет в себе никакого обязательного характера даже для светских лиц, а уж тем более для православного духовенства. Кстати сказать, ни Президент, ни глава Правительства, ни Министр иностранных дел Российской федерации (а уж последний в силу своей должности и статуса прекрасно знаком со всеми тонкостями дипломатического этикета) при посещеннии в Ватикане Римского папы не лобызали папскую руку и не боялись тем самым нарушить «этикет». Ведь для Священного Предания Русской Православной Церкви Римо-католицизм – это нечестие, т.е. ересь (как, например, это следует из службы священномученику Патриарху Ермогену). А в нечестии отсутствует благодать как таковая, и никакой понтифик не способен ее преподать. Неужели православные священники из ОВЦС этого не знают? А если знают, – то зачем же они подходили к Римскому папе за мнимым «благословением»? Послужить суррогату? Ведь сам митрополит Иларион проговорился, что это оставляется на усмотрение членов сопровождающей его делегации. Значит, это вовсе не обязательный этикет, а изволение совести этих священников, которые этим поступком уже растоптали свой авторитет.
Но как это чуждо заветам тех святых, которые приняли и соблюли Православную Веру!
В заключение приведем 32-е правило Лаодикийского Собора: «Не подобает от еретиков принимати благословения, которыя суть суесловия паче, нежели благословения».
|