Еп. Анатолий: Изображение чиновника на фреске в храме соответствует канонам Церкви
Епископ Костанайский и Рудненский Анатолий заявил о правомерности изображения экс-акима Кустанайской области Казахстана, сенатора Сергея Кулагина на фреске в новом кафедральном соборе в городе Рудном.
Канонического отступления в рассматриваемой росписи нет. Кроме того, художник по благословению архиерея пишет икону, используя свое художественное мастерство, опыт и окружающие примеры, – говорится в заявлении архиерея.
Спаситель жил среди людей праведных и грешных, здоровых и больных, богатых и бедных, бесноватых и мудрых – все это имеет место быть в росписи (икона Христа Спасителя при этом становится частью росписи). Сейчас на иконах мы видим красноармейцев, расстреливающих невинных людей, даже бесов, искушающих Святых, но кланяемся не мучителям, а мученикам.
Он также отметил, что все особенности икон, стенописи, фресок согласовываются с архиереем: Любое изображение, выраженное светом и цветом, в пространстве и времени, в простой или сложной композиции принимаются в церкви через освящение и благословение епископа.
Комментарий Протоиерея Владимира Переслегина: Догмат Никейского Собора повелевает “полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях честные и святые иконы, написанные красками и из дробных камений и из другого способного к тому вещества устрояемые, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея святыя Богородицы, такожде и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей”. Если изображенный чиновник – святой и преподобный муж, то он изображен законно. Но для этого он должен быть прославлен Церковью в лике Святых.
Бывший аким Кулагин
Из истории церковного монументального искусства мы видим, что изображения на стенах церкви удостаиваются, кроме Святых, лишь те исторические персоны, изображение которых необходимо для исторической достоверности изображенного события. Например: царь Ирод, Иродиада, Понтий Пилат, жена Пилата. Благочестивые миряне и даже благочестивые Помазанники Божии изображаются с тою же целью прославления Святых. Например – Мантуров, Мотовилов и Царь Александр Первый на иконе Преп. Серафима с Житием. Но для этого надо быть либо исцеленным от Святого, житие которого представлено на стене, либо Помазанником Божиим. К данному случаю это не относится, поэтому вызывает впечатление церковного панегирика современному богачу, что есть явный соблазн для огромного числа людей и поэтому – антимиссия.
Вот если бы на клеймах иконы Мученика Евгения после его официальной канонизации писали бы Черномырдина и Березовского, отправлявших наших мальчиков в Чечню в 1994-96 годах, Лебедя, ведущего за их спинами переговоры с Масхадовым – это было бы в традиции, так как бло бы понятно, почему они тут.
А в данном случае, для православных – непонятно, так как быть в Православии храмоздателем – значит избегать увековечения своего имени и, тем более, грешного лика в надежде, что Бог помянет на Том свете. Так строила храм Смоленской Божией Матери блаженная Ксения, поминая своего мужа Андрея Федоровича. Но его образа на стене она почему-то не заказала.
Если он изображен как часть росписи в качестве исторического антуража, то должен быть в пиджаке и галстуке, как на фотографии. А он изображен в тунике и плаще, что уже является сакрализацией его образа.
Ведь красноармейцы на иконе Новомучеников – не в туниках. |