«современные ереси, лжеучения и нарушения канонов Православной Церкви»

 НОВОСТИ  •  ИНФОРМАЦИЯ О САЙТЕ  •  ПРАВОСЛАВНОЕ ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫЛЖЕПРАВОСЛАВИЕ В ЛИЦАХ •  ЕРЕТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ  •  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ • ФОТОАЛЬБОМ  •  ВИДЕО
БРАТЬЯ И СЕСТРЫ! ПРОЕКТ НУЖДАЕТСЯ В ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКЕ! РЕКВИЗИТЫ ДЛЯ ПОЖЕРТВОВАНИЙ: ЯНДЕКС-ДЕНЬГИ - 410011201452657, WEBMONEY - R338898210668, Z104647489717 
Меню сайта
Категории раздела
АВТОКЕФАЛИЯ УПЦ МП [32]
АГАПЫ [1]
АНТИХАЛКИДОНИТЫ [47]
АПЭ И КПД [0]
АТЕИЗМ [2]
АСТРОЛОГИЯ [1]
БАПТИЗМ [8]
БЕССАРАБСКАЯ МИТРОПОЛИЯ РУМЫНСКОЙ ПЦ [0]
БИОЭТИКА [10]
БОГОСЛУЖЕНИЯ В ИНОСЛАВНЫХ ХРАМАХ [6]
БРАДОБРИТИЕ [1]
БУДДИЗМ ИНДУИЗМ ЯЗЫЧЕСТВО [16]
ВОСЬМОЙ СОБОР [102]
ГЛОССОЛАЛИЯ [1]
ДИОМИДОВЦЫ [0]
ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ [82]
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ГРУППЫ [3]
ЕРЕСЬ АРХИМ. ТАВРИОНА (БАТОЗСКОГО) [2]
ЕРЕСЬ МИТР. АНТОНИЯ СУРОЖСКОГО [5]
ЕРЕСЬ О ГРАНИЦАХ ЦЕРКВИ [16]
ЕРЕСЬ О НЕВЕЧНОСТИ МУК [10]
ЕРЕСЬ О ПЕРВОРОДНОМ ГРЕХЕ [2]
ЕРЕСЬ О ПРИРОДЕ ХЛЕБА И ВИНА [1]
ЕРЕСЬ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ СПАСИТЕЛЯ [0]
ЕРЕСЬ О. АЛЕКСАНДРА МЕНЯ [28]
ЕРЕСЬ О. АЛЕКСАНДРА ШМЕМАНА [14]
ЕРЕСЬ О. ГЕОРГИЯ КОЧЕТКОВА [45]
ЕРЕСЬ О. ИОАННА МЕЙЕНДОРФА [1]
ЕРЕСЬ О. ПАВЛА ФЛОРЕНСКОГО [2]
ЕРЕСЬ О. СЕРГИЯ БУЛГАКОВА [2]
ЕРЕСЬ ПРОФ. ОСИПОВА [2]
ЕРЕТИЧЕСКИЕ КНИГИ [15]
ЕРЕТИЧЕСКИЕ СМИ [1]
ЖЕНСКОЕ СВЯЩЕНСТВО [25]
ЗАПАДНЫЙ ОБРЯД В ПРАВОСЛАВИИ [1]
ЗАЩИТА КОЩУНСТВА [9]
ИКОНОБОРЧЕСТВО [4]
ИМЯБОЖНИЧЕСТВО [2]
ИСЛАМ [50]
ИУДАИЗМ [30]
КАЛЕНДАРНАЯ РЕФОРМА [15]
КАТОЛИЦИЗМ [164]
КОЗЛОГЛАСИЕ [1]
КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ [4]
КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ПАТРИАРХАТ [0]
КРИПТОХРИСТИАНСТВО [2]
КРИТИКА СВЯТЫХ [0]
КРИТИКА ЦЕРКВИ [3]
ЛЖЕМИССИОНЕРСТВО [13]
ЛЖЕСТАРЧЕСТВО [4]
ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ОБНОВЛЕНИЕ [41]
МАРОНИТЫ [1]
МАСОНСТВО В ЦЕРКВИ [1]
МОЛИТВЫ С ЕРЕТИКАМИ [37]
МОШЕННИКИ [2]
НАГРАЖДЕНИЕ И ПОЗДРАВЛЕНИЯ ЕРЕТИКОВ [34]
НАРУШЕНИЕ ПОСТОВ [3]
НЕСВЯТЫЕ СВЯТЫЕ [1]
НИКОДИМОВЦЫ [1]
ОККУЛЬТИЗМ [3]
ОСВЯЩЕНИЕ НЕПОТРЕБНЫХ МЕСТ [6]
ОТМЕНА КАНОНОВ [0]
ОТРИЦАНИЕ ЧУДЕС [0]
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЩЕНИЯ К СВЯЩЕННОНАЧАЛИЮ [14]
ПЕРЕВОДЫ И ИЗМЕНЕНИЯ Ц-СЛ ТЕКСТОВ [10]
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ [10]
ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ [7]
ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА [23]
ПРАВОСЛАВНАЯ МЕДИЦИНА [7]
ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ [4]
ПРАВОСЛАВНАЯ ЭКОЛОГИЯ [8]
ПРАВОСЛАВНЫЕ БАЙКЕРЫ [12]
ПРАВОСЛАВНЫЙ БАНКИНГ [0]
ПРАВОСЛАВНЫЙ СПОРТ [39]
ПРАВОСЛАВНЫЙ СТРИПТИЗ [3]
ПРАВОСЛАВНЫЙ ЮМОР [4]
ПРОРОЧЕСТВА [7]
ПРОТЕСТАНТИЗМ [14]
РОК-РЭП-ПОП-ДЭНС-МИССИОНЕРСТВО [11]
РПЦЗ [0]
РПЦЗ (А) [0]
СКАУТЫ [2]
СОВРЕМЕННЫЕ ХРАМЫ [4]
СОДОМСКИЙ ГРЕХ [16]
СОЦИАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ [0]
СОЦИАЛЬНОЕ ХРИСТИАНСТВО [1]
СТАРООБРЯДЧЕСТВО [4]
СТЯЖАТЕЛЬСТВО [6]
ТАБАКОКУРЕНИЕ [0]
ТАИНСТВО БРАКА [4]
ТАИНСТВО ЕЛЕООСВЯЩЕНИЯ [0]
ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ [6]
ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА [1]
ТОЛЕРАНТНОСТЬ [7]
ТРАНСГУМАНИЗМ [3]
ТРУДОВАЯ ДЕЯТ-ТЬ КЛИРА [5]
УАПЦ [1]
УГКЦ [0]
УПЦ КП [2]
УПЦК [0]
УРАНОПОЛИТИЗМ [11]
ФИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ [0]
ЦЕРКОВНАЯ ЦЕНЗУРА [1]
ЦЕРКОВНЫЕ ОБЛАЧЕНИЯ [6]
ЭВОЛЮЦИОНИЗМ [13]
ЭКУМЕНИЗМ [83]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 166
Статистика
Яндекс.Метрика Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов Всего.RU Goon Каталог сайтов
Онлайн всего: 3
Гостей: 2
Пользователей: 1
finik1976
Главная » 2003 » Май » 25 » 1968 год Комиссия при Священном Синоде РПЦ по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора
22:47
1968 год Комиссия при Священном Синоде РПЦ по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора

Всеправославный Предсобор. Взаимоотношения Православной Церкви с остальным христианским миром.

Комиссия при Священном Синоде Русской Православной Церкви по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора, 1968 г.

Работа Комиссии состояла в разработке тем, намеченных для Всеправославного Предсобора Всеправославным совещанием на о. Родос в сентябре 1961 г. («Журнал Московской Патриархии» 1961 г., № 11, стр. 25—27), и в составлении проектов резолютивных документов по каждой теме.

По всем темам перечня, предложенного Родосским совещанием, на заседаниях Комиссии были подготовлены проекты резолютивных текстов, представляемые ныне на рассмотрение Священного Синода. Последнее заседание Комиссии состоялось 5 июня 1968 г.

Епископ Архангельский и Холмогорский НИКОНВ. БОРОВОЙ, протоиерей, профессор Ленинградской духовной академии, заместитель директора департамента Всемирного Совета Церквей «Вера и строй».

 

 

 

Проект резолютивного документа

«Взаимоотношения Православной Церкви с остальным христианским миром».

V. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ С ОСТАЛЬНЫМ ХРИСТИАНСКИМ МИРОМ

А. ИЗЫСКАНИЕ ПУТЕЙ К СБЛИЖЕНИЮ РАДИ ДОСТИЖЕНИЯ ЕДИНСТВА ЦЕРКВЕЙ ВО ВСЕПРАВОСЛАВНОМ ЦЕЛОМ

1. Всеправославное целое понимается как истинная Церковь Христова.

2. Сближение и единство церквей возможно лишь при искреннем стремлении к нему и деятельном участии каждой Церкви в целом, а не только ее официального возглавления.

3. Достижение единства всех христианских церквей и исповеданий явится следствием внутреннего единства в духе Христовом и завершения глубокой богословской работы.

4. Выявление истин веры общих для всех церквей — есть первый шаг на пути к сближению. Однако останавливаться на вопросах, имеющих тождественное решение в различных церквах, недостаточно: необходимо объективное рассмотрение и беспристрастное решение проблем, по которым не существует согласия церквей.

5. Постепенному устранению несогласий в решении исторически сложившихся богословских проблем должны помочь научные изыскания, раскрывающие различные стороны жизни древней Неразделенной Церкви.

6. Однако никакое сближение не приведет к единству во Всеправославном целом до тех пор, пока христиане всех церквей не возревнуют о приобретении заповеданной Христом любви друг ко другу (Ин. 13, 34), которая изливается в сердца наши Духом Святым (Рим. 5, 5), как следствие постоянного понуждения себя к исполнению всех заповедей Господа Иисуса Христа.

Б. ПРАВОСЛАВИЕ И МЕНЬШИЕ ДРЕВНИЕ ВОСТОЧНЫЕ ЦЕРКВИ

1. ОБЩИЙ ВЗГЛЯД

Меньшие древние восточные церкви, которые лучше называть Восточными нехалкидонскими церквами,— это христианские общества, отделившиеся от Вселенской Церкви в результате христологических споров V и VI вв., усложненных исторической обстановкой распадения Византийской империи. По происхождению следует различать две группы этих церквей: несторианскую и монофизитскую. Общецерковные исследования последнего времени показывают, что имена эти условны. Исторически сложилось так, что отделенные от Вселенской Церкви многочисленные общества христиан, населявшие области, отошедшие от Византийской империи или находившиеся за ее пределами, образовали самостоятельные церкви, не только не тяготевшие к восстановлению утраченной христианской общности, но и углублявшие произведенное разделение. Вместе с тем они, как и их «византийские» братья, в течение пятнадцати веков несли служение христианской проповеди и совершенствования внутренней, духовной жизни своих членов. В межцерковном движении разделенные церкви снова встретились и обнаружили друг у друга много общего в вероучении, святость жизни и одинаковые элементы церковного строя. Это поставило вопрос о прекращении разделения. В настоящее время существуют из так называемых «несторианских» церквей Сиро-Халдейская в пределах Ирана, а из «монофизитских» — Армянская, имеющая распространение во всем мире, с центром в Эчмиадзине (СССР), Коптская в Египте, Эфиопская в Абиссинии, Сиро-Яковитская в Сирии и Турции. Несколько отдельно может быть поставлена Сирийская церковь Индии, иначе называемая Малабарская, которая испытала влияние как несторианской, так и монофизитской традиции.

Восточные нехалкидонские церкви сохранили веру и порядок неразделенной Церкви первых трех Вселенских соборов. Они исповедуют Никео-Цареградский символ веры. Их вероучение по христологическому вопросу отправляется от богословия святого Кирилла Александрийского, но изложено в системе антиохийского нехалкидонского патриарха Севира (512—518 гг.), принимаемом в духе Энотикона императора Зенона (475—491 гг.). (В Сиро-Халдейской церкви христология носит на себе следы сочинений Феодора Мопсуэстийского, Диодора Тарского и Ивы Эдесского). Вместе с тем в современном богословии этих церквей в учении о лице Господа наблюдается тенденция к православному пониманию. В их вероучении содержатся также общехристианские воззрения на дело спасения, на участие в нем Божией Матери (без римских преувеличений) и святых, близких православному взгляду на Церковь и таинства, на деятельное участие в жизни Церкви ее членов, т. е. вдохновляемых благодатью Духа Святого ее трехчинной иерархии и мирян.

Вероучение содержит также некоторые элементы иконопочитания. Богослужение, отличаясь внешними формами от «византийского», во внутреннем содержании имеет те же черты, какие характерны всей Вселенской Церкви.

Нравственная христианская жизнь находится на должной высоте. Также, как и в халкидонских церквах, в нехалкидонских одинаково уважается жизнь в семье и в монашестве. Монашеский подвиг ставится высоко, и к монахам предъявляются строгие требования.

Обычаи церквей обусловлены их национальным распространением. При всем многообразии обычаев и при их различии в них трудно обнаружить что-либо такое, что препятствовало бы общению.

Порядок церковного устройства напоминает порядок Древней Церкви, причем обращает на себя внимание подчеркнутое требование равенства всех церквей при автокефалии и патриаршем возглавлении. Управление каждой церкви епископальное, однако пресвитеры, дьяконы и миряне не устраняются от деятельного участия в церковной жизни.

При всем том, начальные пункты расхождения, годы разделения, проходившие иногда в острой полемике различных внутренних течений, возникших в процессе борьбы с «византинизмом», наложили свой отпечаток на Восточные нехалкидонские церкви. Они испытали также влияние римской и протестантской проповеди, что в настоящее время относится особенно к молодежи. Все это понуждает Православную Церковь вновь задать своим отдельным братьям вопрос—«Како веруете?»— прежде чем окончательно решить вопрос о прекращении халкидонского разделения.

2. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Отношение отдельных Поместных православных церквей к нехалкидонским восточным церквам не всегда было одинаковым и последовательным. Во многом это отношение определялось небогословскими и даже нехристианскими факторами, например, политическими интересами Византии и других государств.

Несториане, осужденные III и V Вселенскими соборами, утвердились в пределах Персии. Существовавший между Византией и Персией государственный антагонизм способствовал углублению конфессиональных расхождений.

Монофизиты испытали на себе тяжесть изменяющейся государственной политики страны, в которой большинство из них было национально чуждыми. Они то жестоко преследовались, хотя анафематствовали вместе с Халкидонским собором Евтихия, то привлекались к унии, хотя выражали взгляды, подозрительные с православно-догматической точки зрения.

Однако внутренние силы христианской любви и стремление к единой вере поддерживали надежду Церкви на восстановление утраченного единства на Востоке. V и VI Вселенские соборы можно рассматривать как результат этого благословения. Не чужды были подобных настроений и отделившиеся христианские общества. Так, монофизитские богословы трудились для более глубокого понимания вечных христианских истин и в лице Севира близко подошли к истинному выражению учения о лице Господа [1].

Юниональные попытки прошлого времени были обречены на неудачу часто вследствие неумелого подхода, при котором существовала опасность подавления христианской свободы отдельных братьев как путем административным, так и внутренним ограничением методов и средств богословского мышления; искоренения национальных обычаев и местных особенностей церквей. Восточные Нехалкидонские церкви стремятcя к автокефалии и к признанию их на равных правах в богословии, богослужении и каноническом порядке. Они справедливо полагают, что в делах веры и церковной дисциплины не может быть диктата или даже авторитета большинства, но только свобода, всеобщее согласие и равенство.

Русская Православная Церковь в основу диалога с Восточными нехалкидонскими церквами полагает возгревание любви, столь необходимой для восстановления утраченного единства. Начало диалогу было положено преосвященным Порфирием Успенским в 1840—1850-хгг.

Используя труды этого исследователя христианского Востока, а также изучая источники и литературу Восточных нехалкидонских церквей, богословы Русской церкви пришли к важным выводам относительно возможности прекращения древнего разделения. Миссии Русской Православной Церкви, направленные в пределы Восточных нехалкидонских церквей, и представители этих церквей, посещавшие Русскую церковь, подтвердили сделанные выводы. Было отмечено обоюдное желание восстановить утраченное единство. В результате произошло знаменательное событие воссоединения с Восточным Православием через Русскую Православную Церковь части сиро-халдейских несториан. День Благовещения 25 марта 1898 г. явился поистине благовещением усилий Русской Православной Церкви в деле восстановления единства Восточной Церкви. Однако это предприятие не было лишено еще оттенков того юнионизма, который оказался столь гибельным для возгревания братской любви. В конце XIX в. в России говорили о «присоединении», и такую именно цель преследовала урмийская миссия в Персии. К концу XIX в. относятся также проекты воссоединения с Армянской церковью, составленные на основе взаимного богословского изучения.

В последние 50 лет Русская Православная Церковь вступила на новую в качественном отношении ступень во взаимоотношениях с Восточными нехалкидонскими церквами. В настоящее время происходит взаимное богословское изучение. Его питают и восполняют частые взаимные посещения иерархов и богословов. Большое значение имеет то обстоятельство, что Православные духовные академии в СССР открыли свои двери для студентов из Армянской, Эфиопской и других древних церквей. В академиях происходит непосредственное общение христианской молодежи разных традиций, в том числе и молитвенное, что не может не иметь далеко идущих перспектив. Развертывающийся межцерковный контекст требует увеличения контактов, усиления богословского обмена и ускорения воссоединения, ибо Восточные нехалкидонские церкви, состоя в межцерковной встрече с римским и протестантским христианством, нуждаются в поддержке православия.

3. КОНКРЕТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА И ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

Следует в первую очередь выработать методику взаимоотношений на пути к единству. В деле восстановления единства не должно быть допущено торопливости, при которой в воссоединенном теле способны сохраниться противоречия и разногласия, а также укрыться семена древнего раздора. Но также не должно быть промедления и затяжных богословских и церковно-канонических споров по частным и несущественным вопросам. С точки зрения формы ведения диалога также должна существовать определенная система. Для должного ведения диалога необходим отказ от всякого превозношения друг перед другом и от взаимной изоляции. Необходимы разного рода контакты. Нельзя ограничиться «всеориентальной» и «всеправославной» консультациями и конференциями с изолированным изучением вопросов разделения разными сторонами, изоляция способна углубить противоречия. Поэтому, наряду с такими консультациями и конференциями, которые несомненно должны иметь место, необходимы смешанные встречи, в том числе на уровне отдельных церквей. Нужен живой обмен мнениями, опытом, богословскими работами и разрешение вопроса о степени участия в молитвенном общении еще задолго до общения в таинствах, необходим также союз в практической деятельности во всех направлениях церковной жизни.

Существенными вопросами, подлежащими решению в формулах согласия, являются вопросы веры, т.е. христология и екклезиология.

В отношении христологии имеются обнадеживающие предварительные данные, поскольку обе стороны в своей христологии основываются на богословии св. Кирилла Александрийского, как это обнаружилось во время неофициальной консультации между халкидонскими и нехалкидонскими богословами в Орхусе (Дания) в 1964 г. Главы Восточных нехалкидонских церквей, имея в виду это предварительно достигнутое согласие, в Аддис-Абебе в 1965 году постановили заново изучить христологический догмат. В свою очередь, Православные церкви, для которых халкидонский догмат остается неизменной ценностью, должны рассмотреть в духе христианской любви и стремления к единству догматику антиохийского патриарха Севира, точку зрения которого нехалкидонские церкви намерены выдвинуть в диалоге с православными. Перед Православными церквами стоит также задача взвесить Энотикон Зенона, являющийся символическим документом некоторых нехалкидонских церквей. Христологическая проблематика затрагивает постановления не только Халкидонского, но и последующих Вселенских соборов. В связи с этим следует иметь в виду, что господствующим в Восточных нехалкидонских церквах взглядом, в частности по вопросу о волях в Иисусе Христе, является учение ранних отцов Церкви о «едином Богомужном действии».

В отношении екклезиологии должна иметь место совместная работа халкидонских и нехалкидонских богословов. Те и другие имеют общие точки зрения, отличные от римских и протестантских. Общим принципом, признаваемым обеими сторонами, должно быть подтверждение права каждой церкви на самостоятельное устройство, на свойственный ей обычай, на автокефалию. Трудность в диалоге, по-видимому, составит вопрос о деятельности и авторитете Вселенских соборов.

Одним из частных вопросов является вопрос иконопочитания. Здесь должно быть выслушано мнение Восточных нехалкидонских церквей, которые не имели возможности высказать его на VII Вселенском соборе.

Унификация церковной практики и обряда необязательна. При восстановлении общения можно предвидеть ряд вопросов, которые могут быть поставлены Восточными нехалкидонскими церквами, например:

 

1) Единство веры, вера и вероопределение.

2) Принцип восстановления единства (присоединение, воссоединение).

3) Авторитет Халкидонского собора, число Вселенских соборов и рецепция соборных определений.

4) Кодификация канонов.

5) Вопрос об анафематствованиях, имевших место в связи с разделением.

6) Вопрос о чести патриарших кафедр.

ДОКУМЕНТ ДЛЯ СОБОРА

Православная Церковь одобряет начавшееся сближение с Армянской Церковью, Коптской Церковью, Сирийской Церковью Индии, Сирийской Церковью Антиохии, Эфиопской Церковью и Сиро-Халдейской Церковью Ирана. Она надеется на преодоление, прекращение разделения христианской любовью и исповеданием единой, нераздельной веры, засвидетельствованной Священным Писанием и Священным Апостольским Преданием и хранимой в Церкви.

Основной метод сближения Православная Церковь видит в уничтожении вековой изоляции, в совместной работе, изучении и молитве, в создании единства понимания богословских, литургических, нравственно-практических и канонических вопросов. Осознавая наличие расхождений, вызванных веками разделения, Православная Церковь предлагает Восточным нехалкидонским церквам широкий обмен богословскими работами, профессорами и студентами, стремится усилить всякого рода общение в соответствующих комиссиях, консультациях и конференциях, предпринимая инициативу в создании смешанных групп изучения.

Один из основных шагов, который она считает полезным сделать, это разрешить духовенству и мирянам Православной Церкви молиться вместе с членами Восточных нехалкидонских церквей, исключая лишь общение в таинствах.

Объявляя своим принципом верность Вселенскому Православию в его вероучении, нравоучении и каноническом устройстве, как они выражены Семью Вселенскими соборами, Православная Церковь считает возможным подойти к некоторым вопросам, выдвигаемым Восточными нехалкидонскими церквами, с позиций церковной икономии, с тем чтобы христианская любовь преодолела отчуждение и создала бы обстановку, в которой истины веры, нравственности и порядка, хранимые Православием, стали бы более очевидными для братьев из Восточных нехалкидонских церквей.

По вопросу христологии, разделившему Церковь в V в., Православная Церковь готова с любовью признать за согласное с православным вероизложение Восточных нехалкидонских церквей, хотя бы оно по форме отличалось от вероизложений IV и VI Вселенских соборов, но содержало бы веру Церкви в единстве Богочеловеческой личности Христа Господа, таинственно соединяющей в Себе две совершенные природы: Божескую и человеческую. При этом она готова вести богословское собеседование о действиях единой личности Богочеловека, обусловленных в единстве двумя совершенными Его природами, обладающими всецелыми качествами ума, воли и чувства. Выработанное вероизложение согласия Православная Церковь будет считать разъяснением догматов Халкидонского и VI Вселенского соборов вплоть до соответствующего решения будущего Вселенского Собора.

С братской любовью Православная Церковь готова вести диалог по любым вероисповедным, литургическим и каноническим вопросам, которые могут возникнуть во встрече с Восточными нехалкидонскими церквами.

Православная Церковь признает апостольское преемство иерархии в Восточных нехалкидонских церквах. В отношении церковного устройства Восточных нехалкидонских церквей Православная Церковь считает обязательным для себя признание автокефалии каждой из них и уважение их обряда.

При установлении единства веры и при наличии соответствующих решений Восточных нехалкидонских церквей о воссоединении, Православная Церковь находит возможным восстановить общение с ними соответствующим кафолическим актом и причащением Святых Христовых Тайн.

В. ПРАВОСЛАВИЕ И РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Православные автокефальные Церкви видят в Римско-Католической Церкви западную ветвь Древней Церкви, от которой произошли различные Церкви западной традиции, так что они связывают с нею в известной мере Старокатолическую, Англиканскую Церкви и Церкви протестантской реформации. Последние, хотя и отличаются во многом от Римско-Католической Церкви, но в границах традиции обнаруживают с нею свое родство.

Существовавшие в истории Церкви различия между Востоком и Западом до 1054 г. не препятствовали единству. В 1054 г. это единство было нарушено, и, хотя были попытки к соединению, они не увенчались успехом. Христианские взаимоотношения последнего времени, побуждаемые и вдохновляемые Божественным призывом «Да вси едино будут» (Ин. 17, 21), в том числе Православные совещания на острове Родосе, Второй Ватиканский собор Римской Церкви, встречи и практическая деятельность представителей православия, католичества и протестантства требуют сближения между восточными и западными христианами для восстановления единства.

Отчуждение, возникшее за длительный период разделения, богословская полемика между Востоком и Западом, прозелитизм и, главным образом, учение о папском примате обязывают к терпению в межцерковных устремлениях Православия.

Путь к единству лежит через любовь, взаимопонимание, воспитание духа соборности, осознание братства, соучастия в деле спасения, в служении любви и миру, к которым Господь Иисус Христос призвал Своих последователей (Иоан. 13, 35; I Петр. 4, 3; 2 Фес.1, 3).

Область практического приложения любви христианской чрезвычайно обширна. В наше время, исполненное тревоги за судьбы мира, главнейший пункт практической совместной христианской деятельности составляет служение примирению человечества.

Третье Всеправославное совещание на о. Родосе отметило условия успешного проведения диалога между Православием и Римской Церковью. Диалог должен быть диалогом равноправных сторон.

Что касается богословских вопросов, то всеправославное решение по ним может быть вынесено после завершения или в процессе богословского диалога с Римско-Католической Церковью, который по определению 2-го и 3-го Всеправославного Родосского совещания, должен быть на равных началах.

Г. ПРАВОСЛАВИЕ И ВЫШЕДШИЕ ИЗ РЕФОРМАЦИИ ЦЕРКВИ И ИСПОВЕДАНИЯ:

а) Вероисповедания, более отдаленные по своей сущности от Православия:

1) Лютеранство; 2) Кальвинизм; 3) Методисты; 4) Прочие протестантские исповедания

Для диалога с протестантскими исповеданиями необходимо создать Межправославные Богословские комиссии (подобно существующим комиссиям по диалогу с Англиканской Церковью и с Церковью Старокатолической) для надлежащего изучения вопросов и подготовки всеправославных решений.

б) Вероисповедания, более близкие к Православию по своей сущности:

1) Епископалы вообще; 2) Англиканская церковь.

Изучение возможностей развития отношений и дальнейшего сближения их, а особенно епископалов и англикан, с Православной Церковью в свете имеющихся положительных предпосылок

Настоящую тему предстоящего Предсобора должна изучать существующая Межправославная Богословская комиссия по диалогу с Англиканской Церковью. На основе результатов работы этой комиссии будет принято всеправославное решение.

Д. ПРАВОСЛАВИЕ И СТАРОКАТОЛИЧЕСТВО.

Дальнейшее развитие отношений с ними в духе имевших место по сей день богословских дискуссий и выраженных ими настроений и тенденций к сближению с Православной Церковью.

Настоящая тема предстоящего Всеправославного Предсобора должна быть изучена существующей Межправославной Богословской комиссией по диалогу со Старокатолической Церковью. На основе результатов, достигнутых этой Комиссией в процессе своей работы, будет принято всеправославное решение.

Е. ПРАВОСЛАВИЕ И МЕЖЦЕРКОВНОЕ ДВИЖЕНИЕ

а) ПРИСУТСТВИЕ И УЧАСТИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В МЕЖЦЕРКОВНОМ ДВИЖЕНИИ В ДУХЕ ПАТРИАРШЕЙ ЭНЦИКЛИКИ 1920 г.

1. Господь Иисус Христос основал единую и единственную Церковь (I Тим. 3, 15). Он ее Божественная Глава (Еф. 1, 22; 5, 23). Наличие в мире различных христианских конфессиональных церквей и обществ есть явление ненормальное, и в связи с этим снова и снова возникает вопрос: «Разве разделился Христос?» (I Кор. 1, 13).

2. Межцерковное движение, оформившееся в начале текущего столетия, поставило своей целью достичь единства Церкви, единства всех верующих во Христа Спасителя. Задача эта является сложной, и разделение остается печальным фактом настоящего дня.

3. Православная Церковь с самого возникновения межцерковного движения внимательно смотрит на его внутреннее и внешнее развитие и принимает в нем активное участие. В настоящее время почти все Православные Автокефальные Церкви представлены во Всемирном Совете Церквей. Это вызывает необходимость в их координированном делании на этом сложном и ответственном поприще.

б) ИЗУЧЕНИЕ БОГОСЛОВСКИХ И ДРУГИХ ТЕМ, ИМЕЮЩИХ ОТНОШЕНИЕ К ПРЕДПОСЫЛКАМ УЧАСТИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В МЕЖЦЕРКОВНОМ ДВИЖЕНИИ

4. «Бог есть любовь» (I Ин. 4, 7). Свойство любви—единство пребывающих в ней (Ин. 17, 21). Нарушающий единство свидетельствует об отсутствии или недостатке в нем любви.

5. Отсутствие единства у христиан — очевидное доказательство отступления многих из них от самой сущности христианства (I Ин. 4, 8). Христиане стали плотскими—отсюда разделения (I Кор. 3, 3). Ибо когда один говорит: «я Павлов», другой: «я Петров», третий: «я Иоаннов», то не плотские ли мы? (Срав. I Кор. 3, 4)» По причине умножения беззакония во многих охладела любовь (Мф. 24, 12), и возрос эгоизм, преумножились разделения.

6. Возможно ли единство, если мы еще плотские? (I Кор. 3, 3). Если бы и Сам Бог чудесным образом, зримо для всех объединил христиан, ветхий человек (Еф. 4, 22) нашел бы достаточно причин для новых разделений, ибо страсти, изгоняя любовь (Мф. 24, 12), производят разделения и соблазны. Само достижение внешнего единства, формальной договоренности по основным вопросам вероучительного, нравственного, канонического и литургического характера, без волевого, исходящего из глубины сердца приятия центрального принципа христианской жизни — постоянной борьбы со всеми проявлениями ветхого человека (Рим, 16, 17—18) — явилось бы ничем иным, как созданием еще одной земной, т. е. вполне плотской, всемирной организации. Апостол Павел пишет: «…живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8, 8), «потому что плотские помышления суть вражда против Бога» (Рим. 8, 7).

7. Твердая решимость жить единой с Церковью жизнью, а не простое рассудочное согласие с определенными положениями церковного учения, необходимо для того, чтобы стать действительным членом Церкви.

Даже частичное несовпадение личных взглядов с учением Церкви не ставит такового христианина выше Церкви, если его воля послушна Церкви, и он следует за Церковью жизнью своей, хотя еще и по-младенчески говорит, по-младенчески мыслит, по-младенчески рассуждает (I Кор. 13, 11).

8. Условием истинного единства является христианский подвиг борьбы с грехом, породившим разделение, и искренние искания необходимой основы для восстановления единения.

9. Православная Церковь—истинная Церковь, сохраняющая всю полноту вверенной ей Божественной истины. Поэтому Православие не есть только одно из вероисповеданий, хотя с исторической точки зрения оно и кажется таковым.

10. Православная Церковь главной задачей своего участия в межцерковном движении считает свидетельство Истины и содействие воссозданию Единства на основе учения неразделенной Церкви. Однако воссоединение Православная Церковь не мыслит как внешнее подчинение.

11. Выделение условного минимума для единения—наличной общности в учении, жизни и устройстве может быть лишь первым шагом на этом пути.

12. Искренние сердечные молитвы о соединении всех, привлекая благодать Божию, являются действенным средством умножения любви и достижения искомого единства.

13. Диалог, совершаемый с кротостью и долготерпением в духе любви (Рим. 15, 5—6), может способствовать уяснению Истины и соединению всех во Христе: «Ибо где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди их» (Мф. 18, 20).

14. Утверждению духа подлинного единства, исключающего как ложный иренизм, так и фанатизм, должны способствовать духовные школы, воспитывающие будущихслужителей Церкви, и живое слово проповеди, обращенное к верующему народу. И то и другое способно пробудить христианские чувства, для которых «нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все …одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 28).

в) ЗНАЧЕНИЕ И ВКЛАД ПРАВОСЛАВИЯ В ЦЕЛОМ В ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖЦЕРКОВНОГО МЫШЛЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

15. В межцерковном делании Православие встречается с тремя во многом отличными друг от друга ветвями христианства: нехалкидонскими Церквами, католичеством и протестантизмом.

  1. О НЕХАЛКИДОНСКИХ ЦЕРКВАХ

16. Несмотря на 15 веков разделения с Вселенской Церковью, Древние Восточные церкви: Армянская, Индийская, Коптская, Сирийская, Эфиопская, Сиро-Халдейская,— остаются близкими к Православию по церковным традициям.

17. Эти церкви при значительном своеобразии литургической, канонической и обрядовой сторон своей жизни сохранили, однако, догматические и нравственные установления древней Неразделенной Церкви первых трех(Сиро-Халдейская — двух) Вселенских соборов.

18. Поэтому при наличии тех искренних обоюдных стремлений к единству, которые столь ярко засвидетельствованы в целом ряде документов последних лет, принятых на православных [2] и нехалкидонских [3] конференциях, а также на совместных богословских консультациях [4] и иных встречах, — вполне обоснована надежда на осуществление желаемого единства всех Восточных церквей в единой Вселенской Христовой Церкви.

II. О РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

19. До XI в. восточные и западные христиане находились в общении и сохраняли единство веры и жизни. Различные традиции не мешали им следовать одним путем под единым главенством Господа Иисуса Христа. При этом Римская поместная церковь, как первая среди равных, пользовалась в течение многих веков неизменным авторитетом у прочих церквей-сестер, что обуславливалось в первую очередь ее ревностью и стойкостью в сохранении правой веры. Церковная память о целом сонме святых Западной Церкви, своим авторитетом и своей кровью утверждавших Православие, доныне с благоговением хранится на Православном Востоке.

Имея столь богатое и ценное наследие, Католическая Церковь и по сей день сохраняет во многом неизменными догматы Вселенской Церкви, правила жизни, литургический строй и канонические установления семи Вселенских соборов. Всё это открывает широкие возможности для тесного общения между обеими церквами Востока и Запада.

20. Признание Вторым Ватиканским собором, «что Восточные Церкви обладают с самого начала сокровищницей, из которой Западная Церковь почерпнула многое в области богослужения, духовного предания и канонического права», «что основные догматы христианской веры … были определены на Вселенских соборах, происходящих на Востоке», что богословские предания Востока «как нельзя лучше укоренены в Священном Писании» и «ведут к правильному укладу жизни и даже к полному созерцанию христианской истины»,— свидетельствует о значительной объективности взглядов и искренности межцерковных намерений Римской Церкви.

Подобное настроение радует сознание православных христиан и вызывает надежду на возможность диалога в духе любви, исключающем всякий дух соперничества [5].

21. Проведение диалога с искренностью и единственной целью — достижения всеми единства веры и познания Сына Божия (Еф. 4, 13), поможет устранить препятствия, стоящие еще и доселе между обеими Церквами, и даст им на Едином Основании (I Кор. 3, 11) и с Единой Главой—Господом Иисусом Христом (Еф. 5, 23), осуществлять спасение верных.

III. О НЕРИМСКИХ ЦЕРКВАХ И ЦЕРКОВНЫХ ОБЩИНАХ ЗАПАДНЫХ ТРАДИЦИЙ

22. Церкви и церковные Общины, отделившиеся по ряду причин от Римско-Католической Церкви, более отошли от Православия, нежели Римская Церковь.

Однако и они сохранили, каждая в своей мере, часть Апостольского предания, следовательно, и соответствующую причастность к Православию.

23. Особенно обращает на себя внимание исповедание протестантскими церквами и Общинами Господа Иисуса Христа как Бога и Спасителя и стремление их выполнять свое призвание во славу Единого Бога, Отца, Сына и Святого Духа [6].

24. Это исповедание и ряд других факторов, как: общность Священного Писания, являющегося основой для веры всех христиан, общность таинства крещения, возрождающего и просвещающего «всякого человека, грядущего в мир» (Ин. 1, 9), и единство молитвы к Тому же Господу и Спасителю,— создают основу для целеустремленного диалога.

25. То различное понимание и разделение, которое существует у протестантских христиан с Православной Церковью в вопросах вероучения, хотя и является печальным фактом для христианского сознания, однако же не дает права для полного пессимизма, ибо по слову Господа Иисуса, невозможное для человеков, возможно для Бога (Мф. 19, 26).

Таким образом, рассмотрев основные принципы межцерковного движения и его возможности в достижении поставленной цели — единства всех именующих себя последователями и учениками Господа Иисуса Христа в Его одной и единственной Церкви, мы со смирением и послушанием Богу предаем это дело в руки Божии.

Примечания

[1] «…никто из монофизитов не приближался к халкидонской догме до такой степени, как Севир. Халкидонский собор он предавал анафеме, но не за то, что собор, рассуждая о единении, говорит о двух природах : «никто не выставлял против него такого бессмысленного обвинения, и сами мы признаем во Христе две природы—сотворенную и несотворенную». Севир смотрит на учение Халкидонского собора значительно мягче, чем другие монофизиты, чем например, Диоскор. Те видят в учении о ДУО ФИЗИС, ЭН ДУО ФИЗЕСИ прямое заблуждение, ересь, Севир же — лишь неполноту, односторонность, неумелый выбор догматических слов менее удачных, вместо самых характеристичных» (В. В. Болотов. Лекции. IV. Стр. 337).

[2] Всеправославные Совещания на о. Родос.

[3] Конференция пяти патриархов в Аддис-Абебе (1965).

[4] Неофициальная богословская консультация в Орхусе (1964).

[5] Постановление об экуменизме, III, 14, 15, 17, 18.

[6] Базис Всемирного Совета церквей.

Источник:

Митрополит Никодим и Всеправославное единство. К 30-летию со дня кончины митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова) / Сост. проф. протоиерей Владимир Сорокин. СПб.: Изд-во Князь-Владимирского собора, 2008.

Категория: ВОСЬМОЙ СОБОР | Просмотров: 209 | Добавил: finik1976 | Теги: 8-й СОБОР, о.Виталий Боровой, о.Владимир Сорокин, архиеп.Никон (Фомичев) | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
©ПОПУЛЯРНОЕ
©ПОПУЛЯРНОЕ
©ПОПУЛЯРНОЕ
©ПОПУЛЯРНОЕ
©ПОПУЛЯРНОЕ
©ПОПУЛЯРНОЕ
©ПОПУЛЯРНОЕ
©ПОПУЛЯРНОЕ
©ПОПУЛЯРНОЕ
©ПОПУЛЯРНОЕ

Отец Сергий

00:05:06
2 0 0.0

Новости Мира - ...

00:27:03
0 0 0.0

Новости Армении...

00:05:16
0 0 0.0

Кураев отвечает...

1 0 0.0

Папа Римский Фр...

00:01:42
0 0 0.0
Календарь
«  Май 2003  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
antimodernizm
Посетители сайта
Посетители сайта