Быки и медведи Восьмого Собора
на фото: Скульптура быка и медведя перед Франкфуртской фондовой биржей
Как сообщалось ранее, 22 января 2016 года в Православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези (Швейцария) началось Собрание Предстоятелей Поместных Православных Церквей, которое продлится до 28 января. На встрече обсуждаются ключевые вопросы подготовки Святого и Великого Всеправославного Собора, который запланирован на 19 июня 2016 года. На Собрании отсутствуют Патриарх Антиохийский Иоанн, Предстоятель Элладской Православной Церкви Архиепископ Афинский и всея Эллады Иероним и Предстоятель Польской Православной Церкви Митрополит Варшавский Савва.
От Московского Патриархата в Собрании участвуют: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, митрополит Волоколамский Иларион, протоиерей Николай Балашов.
Из уже состоявшихся выступлений Святейшего Патриарха Кирилла и Патриарха Константинопольского Варфоломея стали известны некоторые новые подробности обсуждаемых вопросов.
В частности предстоятель Русской Церкви выразил убежденность в необходимости пересмотра проекта документов «Календарный вопрос» и «О препятствиях к браку». Святейший впервые предал огласке некоторые моменты из данных проектов, о которых ранее не сообщалось. Касательно календарного вопроса он заявил: "тема «более точного определения даты Пасхи» совершенно не актуальна для Православной Церкви и может лишь посеять смуту среди многих верующих". Из этого краткого сообщения явствует насколько кардинально ставится на Соборе вопрос изменения богослужебного календаря, к тому же изменение даты празднования Пасхи неизбежно влечет за собой сдвиг всего годового богослужебного круга. Однако, с другой стороны, наряду с осуждением попытки реформирования Пасхальной даты, мы не услышали из уст Патриарха каких-либо предложений, касательно пересмотра нынешней ситуации с календарем, ведь как известно, в один день с еретиками на протяжении уже многих десятилетий в результате масонского заговора по введению так называемого "новоюлианского календаря" при непосредственном участии патриарха Мелетия (Метаксакиса), отмечают Рождество, а также все прочие церковные праздники, за исключением Пасхи, большинство Поместных Православных Церквей. В частности еще с марта 1924 года Константинопольская, Элладская (кроме монастырей Святой горы Афон) и Кипрская православные церкви стали совершать богослужения по новому календарю, с 1 октября того же года за ними последовала Румынская Церковь, с 1926 года - Александрийский Патриархат, в 1948 году отступила от святоотеческой традиции Антиохийская Церковь, затем Албанская и Чехословацкая, с декабря 1968 года Болгарская Православная Церковь начинает служить "по-новому", с 1 сентября 1982 года Православная Церковь в Америке также переходит на новый стиль и наконец, Финляндская Православная Церковь, дерзко поправ 7-е апостольское правило, даже Пасху стала праздновать согласно григорианской пасхалии. Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская, а с недавнего времени и Польская православные Церкви придерживаются многовековой традиции и продолжают служить по юлианскому старому календарю.
Может быть вопрос о всеобщем переходе на тот самый "новоюлианский календарь" в проекте документа "Календарный вопрос" уже решен положительно, а вопрос «более точного определения даты Пасхи», коль он уже так прописан в самом документе, должен будет по мнению его авторов решаться после проведения Собора?
В конце приведем исчерпывающее Соборное определение 1583 года относительно календарного вопроса:
Так как опять церковь старого Рима, как бы радуясь тщеславию своих астрономов, неосмотрительно изменила прекрасные постановления о священной Пасхе, совершаемой христианами всей земли и празднуемой, как определено, — сего ради становится причиною соблазнов, ибо пред нашей мерностью предстали мужи армяне, спрашивая относительно практики празднования, потому что и они вынуждаются принять новшества. Сего ради мы должны были сказать, что о сем постановлено святыми Отцами. Наша мерность, обсудив вместе с блаженнейшим патриархом Александрийским и блаженнейшим патриархом Иерусалимским и прочими членами синода в Дусе Святе, определяет и разъясняет решение о сем св. Отцов: кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских соборов о святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям св. соборов и хочет их изменить и ослабить — да будет анафема (ἀς ἔχει τὸ ἀνάθεμα), отлучен от Церкви Христовой (καὶ ἔξω τῆς τοῦ Χριστοῦ Ἐκκλησίας) и собрания верных. Вы же, православные и благочестивые христиане, пребывайте в том, в чем научились, в чем родились и воспитались, и когда вызовет необходимость и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохранить отеческую веру и исповедание. Хранитесь и будьте внимательны от сих, дабы и Господь наш Иисус Христос помог вам и молитвы нашей мерности да будут со всеми вами. Аминь.
+ Константинопольский патриарх Иеремия II,
+ Александрийский патриарх Сильвестр,
+ Иерусалимский патриарх Софроний
и прочие архиереи Собора, бывшего 20 ноября 1583 г.
Таким образом, введение новоюлианского календаря, даже без «более точного определения даты Пасхи» однозначно способно "посеять смуту среди многих верующих", по крайней мере в Русской Православной Церкви.
Не меньшую озабоченность, по словам Его Святейшества, вызывает проект документа «О препятствиях к браку», в котором содержится лишь сухой перечень канонических препятствий и никак не отражается позиция Церкви относительно института семьи в современном мире.
Опять же эти слова нас уводят в сторону от обсуждения сути Документа. Ведь "сухой перечень канонических препятствий", мог быть подвергнут радикальному пересмотру в процессе предсоборной дискуссии. И в этом мы можем убедится, изучив к примеру проект документа Межсоборного присутствия "О церковном браке", который кстати направлялся в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, и его обсуждение на сайте "Богослов.RU. В частности в ПРИЛОЖЕНИИ к проекту под названием "О кровном родстве и свойстве" прописано:
В кровном родстве по боковой линии в степенях, при наличии которых брак может быть совершен по благословению архиерея, состоят (в этом и в следующих перечнях приводятся все возможные родственные связи каждой степени при том, что браки в некоторых случаях невозможны даже теоретически, учитывая разницу в поколениях): - данное лицо с детьми своих двоюродных братьев или сестер; - троюродные братья и сестры между собой.
Алфавитная Синтагма стала пережитком прошлого? А она четко гласит: "не позволительно мне брать в супружество дочь моего брата или моей сестры, - ни внуку их, состоящую (по отношению ко мне) в 4-й степени, - ни дочь дяди, т.е. двоюродную сестру; ни сыну моему не позволительно вступать в брак с внукою их (т.е. моего дяди или тетки), - ибо они называются троюродными".
И это далеко не единственная попытка радикального пересмотра канонов в Документе, авторами которого стали члены Межсоборного присутствия.
Таким образом, переводя дискуссию в русло "проблем института семьи в современном мире", а это, как мы можем догадаться относится в первую очередь к проблемам так называемых гражданских и однополых браков, наше внимание отвлекают от главных духовных проблем.
Достаточно показательным стало и выступление Константинопольского Патриарха Варфоломея, из уст которого прозвучала нескрываемая угроза всем «инакомыслящим» православным христианам: "Отметив, что Всеправославный Собор еще прежде своего созыва получил название “разбойничьего собора” от некоторых “защитников православия”, Вселенский Патриарх вопрошает – чьей властью вынесено такое определение и каковы будут канонические последствия в случае неподчинения этим решениям?"
Он также предложил, чтобы Собор работал в течение двух недель и отметил, что неучастие некоторых Церквей в работе вселенских Соборов не лишало их статуса Вселенских. В заключении Патриарх Варфоломей откровенно призвал к участию в "Святом" Соборе католических представителей: "поскольку православные наблюдатели были на Втором Ватиканском соборе, надо пригласить и католических наблюдателей на наш Собор".
P.S. Оценивая выступления двух главных действующих лиц предстоящего Собора, вспоминаются действия игроков на фондовой бирже, где Бык (в роли которого выступает Константинопольский Патриарх) ожидает повышения цен, чтобы продать дороже, что в нашем случае может означать наиболее радикальную деятельность по разрушению церковных устоев, а Медведь (Патриарх Московский) — ожидающий понижения цен, чтобы купить дешевле, наоборот стремится к проведению реформ так сказать "малой кровью".
Совсем скоро мы узнаем "результаты торгов".
Ах, да... на бирже существуют еще одна категория игроков - это овцы... которые слишком долго сомневаются. |