Православный университет превратили в площадку для психо-нейро-био-экуменических экспериментов по одурманиванию православного сознания
20-21 ноября 2015 года в рамках традиционной ежегодной богословской конференции ПСТГУ состоялась научно-практическая конференция «Психология религии: от истории – к теории и практике», организованная Научным центром Современной западной психологии религии ПСТГУ совместно с кафедрой Философии религии и религиозных аспектов культуры БФ при поддержке гранта Российского научного фонда (№14-18-03771).
Итак перед нами совершенно новая структура, организованная на базе православного университета, выпускающего будущих священнослужителей. Проект создания Центра западной психологии направлен (как заявлено на сайте Центра) на интеграцию отечественной и зарубежной науки, через перевод, адаптацию и валидизацию психологических методик, направленных на исследование различных аспектов религиозности и духовности, в том числе религиозного и мистического опыта, религиозных ориентаций (!), религиозной социализации, религиозного фундаментализма, религиозной мотивации и религиозных ценностей, религиозных копинг-стратегий, специфики формирования и трансмиссии религиозных репрезентаций и проведением с их помощью масштабного исследования в регионах страны. Материалы исследований могут быть использованы при подготовке курсов и спецкурсов по психологии религии для религиоведческих и психологических специальностей. Адаптированные методики можно использовать в широкой социальной практике, где осуществляется межрелигиозное взаимодействие, в частности, при разработке программ, направленных на поддержание гармоничных межрелигиозных отношений как в России в целом, так и в регионах нашей страны.
Перед тем, как приступить к прочтению материалов конференции, просим "психически неуравновешенных" и "теоретически" не подкованных заранее удалиться для изучения терминов "абстрактный индивид", "религиозный копинг", "экзаптация", "когнитивное религиоведение", "нейробиологические корреляты", «нейротеология», "Pastoral Care", «patchwork-религиозность», "психонавтика" и т.д.
Конференцию открыли приветственные слова проректора по научной работе прот. Константина Польскова, проректора по международной работе проф.-прот. Георгия Ореханова и проф. Константина Михайловича Антонова, заведующего кафедрой ФРиРАК. Константин Михайлович подчеркнул в своем вступительном слове важность психологии религии как комплексной дисциплины как для религиоведения, так и для психологии.
Пленарное заседание было представлено двумя докладами. Первым выступал к.п.н., доцент МГПУ Двойнин Алексей Михайлович с сообщением на тему «Психология религии в России: взгляд снаружи», в котором докладчик отметил, что отечественное изучение психологии религии остается несколько в стороне от зарубежных тенденций, как с точки зрения теории, так и методологии, и поэтому, как считает автор, отечественной науке необходимо создание ассоциаций психологов религии, а также активное взаимодействие с современной западной наукой и изучение зарубежного психологического дискурса.
Следующим был доклад доктора педагогических наук, член-корреспондента РАО, ведущего научного сотрудника ПСТГУ Виктора Ивановича Слободчикова «Предметное поле исследования православной психологии», в котором автор отметил важность христиански ориентированной психологии личности, предметом которой была бы цельная человеческая личность, а не абстрактный индивид, и которая помогала бы духовному самоопределению человека.
После краткого перерыва состоялось учредительное собрание общественной организации «Русское религиоведческое общество», призванной объединить отечественных исследователей религии. На собрании был утвержден устав общества и намечены планы на ближайшее будущее. В ходе собрания было принято решение о следующем собрании учредителей и членов организации, которое состоится в апреле 2016 года.
После перерыва на обед была проведена секция «Теоретические и прикладные аспекты эмпирических исследований». Первым докладчиком была к.ф.н., доцент Саратовского государственного медицинского университета им. В. И. Разумовского, Елена Николаевна Медведева с докладом «Религиозный копинг в западной психологии религии», в котором был проведен анализ зарубежных исследований в области применения религиозного копинга как механизма переживания стрессовых ситуаций.
Следующим был доклад к.ф.н., научного сотрудника РАН, Татьяны Владимировны Малевич на тему «Эволюционные модели религии: адаптация, экзаптация и побочный продукт», в котором автор подробно проанализировала каждый из концептов религии в эволюционной модели, опираясь на современные зарубежные исследования в области когнитивного религиоведения.
Далее выступил старший преподаватель Миссионерского факультета ПСТГУ, прот. Константин Гипп с докладом «Нейробиологические корреляты измененных и терминальных состояний сознания: к проблеме интерпретации данных», где автор касается такого направления в западной науке как «нейротеология», которое рассматривает активность головного мозга, связанную с религиозными переживаниями и измененными состояниями сознания, а также околосмертных опытов.
Следующим докладчиком была аспирантка кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Южного федерального университета (Таганрог) Эльвира Ильясовна Хайбулина, которая в своем докладе «Методика предельных смыслов как инструмент определения внутренней религиозной ориентации» рассмотрела применение критерия внутренней религиозной ориентации, основанного на концепте предельных смыслов у представителей разных конфессий.
Также прозвучал доклад к.ф.н., доцента Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, Татьяны Сергеевны Прониной на тему «Влияние процессов религиозного обращения и формирования преемственности на религиозную идентификацию последователей», в котором автор соотнесла процессы религиозного обращения в традиционных религиях и в новых религиозных течениях.
Завершал секцию доклад к.ф.н., научного сотрудника Научного центра «Психология религии» ПСТГУ, Татьяны Александровны Фолиевой «Адаптация методики «Religious Emphasis Scale» / Шкала Религиозного Акцентирования», в котором были представлены результаты успешной апробации методики канадского психолога Р. А. Альтемейера, измеряющей, в какой степени родители делали акцент на религии во время взросления ребенка и насколько позиция детей по данному вопросу совпадает с позицией родителей.
Во второй день, 21 ноября, была проведена секция «История и теория психологии религии», в ходе которой выступили следующие докладчики:
Проф. К.М. Антонов с докладом на тему «Роль религии в развитии личности (по «Признаниям прекрасной души» И.В. Гете)», в котором был проведен анализ становления религиозности героини произведения Гете как основного стержня ее личности, роли религии в ее психологической, социальной жизни. Как отметил докладчик, такой подход к произведению немецкого классика мог бы способствовать более глубокому пониманию психологии религии и ее роли в становлении культуры эпохи Модерна.
Аспирантка кафедры ФРиРАК БФ ПСТГУ Анастасия Сергеевна Иванова выступила с докладом «Эмоциональный аспект мифологического образа Калки в средневековых пуранах», в котором автор рассмотрела образ Калки, десятой аватары Вишну, индуистского «мессии», приход которого должен положить конец нравственному и религиозному упадку в последние времена Кали-юги, с точки зрения эмоционального аспекта текста, в ходе чтения которого читателем переживается катарсис.
Соискатель ученой степени кандидата философских наук Дарья Александровна Орлова (МФЮА) выступила с докладом на тему «Структура формирования индивидуального посмертного психического пространства, согласно учению Тибетской Книги Мертвых», в котором демонстрировалась структура индивидуального психического посмертного пространства и этапы цикличного формирования индивидуальной кармической иллюзии, рассматривались способы ее разрушения на основе положений буддизма Ваджраяны и юнгианского психоанализа.
К слову сказать, данная конференция также освящалась на страницах православного сайта "Богослов.Ru" , однако вышеуказанные выступления про аватара Вишну и Тибетскую Книгу Мертвых почему то оказались сокрыты, наверное, дабы не смущать умы начинающих и не утвержденных еще в вере православных "богословов"
Студентка МГУ им. Ломоносова Мария Васильевна Дягилева прочитала доклад «Психология религии в философии Артура Шопенгауэра. Концепция освобождения через любовь», где раскрываются различные аспекты понимания Шопенгауэром религии, а также его теория об освобождении личности через сострадание, которое тесно связано с понятием «любви».
Научный сотрудник ПСТГУ Кирилл Вадимович Алексин выступил с докладом на тему «Pastoral Care как дисциплина и направление подготовки», в котором автор ставил целью попытаться выявить генезис нового понимания "pastoral care" в сравнении с позднеантичным и средневековым, а также предположить, какая "пастырская забота" может быть востребована в современном российском контексте.
Аспирантка Института философии СПбГУ Дарья Александровна Ченцова в своем докладе «Психология религии или религиозная психология? (к вопросу о месте исихастских практик в православной психологии и психотерапии)», рассмотрев различия между конфессиональной и светской моделью психологии и психотерапии, рассмотрела место и роль исихастской традиции в православной психологии.
Завершил конференцию доклад старшего научного сотрудника ПСТГУ, кандидата философских наук и кандидата богословия Николая Николаевича Павлюченкова «П.А. Флоренский у истоков отечественной психологии религии», в котором автор рассмотрел генезис взглядов мыслителя на роль психологии в исследовании религиозности и поставил ряд вопросов, которые еще ищут своего исследователя.
Работа конфереции завершилась секцией «Теоретические и прикладные аспекты эмпирических исследований» на которой выступили прот. Георгий Ореханов, Ксения Александровна Колкунова и Александр Валерьевич Кольцов, доклады которых были посвящены феномену религиозного обращения, «patchwork-религиозности» и феномену психонавтики.
По окончании каждого доклада участники продолжали обсуждение в рамках дискуссии, на которую часто не хватало времени. Это показало заинтересованность российского религиоведческого сообщества в вопросах психологии религии, как в теоретических, так и в прикладных её аспектах. |