Осторожно: криптохристианство
Весной 2004 года года в издательстве Сретенского монастыря вышла книга «Поместные Православные Церкви», в которой говорится о «крипто» псевдохристианах (см. раздел Вселенское Православие). А вслед за ней, в 2005 году, другая - «Будь верен до смерти», содержащая подобные тексты (см. ч. I). Обе книги вызвали немалое смущение в православных кругах. В них от лица Церкви официально пропагандируется возможность исламизации православных, т.е. предлагается якобы узаконенное практикой учение, что можно быть христианином «втайне» и мусульманином «явно».
Действительно, наступит время, когда на белое будут говорить черное, а на черное - белое. Здесь речь идет о явном предательстве. Криптохристианское учение - это серьезная атака на Церковь Божию с целью погубить чад ее в пришествие антихриста. Ведь если согласиться с мнением прот. В. Асмуса - консультанта книги «Поместные Православные Церкви» - тогда можно принять и печать антихриста явно, а втайне оставаться христианином. И проповедуется эта ересь сегодня не случайно. Завтра на нее будут ссылаться различные защитники глобализации и экуменические богословы, обманывая людей и побуждая их к принятию печати.
Приведем несколько примеров из криптохристианских текстов, опубликованных издательством Сретенского монастыря в книге «Православные Поместные Церкви», чтобы читатель сам смог убедиться в их неправославии:
Криптохристиане - это этнические греки, обращенные в ислам, тайно исповедовавшие православную веру... Образ жизни, избранный криптохристианами, можно охарактеризовать словом «притворство». Как говорит один из героев наших повествований: «Мир нас знает другими. В нашей повседневной жизни мы - те, кем кажемся (т.е. благоверные турки. - пер.). А внутри живем нашей верой (т.е. Православием. - пер.)...
А.А. Пападопулу восклицает: «Сколько раз, придя домой из мечети, где они молились вместе с мусульманами, обращали свой ум к христианскому Богу и втайне приносили Ему свои мольбы!» Жениха и невесту родители старались обручить в юном возрасте во избежание браков с турками. В случае брака с инославным православному супругу или, что чаще, супруге, приходилось мужественно через всю жизнь нести свою тайну. Когда криптохристианин умирал, тотчас приглашали священника для пения чина на исход души. Затем объявляли о смерти мусульманам и погребали человека по законам ислама.
Тайные христианские священники одновременно могли иметь и мусульманский сан. В 1888 году в Трапезуйте один иерей пустил к себе на ночлег ходжу. После недолгой беседы выяснилось, что тот - тайный православный священник...
Криптохристиане избрали нелегкий путь. Истории из их жизни помогают представить в полноте и тернии, растущие на ими избранном пути, и испытания, с которыми им приходилось сталкиваться, и социальные блага, сомнительно облегчавшие страдания их совести. Ситуация гонений повторяется, и важно понимать, что история Православия - это не только история мучеников, но история человеческих душ, каждая из которых шла своим путем ко спасению. В этом смысле показателен их опыт.
Как-то раз двое друзей взошли на рейсовый кораблик боспорского пароходства. Судно было заполнено, и они смогли отыскать места только на палубе, первый - на одиночном месте, а другой напротив него - между двумя ходжами, один из которых читал Коран и, задумчиво вглядываясь то в небо, то в море, казался погруженным в собственные мысли. Двое греков беседовали, время от времени украдкой бросая взгляды на ходжей и иронично улыбались. В какой-то момент тот, который сидел между ходжами, сказал шепотом: «Сижу между двумя разбойниками».
Катер причалил к одной из многочисленных пристаней Боспора. Шутник, что иронизировал относительно двух разбойников, направился к трапу, быстро сошел на берег и тут сзади увидел задумчивого ходжу. Они немного прошли вперед, когда ходжа легонечко коснулся его плеча. Вздрогнув, юноша обернулся и посмотрел на ходжу. Тот улыбнулся и сказал: «Идем со мной». Молодой человек в страхе и волнении последовал за ним. Но вдруг остановился, стал извиняться перед ходжой - мол, надо уже ему идти из-за срочной работы. «Не бойся, - улыбаясь отвечал ему ходжа, - хоть ошибка твоя велика и опасна, наберись храбрости, мы уже близко. С тобой ничего не случится». Вскоре они добрались до большого богатого мегарона. Прошли через залы, спустились по ступенькам и там под землей очутились в маленькой церквушке. Тогда, в страшной растерянности, понял опрометчивый грек, что ходжа был иерей-криптохристианин.
Юноша расплакался, принес покаяние и поцеловал священнику руку. Ходжа-иерей благословил его и рекомендовал впредь следить за языком, дабы избежать большей неприятности. «Тебе повезло, что тебя услышал христианин, который всего лишь немножко помучил тебя. А если бы тебе встретился кто-то другой, кто понимает по-гречески, ты мог бы распрощаться с жизнью».
Криптохристианин Киамилбей рассказывает: «Раз пошел я в Святую Софию. Как всякий прилежный турок, я умылся, снял сапоги и надел тапочки, что лежали возле входа. Некий ходжа в огромном тюрбане на голове подошел показать мне достопримечательности Софии. Я и раньше много раз приходил сюда и знал верно, но не подал виду. Посмотрю - что он скажет. Ходжа принял меня, провел к святому алтарю, чтоб нас никто не слышал и не видел, улыбнулся. „Ты меня не знаешь", - говорит. Я посмотрел на него - это Хатзи Хамзас, отец Абдула бей, ставриотис из Ак Даг. Харалампий - его христианское имя. Верный христианин. - „Целыми днями я тайно пою в Св. Софии"».
Предлагаем также один из криптохристианских текстов, выложенных на сайте Сретенского монастыря.
Македония
Нотиа расположена в двадцати часах езды от Флорины, где сейчас находится церковная кафедра епископии Монгленон. Ее жители, пять тысяч человек, исповедуют мусульманство. История этой местности на протяжении целых пяти веков насильственной исламизации христиан всесильными завоевателями знает много трагичных эпизодов. Не редки были случаи, когда родные братья не узнавали друг друга. Малышей насильно разлучали, одни становились мусульманами, другие, по Божией милости, оставались верными переданной им от отцов вере... Нотиа оставалась единственным очагом теплившейся христианской жизни посреди остальных поселений, уже полностью исламизированных. Поэтому и горькие стрелы озлобления со стороны завоевателей и греков-отступников, которые стали более свирепыми, чем сами мусульмане, обрушились на жителей Нотии.
Митрополит Монгленийский Иоанн уже сознавал, что нет иного способа спасения его паствы кроме добровольного перехода в ислам. Эту жестокую мысль архиерей долго вынашивал в своей душе и только в дни святой и великой Страстной седмицы открыл ее своему брату Димитрию. Был Великий Четверг, день воспоминания Распятия Христова, жители Нотии собрались в монастырском храме святой Параскевы. Два священнослужителя, эфимериос (приходской священник - пер.) и пневматикос (духовник - пер.) читали начальные пять Евангелий из двенадцати... Вот в Царских Вратах появляется архиерей. Черты его исхудалого и бледного лица стали еще резче при мерцании больших свечей, зажженных на двух подсвечниках. С трепетом он произносит слова шестого Евангелия, описующие смертный приговор Спасителя и его исполнение «Днесь висит на древе, на водах землю повесивый...», эти строки вырываются из уст иерея, который выходит из северной двери святого алтаря, поднимая вверх крестное древо подобно ко кресту пригвожденному Христу. Все поклоняются вынесенному кресту. Священник становится на колени и про себя произносит слова «Поклоняемся страстем Твоим Христе, покажи нам и святое Твое Воскресение», затем «Помяни, Господи, мя недостойного раба Твоего и всех предстоящих раб Твоих, егда приидеши во Царствии Твоем».
В полночь Великой Субботы церковный колокол созвал верных на празднование Христова Воскресения. Этот праздник оказался последним. Митрополит на церковном дворе, который едва смог вместить тысячи пришедших людей, читал пасхальное Евангелие, после все сияющие радостию Воскресения, с зажженными свечами подходили к нему, чтобы у Царских врат принять Причастие Пречистых Тайн. Жители приносили друг другу ликовствующее целования, восклицая «Христос Воскресе!», и уже собирались расходиться по домам, когда митрополит обратился к чадам и остановил их. Один Димитрий знал тайну - не знали другие, что за первым поцелуем последует второй...горечи и слез.
Вздрагивая от волнения, архиерей воззвал к прихожанам, принуждая их перейти в магометанскую веру. «Бог велий, - добавил он в конце, - и Единородный Его Сын, Его же из мертвых Воскресение сегодня празднуем, только Он ведает всяческая и не лишит нас, недостойных, Своей милости». Церковь воскликнула гулом удивления, все, рыдая, целовали друг друга, не зная о грядущих испытаниях. Дело отступничества описано уже в древнем многоценном Евангелии... Церковные сосуды, иконы - все было уничтожено, кроме иконы Параскевы, покровительницы Нотии, которую жители глубоко замуровали в церковные стены. И сегодня в Нотии празднуют день памяти святой предстательницы. И в то время, когда в мечети раздается голос имама, читающего коран, женщины в Родительскую Субботу возжигают свечи на могилах своих предков.
Али, так теперь звали митрополита Иоанна, через несколько лет был переведен по службе в Ларису. Как-то раз Али сидел в кофейне, и ему показалось, что он увидел брата. Он не ошибся. Это был Димитрий. Не в силах приспособиться к новой жизни, он уехал из Нотии. Их встреча была промыслительна. «Я готов свидетельствовать о моем Христе», - сказал Али брату. Выйдя из кофейни, он пошел в джами Турхан возле Пинийского моста, где застал мусульман, поклоняющихся Мухамеду в полуденный час, восшел на амвон, сотворил крестное знамение и начал читать отрывок из Евангелия «Единый истинный Бог, Сын Его единородный Христос...». Не успел он закончить эти слова как толпа мусульман зарезала муллу-предателя в его же мечети. А Димитрий, на которого шпион донес властям, был повешен. Два тела бросили в ров; многие годы лежит там камень с надписью: «Ни ваш (христианин), ни наш (мусульманин)».
Хусни из Харова был криптохристианином т. е. двоевером. Явно - турок, тайно - христианин по имени Георгий. Обычно он уходил в укромное место и втайне молился. Зажигал лампадку и вместе со своей женой Аисе - Христина было ее ромейское имя - просил Господа: «Господи Боже мой, спаси нас грешных». Он ходил в монастырь в Занд Аэр, исповедовался, причащался и... снова был турком! Не по душе была, конечно, такая жизнь Хусни. Тогда вместе с женой они бежали в Россию. В Ялте Хусни устроился рабочим, и они едва сводили концы с концами. Но зато здесь они открыто исповедовали христианство, и все его знали как Георгия, а жену как Христину. Пришли большевики, и Хусни уже не мог ходить в церковь. Большевики не давали работу христианам, которые посещали службы - им с женой грозила голодная смерть от нищеты. Понял, что иначе не выжить - записался коммунистом. А дома, опять втайне, перед иконами возжигал лампадку. И вопрошал Бога словами: «Боже мой, что за зло сотворил я, что дважды становился двоевером».
(Из книги Н. П. Андриотиса «Криптохристианские тексты». Фессалоники, 1974)
Перевод с новогреческого Александры Никифоровой.
От редакции
Быть двоевером - значит лгать и двоедушничать. Это одно из свойств человеческой гордыни. Конечно, никто не может с уверенностью сказать, что он устоит во время гонений. Но надо называть вещи своими именами: кто устоял и принял смерть за Христа - тот свят. А кто отрекся от Христа, тот должен не гордится своим «тайным исповедничеством», а сокрушаться и понести покаяние в виде епитимии, запрещающей подходить к причастию в течение всей жизни, как это и повелевают каноны Церкви.
«Главное, верь в душе, - говорят иуды, - а внешнее не повредит». Вот и думай теперь, кто они - христиане, искренне заблуждающиеся в истинах Православия или же православные, тайно исповедующие иудаизм.
Мы призываем вас, братья и сестры, быть осторожными, ведь криптохристианская ересь является экуменической проповедью исламизации и иудеизации православной веры, к чему давно стремятся враги нашей Богохранимой Церкви. |