Совместная православно-мусульмано-еврейская паломническая поездка
С 4 по 6 августа 2014 г. состоялась совместная поездка представителей православной и мусульманской конфессий в Республику Татарстан, которая проходила в рамках мероприятий, связанных с подписанным 28 июля 2014 г. договором о сотрудничестве и взаимопомощи в социальной деятельности между традиционными религиозными конфессиями Республики Башкортостан.
Основной целью поездки было знакомство с религиозными и историческими достопримечательностями г. Казани и государственного музея-заповедника «Булгар». Организатором данного значимого и познавательного путешествия выступил помощник главного муфтия ЦДУМ России по Приволжскому Федеральному округу Насыров Рамиль-хазрат, осуществлявший ответственные и трудоемкие обязанности руководителя и координатора группы. По благословению епископа Салаватского и Кумертауского НИКОЛАЯ, Салаватскую епархию в поездке представлял координатор по работе отделов и служб епархии, руководитель ОЦБСС Салаватской епархии протоиерей Уточкин Роман Леонидович.
В первый день своего пребывания на земле Татарстана группа, в состав которой вошел 41 человек, посетила исторический комплекс Казанского кремля. Основными достопримечательностями, посещенными здесь группой из нашей Республики, были Благовещенский собор и мечеть Кул Шариф.
в мечети: еврей, православный и мусульманин
Вызывающий восхищение своей статью Благовещенский собор построен в XVI веке псковскими зодчими Иваном Ширяем и Постником Яковлевым. Крестовокупольный, с пятью главами, покоящимися на шести столпах и тремя алтарным апсидами собор, по замыслу архитекторов, воссоздал планировку и облик Успенского собора Московского кремля, подчеркивая значимый статус Казанского царства.
Основная святыня Благовещенского собора – рака с мощами строителя собора первосвятителя казанского Гурия. Святитель Гурий упокоился 5 декабря 1563 года и был похоронен за алтарем соборного храма Спасо-Преображенского монастыря. Спустя 31 год 4 октября 1595 года при закладке нового каменного храма монастыря мощи святителя были обретены нетленными и положены в новом монастырском соборе.
Мусульманская святыня Кул Шариф – главная мечеть Республики Татарстан и Казани является воссозданием легендарной многоминаретной мечети столицы Казанского ханства, центра религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Мечеть была разрушена в октябре 1552 года во время штурма Казани войсками Ивана Грозного. Новая мечеть, строительство которой завершилось в 2005 году, к тысячелетнему юбилею Казани, названа в честь её последнего имама сеида Кул-Шарифа, одного из предводителей обороны Казани.
Взятие Казани (имам Кул-Шариф стоит с кораном)
Утро второго дня поездки было ознаменовано посещением Крестовоздвиженского храма Казанского Богородицкого монастыря, где находится особо почитаемый так называемый «Ватиканский» список чудотворного образа Казанской иконы Богоматери, который был передан Русской православной церкви Папой Римским Иоанном Павлом II в 2005 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II лично внес его в Крестовоздвиженскую церковь.
у монастырских врат
у Казанской иконы Божией Матери
Кроме того, в храме была возможность поклониться другой важной православной святыне – ковчегу с частицей ризы Пресвятой Богородицы.
Следующим этапом поездки было посещение Булгарского городища – древней столицы одного из ранних государственных объединений Восточной Европы. Историко-архитектурный комплекс «город Булгар (Болгар)» расположен на берегу Волги в тридцати километрах ниже от устья Камы. Это один из замечательных памятников общероссийского культурного наследия – Камской Булгарии. Здесь находилась ставка хана, чеканились монеты, развивались ремесла. На сегодняшний день в состав комплекса входят несколько отреставрированных и восстанавливаемых зданий: «чёрная палата» (XIV в.) – по мнению ученых, это строение было диванханой (судом) или медресе (духовным училищем); «ханская усыпальница» (XIV в.), Соборная мечеть (XIII в.), Успенская церковь (XVIII в.) и др.
Современным архитектурным украшением Булгара является Белая мечеть, строительство которой завершилось совсем недавно, в 2012 году. Комплекс белоснежных зданий выполнен в стиле минаретов мечети Пророка, находящейся в знаменитом месте паломничества мусульман мира г. Медине Водоем, в котором отражается белое строение, придает мечети сходство с индийским Тадж-Махалом.
Еще одно привлекающее внимание посетителя здание – это «Памятный знак в честь официального принятия ислама волжскими болгарами в 922 г».
на сайте Салаватской епархии теперь можно полюбоваться фотографиями "величественных" мечетей
Знак представляет собой восьмигранное здание с круглым куполом из титанита и полумесяцем на вершине, стилизованное под древнебулгарскую архитектуру. В центральном зале на специальном пьедестале размещен Коран, изготовленный итальянскими мастерами. Эта уникальная книга в силу высокого уровня художественного исполнения признана Министерством культуры РФ культурной ценностью. Коран, помещенный в Памятном знаке, является самым большим в мире печатным изданием Священного писания мусульман, что подтверждено сертификатом Книги рекордов Гиннесса. Он имеет рекордные размеры: длина – 2 метра, ширина - 1,5 м, вес – 800 кг. Книга богато украшена драгоценными и полудрагоценными камнями.
В 1732–1734 гг. в центре городища была сооружена каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Трапезная и придел во имя Преподобного Кирилла Белозерского Чудотворца пристроены несколько позднее храмовой части. При строительстве церкви для фундамента использовались камни от руин булгарских памятников. Успенская церковь была построена на средства казанского купца Ивана Афанасьевича Михляева, колокольня – на деньги прихожан.
Совместное знакомство православных и мусульман нашей Республики со святынями и памятниками христианской и исламской культуры, приобщение к общей для всех россиян исторической памяти, безусловно, помогает лучше понять друг друга братским народам, населяющим нашу великую Россию. Мероприятия, подобные данной совместной поездке, должны, на наш взгляд, осуществляться и в дальнейшем, что послужит укреплению теплых, доверительных отношений между представителями основных конфессий. |