РЕШЕНИЕ О ТАК НАЗЫВАЕМОМ ЗАПАДНОМ ОБРЯДЕ/ТРАДИЦИИ:
"ПОСТАНОВИЛИ: Западный обряд в ее нынешнем виде был введен после отступничества запада от Православной Церкви, который находится не в соответствии с литургической жизнью Православной Церкви, и с которой она была единой на протяжении многих веков. Он (западный обряд) не отражает литургической традиции Православной Церкви. Таким образом, он не удовлетворяет обращенных в православие, когда они ознакомились с ней в большей степени, и нигде (западный обряд) не пользовался успехом. Вследствие этого, Архиерейский Собор не признает возможным использование традиций западного обряда в Русской Церкви."
Решение Архиерейского Синода, 1978. Опубликовано в январе 1979 года.
На фото: Архиерейская хиротония епископа Сен-Денийского Иоанна-Нектария (Ковалевского). 1960 г.
«Французская Православная Церковь» вошла в состав Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), где получила наименование «Православная Католическая Церковь Франции». Присоединение группы последователей протоиерея Евграфа Ковалевского к РПЦЗ осуществлял епископ Брюссельский и Западноевропейский Иоанн (Максимович), ныне прославленный Синодом Русской Зарубежной Церкви в лике святых. Основными условиями воссоединения были сохранение за общинами латинской традиции автономного статуса наравне с правом совершения богослужений по галликанскому обряду. Следует отметить, что архиепископ Иоанн (Максимович), управлявший Западно-Европейской епархией РПЦЗ с 1951 по 1963 гг., с большим пиететом относился к древней галликанской литургической традиции. В ее возрождении он усматривал не только возврат к богослужебному многообразию древней неразделенной Церкви, но и видел огромный потенциал для православной миссии в западном мире. Благодаря стараниям архиепис-копа Иоанна в 1964 г. в составе Русской Православной Церк-ви Заграницей была учреждена Сен-Денийская епископс-кая кафедра, включавшая в себя приходы западного обряда. Для управления новообразованной епархией протоиерей Евграф Ковалевский, предварительно постриженный в монашество с именем Иоанн-Нектарий, был рукоположен в сан епископа.
Несмотря на явный успех миссионерского служения, осуществлявшегося духовенством Сен-Денийской епархии в условиях западноевропейской культурной традиции, вопрос допустимости существования западного обряда в Православии неоднократно подымался в среде духовенства и иерархии Русской Зарубежной Церкви. Настроения консерватизма и традиционализма, столь характерные для Православной Церкви в целом, в особой степени были присущи Русской Православной Церкви Заграницей во все периоды ее существования. Этим и было обусловлено то, что сразу же после кончины архиепископа Иоанна (Максимовича), последовавшей в 1966 г., со стороны епископата РПЦЗ началось сильное давление на французских православных с целью их возвращения к восточной богослужебной традиции. Активное сопротивление означенным тенденциям и твердая убежденность в необходимости сохранения православных приходов западного обряда привело в том же 1966 г. к извержению епископа Сен-Денийского Иоанна-Нектария (Ковалевского) из священного сана, что, однако, им не было признано. |