БЕЗУМНЫЕ МИССИОНЕРЫ-АТЕИСТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ МИТРОПОЛИИ
на фото: атеист Т (Л) иходеев доказывает православной аудитории о происхождении человека из шимпанзе
Сайт Санкт-Петербургской митрополии отчитался о проведении открытой (анти-ред.) научно-богословской конференции "Библия и эволюция. Вопросы согласования", организованной миссионерским отделом Царскосельского благочиния, которая проходила 28 февраля 2016 года в Софийском павильоне.
Докладчиками выступили кандидат богословия профессор СПбДА архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) и доцент кафедры генетики и биотехнологии СПбГУ Олег Тиходеев. Вел конференцию клирик Софийского собора иерей Сергий Ситников.
Открывая конференцию, отец Сергий (на фото) сказал, что, к сожалению, не смог приехать третий заявленный участник, протоиерей Кирилл Копейкин, и вкратце познакомил слушателей со взглядами отца Кирилла, известными по его многочисленным статьям и выступлениям. Отец Кирилл считает, что отрицать эволюцию на том основании, что о ней не говорится в Писании, наивно, как и, например, факт вращения Земли. Люди нередко, читая Священное Писание, не отдают отчета в том, что, во-первых, имеют дело с переводом, а во-вторых, не знают многих реалий библейских времен и подменяют понятия, которые имели в виду авторы Библии, собственными, весьма от них отличными.
От редакции: С легкой руки отца Кирилла обвинению в наивности и подмене понятий подвергаются никто иные, как святые отцы Церкви, которые согласно в своих творениях не допускают даже мыслей о миллиардах лет эволюции, происхождении одних видов из других и тем более человека из обезьяны, в чем пытаются убедить доверчивую публику участники конференции из числа доцентов, кандидатов богословия, а на самом деле - конченных атеистов, скрывающих своё неверие под рясой православных священников. Кстати в ходе конференции даже ни разу не прозвучало святоотеческого учения о Творении, зато цитировались сочинения изобретателя микроскопа Антони ван Левенгука, исследователя пестиков и тычинок Карла Линнея и поэта Гавриила Державина и т.д. Попытаемся со своей стороны восполнить этот недостаток и показать, что же думали Святые отцы о миллиардах лет эволюции, происхождении одних видов из других, в том числе человека от обезьяны:
Преподобный Ефрем Сирин
- «Никто не должен думать, что шестидневное творение есть иносказание; непозволительно также говорить, будто бы, что по описанию сотворено в продолжение шести дней, то сотворено в одно мгновение, а также будто бы в описании сем представлены одни наименования, или ничего не означающие, или означающие нечто иное. Напротив того, должно знать, что, как небо и земля, а не что-либо иное разумеется под именем неба и земли, так и сказанное о всем прочем, что сотворено и приведено в устройство по сотворении неба и земли, заключает в себе не пустые наименования, но силе сих наименований соответствует самая сущность сотворенных естеств» (Толкование на Книгу Бытия, т. 3, ч. 6).
- «Ибо хотя и свет и облака сотворены во мгновение ока, но как день, так и ночь первого дня продолжались по двенадцати часов» (там же)
- «Когда во мгновение ока [Адамово] извлечено ребро, и также мгновенно заняла место его плоть, и обнаженная кость прияла полный вид и всю красоту жены; тогда Бог приводит и представляет ее Адаму». (Там же).
Святитель Василий Великий
- «И был вечер, и было утро. Пророк разумеет продолжение дня и ночи… „И был вечер, и были утро, день один“. Почему назван не первым, но единым?.. Определяет сим меру дня и ночи, и совокупляет в одно суточное время, потому что двадцать четыре часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь» (Шестоднев, II , 8 ).
- «По сему глаголу сгустились кустарники, выбежали из земли все деревья… Все мелкие дерева сделались вдруг ветвистыми и густыми; явились употребляемые для венцов растения – розы, мирты и лавры… все в одно мгновение пришло в бытие…» (Шестоднев, V , 6).
- «Да прорастит земля. Краткое сие повеление тотчас стало великою природою и художественным словом, быстрее нашей мысли производя бесчисленные свойства растений» (Шестоднев, V , 10).
- «Вышло повеление; и тотчас реки производят, и озера рождают свойственные себе и естественные породы» (Шестоднев, VII , 1).
Святитель Иоанн Златоуст
- «Сегодня [Бог] переходит уже к водам, и показывает нам, что из них словом и повелением Его произошли одушевленные животные. Какой ум, скажи мне, может постигнуть это чудо? Какой язык будет в состоянии достойно прославить Создателя? Сказал только: „да произрастит земля“ – и тотчас возбудил ее к плодоношению… о земле сказал только „да произрастит“, – и явилось великое разнообразие цветов, трав и семян, и все произошло по одному слову, так и здесь сказал: „да изведут воды…“ – и вдруг произошло столько родов пресмыкающих, такое разнообразие птиц, что и исчислить словами невозможно» (Беседа на Книгу Бытия, VII , 3).
-
«Одно ребро, сказано, взял (Бог): как же из этого одного ребра (Он) образовал целое животное? И что говорю: как из этого одного ребра Бог образовал животное? Скажи мне, как совершилось отнятие (ребра)? Как (Адам) не чувствовал этого отнятия? Но ты ничего такого не можешь сказать: знает (это) один Тот, Кто совершил создание… [Бог] не другое творение произвел, но, взяв уже от готового творения некоторую малую часть, из этой части построил целое животное. Какова сила высочайшего Художника Бога, чтобы из этой малой части (ребра) произвести состав стольких членов, устроить столько органов чувств и образовать целое, совершенное и полное существо» (Беседа на Книгу Бытия, Х V , 2—3).
-
«Не верить содержащемуся в божественном Писании, но вводить другое из своего ума, это, думаю, подвергает великой опасности отваживающихся на такое дело». (Беседа на Книгу Бытия, XIII , 3).
Святой Иоанн Дамаскин
- ясно выражается, что аллегорическое понимание рая есть часть ереси оригениан: «Они объясняют рай, небо и все прочее в иносказательном смысле» (О ересях, 64)
Архимандрит Ианнуарий начал свое выступление с того, что сама постановка вопроса "Библия и эволюция" представляется ему несколько странной: "Почему не "Библия и теория ракетостроения", или еще лучше - кораблестроения от Ноева ковчега до "Титаника"?" - вопрос отца Ианнуария был встречен общим смехом.
Неудивительно, что отец Ианнуарий изложил прежде всего свой взгляд на правомерность соотнесения Священного Писания и теории эволюции: "Как известно, "Бога не видел никто никогда" (Ин. 1:18). Мы познаем Его в Его действиях, или энергиях, - в том, что в Священном Писании названо Славой Божией", - начал он.
Отец Ианнуарий напомнил эпизод из книги Исхода (Исх. 3:14) о встрече Моисея с Богом. "Это очень важный эпизод, - подчеркнул отец Ианнуарий. - Бог открывает Свое имя, это величайшее откровение Нового Завета. В древности люди придавали большое значение имени, считалось, что с помощью имени отчасти можно завладеть душой другого человека. Зная имя, можно повелевать человеком, например, сказать ему: "Ваня, иди сюда!", и он пойдет. А зная имя божества, можно призывать это божество: вспомните, как Моисей победил египетских жрецов - они знали сложные, труднопроизносимые имена своих богов, а Моисей знал имя своего Бога".
Архимандрит Ианнуарий разъяснил, как нужно толковать то имя, которое открыл Бог Моисею. "Бог сказал: "Эхье ашер эхье", то есть, дословно, "Я буду с вами такой, как Я буду с вами" (синодальный перевод "Я есмь Сый" ничего не объясняет). Вспомним, что Христос в Новом Завете отчасти повторяет эти слова: "Я с вами во все дни до скончания века" (Мф. 28:20). Смысл имени, открытого Моисею, - Я всегда с вами, но Мною никто овладеть не может, колдовать с Моей помощью нельзя. Бог абсолютно свободен от наших представлений и изображений, Он постижим только в Своем присутствии". Присутствие Божие, по словам отца Ианнуария, люди ощущают, созерцая красоту природы; некоторые известные ученые, совершая научные открытия, тоже воздавали и воздают хвалу Богу - он привел в пример Антони ван Левенгука, Карла Линнея.
Причина "отрицания" теории эволюции многими православными, по мысли отца Ианнуария, заключается в низком уровне образования, даже в элементарной безграмотности - например, согласно опросам, примерно половина взрослого населения нашей страны думает, что Солнце вращается вокруг Земли.
Отец Ианнуарий прочитал стихотворение Гавриила Державина "Бог" и добавил, что надо верить в Бога, а не творить себе кумира, в том числе из ложно понимаемой науки или буквально, без учета исторических и прочих особенностей, прочитанного текста. "Современное состояние науки так фантастически богато, что может восстановить историю генезиса живых существ. Появившаяся в середине XIX века наука текстология, сделавшая очень много в изучении текстов Священного Писания, во многом сродни современной генетике".
По мысли архимандрита Ианнуария, крайне непродуктивно рассматривать книгу Бытия как учебник по геологии или палеонтологии, а Новый Завет - как "биографию" Иисуса Христа. Необходимо учитывать, что в далеком прошлом люди также не имели представления о естественном и сверхъестественном. Если современный человек знает, что летать по воздуху без дополнительных приспособлений невозможно, то во времена Иисуса Христа люди, не имевшие представления о законах тяготения, совершенно не были в этом уверены. Поэтому крайне наивно воспринимать слова о чудесах, которые творил, к примеру, Симон волхв, буквально. "Человеческие чувства не меняются, а мировоззрение меняется", - расписался в своем атеизме отец Ианнуарий.
От редакции: на это откровенное неверие архимандрита в чудеса приведем слово прп. Исаака Сирина: … многие по вере входили в пламень, обуздывали сожигающую силу огня, и невредимо проходили посреди его, и по хребту моря шествовали, как по суше. А все это выше естества, противно способам ведения (современным языком - научное знание - ред.), и показало, что суетно оно во всех способах и законах своих. Видишь ли, как ведение сохраняет пределы естества? Видишь ли, как вера восходит выше естества, и там пролагает стези своему шествию? Сии способы ведения пять тысяч лет, или несколько меньше, или и свыше сего управляли миром, и человек нисколько не мог подъять главы своей от земли, и сознать силу Творца Своего, пока не воссияла вера наша, и не освободила нас от тьмы земного делания и суетного подчинения после тщетного парения ума. Да и теперь, когда обрели мы невозмутимое море и неоскудеваемое сокровище, снова вожделеваем уклониться к малым источникам. Нет ведения, которое бы не было в скудости, как бы много ни обогатилось оно. А сокровищ веры не вмещают ни земля, ни небо» (Слово двадцать пятое).
Следующий выступающий, генетик Олег Тиходеев, представился как "ученый до мозга костей, абсолютный материалист". В то же время Олег Николаевич готов к диалогу с верующими и в течение трех лет читал курс "Богословие и наука" в Санкт-Петербургских духовных школах. Докладчик заметил, что существующий и поныне уровень дискуссии между учеными и верующими по принципу "дурак - сам дурак" - позорное явление, от которого необходимо избавляться: "Наука и религия - две точки зрения на мир, и обе они существуют не случайно".
Олег Тиходеев напомнил, что деятели от религии ополчились на теорию эволюции сразу, и во многом эта ситуация сохраняется сейчас: например, преподавание теории эволюции в школе запрещено в некоторых штатах США. Опыт внедрения в школу курса ОРКСЭ Олег Николаевич тоже считает в этом плане негативным, поскольку если ребенок на одном уроке слушает "креациониста", а на другом - биолога, это наносит вред детской психике. "Сейчас есть учебники по "православной биологии", и они чудовищны. Нередки и случаи, когда студенты говорят преподавателю: "Мой папа, моя мама, мой духовник говорят, что теория эволюции неверна, поэтому на лекции ходить я не буду, сдавать тоже не буду", - поделился преподавательским опытом Олег Николаевич.
Как и отец Ианнуарий, Олег Тиходеев считает, что причина такой ненормальной ситуации - низкий культурный уровень нашего общества. Но, в отличие от предыдущего докладчика, ученый не думает, что сопоставление Священного Писания и теории эволюции в названии конференции выглядит так уж странно: "Строгих доказательств теории эволюции не существует, воспроизводимые результаты здесь невозможны. Дарвин велик идеей естественного отбора, при этом дарвинизм стал уродливым явлением науки, разоблаченным, между прочим, учеными, а не священниками. Итак, эволюция принципиально не доказуема - как и любые религиозные воззрения, поэтому возникает конкуренция между предметами веры. В этом-то причина, почему деятели Церкви в штыки восприняли эту теорию. Непросто прекратить эту войну, надо быть на достаточно высоком уровне, чтобы понять, что воевать не за что", - сказал Олег Николаевич.
Олег Тиходеев провел лекцию-презентацию, демонстрирующую некоторые факты. Доказательств теории эволюции быть не может, но есть свидетельства, от которых не так-то просто отмахнуться. Например, никто не сможет отрицать, что строение скелета, конечностей, головного мозга млекопитающих сходно: "Все отделы головного мозга, что есть у человека, есть и у кошки, и у мышки. Поэтому медицинские и биологические опыты часто ставят на животных - например, на мышах".
Далее речь пошла о секвенировании геномов, то есть "прочитывании" молекул ДНК. Олег Николаевич повторил мысль отца Ианнуария: "Библеистика через текстологию действительно близка геномике, но "тексты" геномики сложнее и больше". Ученый познакомил слушателей с открытыми молекулярными базами данных, которые есть в Интернете, поэтому любой желающий сможет проверить его выкладки.
При сравнении аминокислотных, нуклеотидных и других последовательностей человека и шимпанзе наблюдается практически стопроцентное сходство. Сходство человека с крысой гораздо меньше - 70-80 процентов, но оно существует. Степень молекулярного родства снижается по мере удаления от высших приматов. "Средние различия между разными видами homo sapiens - примерно один процент, между человеком и обезьяной - всего шесть процентов. Мы не родные, не двоюродные, но все же довольно близкие родственники".
По словам Олега Николаевича, эти закономерности без эволюционной теории довольно сложно объяснить. В то же время, подчеркнул докладчик, эволюционная теория ничего не говорит о том, как возникла жизнь, каково происхождение нашего мира. Поэтому она на самом деле никак не противоречит религиозной вере. Олег Тиходеев заметил, что многие деятели Церкви отнюдь не противники науки, что сейчас происходит процесс постепенной адаптации богословия к результатам естественных наук. Этот процесс - дело не одного дня, но он идет. "Никакого урона для веры в этом нет. Нужно понимать, что мир гораздо сложнее наших представлений о нем, а абсолютная истина неизвестна никому, поэтому не надо этим понятием спекулировать".
Докладчики ответили на вопросы слушателей. Вопросы, к сожалению, вновь коснулись того, так ли уж необходимо преподавать православным детям теорию эволюции. Отец Ианнуарий подчеркнул, что Русская Православная Церковь никогда раньше не вступала в борьбу с наукой, церковные иерархи не преследовали ученых. Нынешнее неприятие теории эволюции пришло к нам не из православия, как многие думают, а от американских сектантов несколько десятилетий назад. "Если мы хотим хоть немного дать детям представление о биологии, теорию эволюции надо преподавать обязательно. Детям интересно, почему все люди разные, почему ребенок похож на родителей - ответы на эти вопросы может дать только генетика". Олег Тиходеев добавил, что задача школьного образования - не только дать конкретные знания, но и научить их применять, а также систематизировать - человек, умеющий систематизировать, легко восполнит любой пробел в своем образовании. "Во всей биологии самое системообразующее - теория эволюции. Только она объединяет разрозненные факты. Не преподавать ее - кощунство (!)".
Оба докладчика остановились на мысли о том, что представления христиан тоже эволюционировали с течением времени, что все в мире подвержено эволюции, причем последующий этап не отменяет предыдущий.
|