о. Александр Мень. ВСЕЛЕННАЯ должна иметь причину.Христианство и теория эволюции - 15 Мая 2003 - ВСЕ ЕРЕСИ

    

«современные ереси, лжеучения и нарушения канонов Православной Церкви»

 НОВОСТИ  •  ИНФОРМАЦИЯ О САЙТЕ  •  ПРАВОСЛАВНОЕ ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫЛЖЕПРАВОСЛАВИЕ В ЛИЦАХ •  ЕРЕТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ  •  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ • ФОТОАЛЬБОМ  •  ВИДЕО
БРАТЬЯ И СЕСТРЫ! ПРОЕКТ НУЖДАЕТСЯ В ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКЕ! РЕКВИЗИТЫ ДЛЯ ПОЖЕРТВОВАНИЙ: ЯНДЕКС-ДЕНЬГИ - 410011201452657, WEBMONEY - R338898210668, Z104647489717 
Меню сайта
Категории раздела
АВТОКЕФАЛИЯ УПЦ МП [32]
АГАПЫ [1]
АМОРАЛИЗМ [3]
АНТИХАЛКИДОНИТЫ [46]
АПЭ И КПД [0]
АТЕИЗМ [2]
АСТРОЛОГИЯ [1]
БАПТИЗМ [8]
БЕССАРАБСКАЯ МИТРОПОЛИЯ РУМЫНСКОЙ ПЦ [0]
БИОЭТИКА [10]
БОГОСЛУЖЕНИЯ В ИНОСЛАВНЫХ ХРАМАХ [6]
БРАДОБРИТИЕ [1]
БУДДИЗМ ИНДУИЗМ ЯЗЫЧЕСТВО [15]
ВОСЬМОЙ СОБОР [102]
ГЛОССОЛАЛИЯ [1]
ДИОМИДОВЦЫ [0]
ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ [81]
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ГРУППЫ [3]
ЕРЕСЬ АРХИМ. ТАВРИОНА (БАТОЗСКОГО) [2]
ЕРЕСЬ МИТР. АНТОНИЯ СУРОЖСКОГО [5]
ЕРЕСЬ О ГРАНИЦАХ ЦЕРКВИ [16]
ЕРЕСЬ О НЕВЕЧНОСТИ МУК [9]
ЕРЕСЬ О ПЕРВОРОДНОМ ГРЕХЕ [2]
ЕРЕСЬ О ПРИРОДЕ ХЛЕБА И ВИНА [1]
ЕРЕСЬ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ СПАСИТЕЛЯ [0]
ЕРЕСЬ О. АЛЕКСАНДРА МЕНЯ [28]
ЕРЕСЬ О. АЛЕКСАНДРА ШМЕМАНА [13]
ЕРЕСЬ О. ГЕОРГИЯ КОЧЕТКОВА [45]
ЕРЕСЬ О. ИОАННА МЕЙЕНДОРФА [1]
ЕРЕСЬ О. ПАВЛА ФЛОРЕНСКОГО [2]
ЕРЕСЬ О. СЕРГИЯ БУЛГАКОВА [1]
ЕРЕСЬ ПРОФ. ОСИПОВА [2]
ЕРЕТИЧЕСКИЕ КНИГИ [16]
ЕРЕТИЧЕСКИЕ СМИ [1]
ЖЕНСКОЕ СВЯЩЕНСТВО [25]
ЗАПАДНЫЙ ОБРЯД В ПРАВОСЛАВИИ [1]
ЗАЩИТА КОЩУНСТВА [9]
ИКОНОБОРЧЕСТВО [4]
ИМЯБОЖНИЧЕСТВО [2]
ИСЛАМ [52]
ИУДАИЗМ [30]
КАЛЕНДАРНАЯ РЕФОРМА [16]
КАТОЛИЦИЗМ [159]
КОЗЛОГЛАСИЕ [1]
КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ [2]
КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ПАТРИАРХАТ [0]
КРИПТОХРИСТИАНСТВО [2]
КРИТИКА СВЯТЫХ [0]
КРИТИКА ЦЕРКВИ [2]
ЛЖЕМИССИОНЕРСТВО [14]
ЛЖЕСТАРЧЕСТВО [4]
ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ОБНОВЛЕНИЕ [42]
МАРОНИТЫ [1]
МАСОНСТВО В ЦЕРКВИ [1]
МОЛИТВЫ С ЕРЕТИКАМИ [38]
МОШЕННИКИ [2]
НАГРАЖДЕНИЕ И ПОЗДРАВЛЕНИЯ ЕРЕТИКОВ [36]
НАРУШЕНИЕ ПОСТОВ [3]
НЕСВЯТЫЕ СВЯТЫЕ [1]
НИКОДИМОВЦЫ [1]
ОККУЛЬТИЗМ [4]
ОСВЯЩЕНИЕ НЕПОТРЕБНЫХ МЕСТ [6]
ОТМЕНА КАНОНОВ [0]
ОТРИЦАНИЕ ЧУДЕС [0]
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЩЕНИЯ К СВЯЩЕННОНАЧАЛИЮ [14]
ПЕРЕВОДЫ И ИЗМЕНЕНИЯ Ц-СЛ ТЕКСТОВ [11]
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ [9]
ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ [7]
ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА [28]
ПРАВОСЛАВНАЯ МЕДИЦИНА [7]
ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ [4]
ПРАВОСЛАВНАЯ ЭКОЛОГИЯ [8]
ПРАВОСЛАВНЫЕ БАЙКЕРЫ [12]
ПРАВОСЛАВНЫЙ БАНКИНГ [0]
ПРАВОСЛАВНЫЙ СПОРТ [40]
ПРАВОСЛАВНЫЙ ЮМОР [4]
ПРОРОЧЕСТВА [7]
ПРОТЕСТАНТИЗМ [14]
РОК-РЭП-ПОП-ДЭНС-МИССИОНЕРСТВО [12]
РПЦЗ [0]
РПЦЗ (А) [0]
СКАУТЫ [2]
СОВРЕМЕННЫЕ ХРАМЫ [4]
СОДОМСКИЙ ГРЕХ [17]
СОЦИАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ [0]
СОЦИАЛЬНОЕ ХРИСТИАНСТВО [1]
СТАРООБРЯДЧЕСТВО [4]
СТЯЖАТЕЛЬСТВО [6]
ТАБАКОКУРЕНИЕ [0]
ТАИНСТВО БРАКА [4]
ТАИНСТВО ЕЛЕООСВЯЩЕНИЯ [0]
ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ [6]
ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА [2]
ТОЛЕРАНТНОСТЬ [7]
ТРАНСГУМАНИЗМ [4]
ТРУДОВАЯ ДЕЯТ-ТЬ КЛИРА [5]
УАПЦ [1]
УГКЦ [0]
УПЦ КП [2]
УПЦК [0]
УРАНОПОЛИТИЗМ [11]
ФИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ [0]
ЦЕРКОВНАЯ ЦЕНЗУРА [1]
ЦЕРКОВНЫЕ ОБЛАЧЕНИЯ [6]
ЭВОЛЮЦИОНИЗМ [13]
ЭКУМЕНИЗМ [81]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 233
Статистика
Яндекс.Метрика Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов Всего.RU Goon Каталог сайтов
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » 2003 » Май » 15 » о. Александр Мень. ВСЕЛЕННАЯ должна иметь причину.Христианство и теория эволюции
21:19
о. Александр Мень. ВСЕЛЕННАЯ должна иметь причину.Христианство и теория эволюции

ВСЕЛЕННАЯ должна иметь причину. Христианство и теория эволюции

Вы все проходили или будете проходить в школе теорию эволюции, которая пытается дать нам объяснение происхождения мира, животных, растений и, естественно, человека, как части природы. Для нас важен вопрос: является ли это просто теоретическим знанием, не очень нас лично касающимся? Не все ли равно, как возникла Вселенная? Некоторые люди так и думают. Толстой записывает в своем дневнике: «Спорят о происхождении человека. Разве это интересно?» — его это не волновало. Он имел право сосредоточиться на другой стороне жизни.

Я же хотел вам рассказать о том, какое значение может иметь для нашей личной жизни проблема эволюции. Буду исходить не только из фактов, которые вы изучаете или будете изучать, но и из того, что я сам внутренне воспринимаю. Вспоминаю, как в юности раз в неделю я приходил в биологический музей, чтобы рисовать там скелеты, чучела и конструировать по скелетам всевозможные вымершие существа. И поймал я себя на странном чувстве: когда входил в музей, едва сдерживался, чтобы не перекреститься. Конечно, музей не церковь, но потом я понял, что чувство было не случайно. Природа с ее тайнами является не менее прекрасным храмом, чем все храмы, которые на протяжении веков создали люди. Однажды, когда лет двадцать назад я пришел служить в один храм, я вдруг заметил, что в алтаре самой лучшей иконой оказалось окно, в которое заглянула ветка дерева.

В XVIII веке в Швеции жил Карл Линней, натуралист, который придумал систематизацию животного и растительного царства с латинскими названиями, чтобы люди, говорящие на разных языках, могли понять, о чем идет речь. Он первым создал целую систему, которой отчасти пользуются и теперь, хотя она существенно уточнена. Когда же он закончил эту работу, он записал: «Бог прошел мимо меня, я как будто прикоснулся к Его одежде». И в самом деле, перед ним прошла панорама живых существ, и он почувствовал прикосновение величайшей тайны.

Когда люди представляли себе мир в виде блюдца, над которым навис колпак, мир не был так таинствен. Таинственным он стал тогда, когда мы узнали, насколько сложно устроена клетка, молекула, атом, насколько сложно поведение животных, насколько удивительное создание — человек. Один натуралист посвятил несколько страниц описанию только того, как мы ходим, настолько сложная физиологическая и физическая процедура происходит, когда человек идет. И очень важно, чтобы мы, дети Творца и дети природы, тоже являясь творением, испытывали радость, восхищение, вдохновение, когда мы видим чудеса природы, чтобы мы никогда не привыкали к тому, что любое живое существо — это удивительная тайна.

Вчера я служил панихиду. Одна шустрая мышка вылезла на панихидный столик, и, глядя на меня виноватым взором, с необычайной быстротой (а ведь тут толпа народу стоит, свечи горят, поют) стремительно ела. Мне не хотелось давать знак моему алтарнику, потому что он бы сразу ее прогнал. Ему казалось отвратительным, что тут сидит это существо. Это человеческое чувство понятно, но мне было жалко ее прогонять, потому что из всех предметов, среди которых она сидела, она была самым совершенным Божьим творением. Ведь что тут было? Чеканка, подсвечник... А это — живое существо! Вспомните: каждое живое существо остается тайной для самой совершенной науки, ибо как бы ни был сложен механизм, люди могут его разобрать и вновь собрать, и он начнет функционировать. Но представьте себе маленькую амебу или инфузорию туфельку. Если разобрать ее, то как бы человек ни пытался, собрать ее невозможно. Это остается тайной. И здесь мы можем сказать как Линней: «Мы прикоснулись к замыслам Божьим, которые закодированы во всех живых существах».

Наука дохристианского времени иначе представляла себе мир. Тогда существовало неэволюционное учение о происхождении животных, и все настолько привыкли к нему, что когда появилось христианство, христианские ученые восприняли теорию постоянства природы как естественно-научный факт. Но по мере того, как развивалась наука, стало очевидно, что представление устарело. Это поразило людей.

В начале эры научного естествознания (в ХVII веке), Галилей, Кеплер, Ньютон были потрясены открытиями, которые они сделали. Кеплер написал в эпиграфе своего труда по астрономии слова из псалма: «Небеса проповедуют славу Божью» (Пс. 18:2). Галилей писал: «Если наука изучает то, как устроено небо, то Священное Писание учит нас, как взойти на небо духовное».

Потом возникла мысль, что Вселенная стала развиваться сама собой и появился псевдоним для Бога — Природа. Природа — собирательное понятие. Ученые, изучающие материальные предметы и живые существа, не должны искать непосредственного вмешательства Бога, потому что Творец действует через вторичные причины. В Священном Писании не сказано, что Бог творил каждое существо в отдельности: «И сказал Бог: да произведет вода душу живую» (Быт.1:20). Это означает, что какие-то элементы создают следующие элементы. Вода порождает живые существа, которые порождают другие существа. Теории эволюции существовали задолго до Дарвина, но Дарвин первый попытался придумать модель, объясняющую тайны целесообразности, ведь целесообразность — одна из самых удивительных вещей в мире.

Дарвин предложил теорию естественного отбора. Суть ее состоит в том, что все существа живут в условиях борьбы за существование. При этом в ряду поколений организмам свойственна изменчивость, создающая новые, не существовавшие ранее формы. Те из них, которые могут успешно конкурировать с другими — выживают, те, которые не могут — исчезают с лица Земли.

Но потом оказалось, что это только одна сторона дела. Дарвин еще не знал, как работает система генов. Он поражался, что нет непрерывной цепи среди костей животных, среди видов окаменевших животных, живших 10 миллионов лет назад. Есть виды, а между ними связывающей нити почти нет. Дарвин говорил, что здесь действует неполнота летописи, что не все окаменелости еще найдены. Однако позже выяснилось, что в эволюции происходили взрывы, виды появлялись взрывообразно. Земля вдруг заселялась новыми существами, потом и они исчезали, появлялись новые — эволюция не была плавным течением.

 За сто с лишним лет после Дарвина мы узнали массу нового, интересного о развитии жизни. Чем больше мы узнавали, тем яснее становилась загадка: почему мир развивается, стремится к совершенству? Идея, что развивается самый приспособленный, не работает, так как наиболее приспособленные — простейшие существа. Сине-зеленые водоросли выносят радиацию, горячую, холодную воду, на них развитие можно было бы остановить. Тогда мир был бы царством растений, самых устойчивых и надежных. Но нет, он шел вперед, как бы повинуясь некой силе, закономерность влекла его к цели. Если мы оглянемся назад, то увидим, как долго эволюционировала Земля, вся Вселенная, и все для того, чтобы появился человек. В ХVII веке Паскаль говорил: «Человек — былинка, убить его ничего не стоит. Но только он будет понимать, что погибает, только человек мыслит». Это проводит водораздел между человеком и всем остальным миром. Человек — это былинка, но мыслящая былинка. Высшие животные имеют элементы мысли, но не обладают тем, чем обладаем мы. Мы потомки живых существ, населявших некогда нашу Землю и в то же время таинственные двойные существа. Нам не надо доказывать, что существует Дух, так как он нам дан в первую очередь. Если мы завяжем глаза, если станем внезапно глухи, мы будем чувствовать свой дух, наша мысль будет работать. Этого сознания и духа нет в природе, из которой мы вышли.

Мы более или менее знаем, как возникли зубы человека, как из жаберных щелей развились наши уши, каково было развитие нашего бинокулярного зрения, начиная от первого ничтожного пятнышка у маленького существа, которое отличало только свет и тьму: мы можем проследить развитие зрения. Но непонятно, почему же выжили именно те, кто имел зрение? Червяки-то слепые, они развиваются и размножаются несмотря ни на что. А развитие глаза шло как бы к какой-то цели. Академик Берг называл это номогенезом — развитием по закону, по закономерности (от греческого слова «номос» — закон). Хотя все это мы знаем, но мы не встречаем в природе того, что дано человеку как Дух. По телу мы образ и подобие животного, особенно животного позвоночного — млекопитающего, но по духу мы образ и подобие чего-то другого. Мы не придумали своего духа, мы его взяли из реальности, но другой, нематериальной. И когда мы говорим, что у мира есть Творец, есть Архитектор, есть космический Создатель, есть космический Разум, есть Тот, кто направляет его развитие, то мы можем это понять только потому, что мы сами в себе несем искорку этого Божественного начала, потому, что мы можем мыслить, и говорить, и предвидеть. В каждом из нас сидит архитектор и созидатель. Маркс справедливо указал, чем отличается пчела от архитектора. Пчела строит инстинктивно, а человек может заранее в голове иметь план того, что он создает.

Всякое развитие — это процесс, который направляется в определенную сторону. Можно спросить, почему Творец, создавая мир, не сразу создает его совершенным, почему не получилась как бы «по щучьему велению» в один миг Вселенная без единого изъяна. Прежде чем размышлять над этим вопросом, мы должны сказать, где есть вопросы некорректные, то есть неправильно поставленные с научной точки зрения. Есть один фантастический рассказ, автора которого я не помню, про универсального Ответчика. Была какая-то планета или астероид, где жил Ответчик. Он отвечал на любые вопросы о мироздании, но не мог ответить ни на один вопрос человека, так как люди задавали ему неправильные вопросы. Их знание было достаточно ограниченно, и он не мог им ответить. Поэтому объяснить муравью размеры и смысл Млечного пути довольно трудно. И мы должны быть осторожны, начиная говорить о Творце Вселенной, словно мы говорим о своем соседе и можем легко понять все его мотивы. Я думаю, что космический Разум так же сложен для человеческого понимания, как в фильме-притче «Солярис» — разум планетарный. И это только планетарный! А в космическом масштабе между Творцом и маленьким творцом, между Божеством и нами, конечно, огромная разница.

Дарвин говорил, что когда он рассматривает природу во всем ее изумительном многообразии, он не может примириться с мыслью, что она есть плод слепого случая, по-видимому, за этим должен стоять какой-то Разум, в чем-то аналогичный нашему. Он так вот осторожно выражался.

Действительно, в природе мы часто находим проявление закона причинности: вещь должна порождаться тем, что ее способно породить. Если мы видим вещь разумную, рациональную структуру, то значит, причина ее тоже должны быть таковой. Вся Вселенная, как огромная, бесконечная сумма вещей и процессов, должна иметь причину, способную породить ее. И если мы говорим, что это природа, то Бог не изменится от того, что мы назовем Его так. Безусловно, что природа, которая создает мысль, должна содержать в себе эту мысль, она должна быть мыслящей. Циолковский называл это Причиной Космоса. «Причина Космоса, — говорил он, — является благой». Но мы не видим этого до конца, так как мысль Бога в природе только передает Его мудрость.

Ломоносов говорил, что Бог дал человеку две книги, и одна из них — это природа. В природе Он выразил Свою мудрость, и поэтому можно с благоговением читать эту книгу, потому что книга эта прекрасна. И нет более совершенного произведения искусства чем, к примеру, срез ткани человека или просто ворона, гуляющая по снегу. Она ходит туда-сюда, о чем-то думает. Одна ворона — это целый сложнейший мир; и красота, которая здесь присутствует, поразительна. Поразительно устройство раковин простейших существ. У корненожек, которых почти не видно невооруженным взглядом, есть раковины, и они — как скелеты внутри их студенистого тела. И если их увеличить, то поражает их симметрия, пластика. А как строят себя губки! Если смотреть с точки зрения эстетики, мир необыкновенно совершенен. Но поскольку он задуман, как нечто приближающееся к Божественной жизни, постольку есть существо, которое в себя включает полностью весь мир — и это мы с вами.

Мы находимся в центре мироздания, хотя географически как бы на окраине. Особенно хорошо об этом говорил Державин в своей оде «Бог». Он говорит и о положении человека, и о Вселенной, и о Творце. В то же время Ломоносов говорил о возникновении новой науки, о потрясении, которое душа испытывала перед сложностью Вселенной.

«Сомнений полон ваш ответ», — говорил он, когда видел северное сияние, — «О том, что окрест ближних мест. Скажите ж, коль пространен свет?», — то есть о величии Вселенной, — «И что малейших дале звезд? Не ведом тварей вам конец? Скажите ж, коль велик Творец?». То есть, если непостижим предел творения, то что же можно сказать тогда о Творце?

И возникает другая тайна. Ломоносов говорит, что есть вторая книга, кроме природы, — это Библия. И здесь Творец открывает Свою волю. Для того, чтобы поднять нас из животного состояния, Бог начинает открывать Себя человеку. В вере человека начинается познание Бога как нравственного Существа, как источника не только мудрости, но и любви. И чтобы человек это понял, чтобы познание Бога стало сильнейшим магнитом для развития человека, Он открывался через мудрецов, через пророков, пока не открылся через Христа. В Евангелии Бог явлен нам в абсолютной близости, в такой максимальной близости, какую только человек способен перенести. Бог становится человеком и говорит с нами на человеческом языке. Но прежде мы должны научиться видеть первоначальное Божие откровение в природе и научиться восхищаться этим. Тем самым мы обогащаемся. Каждый из нас должен быть как Адам в первый день Творения, который окинул взором мир и увидел, что его окружает. Это один из источников счастья человеческого, потому что он всегда рядом с нами.

Я помню одного человека, который был без ног. Он прибил дома к стенке кусок березовой коры. И, когда он смотрел на нее, перед ним воскресал березовый лес, и его душа воскресала.

Сейчас многие говорят об экологической этике. В нашем понимании мира как Божьего творения и находится корень экологической этики. То есть все живые существа и вообще природа как Божье Творение — это наш брат, наша сестра. Знаменитый западный святой Франциск Ассизский написал гимн Солнцу, где он говорил о воде, как сестре, о ночи, о дне, обо всем, как наших братьях и сестрах. И это действительно так, потому что состав нашей крови подобен воде океана, мы сами состоим из жидкости на много процентов, и таблица Менделеева, все минералы — в нашем организме, и в желудке у нас растения, и рыбы, и звери, — все живет в нас.

Апостол Павел говорит, что природа в своих муках, муках развития, ожидает откровения Божьих сынов — нас. Человек в будущем способен оказать на природу благотворное, благословенное воздействие. Но пока он оказывается не способен управлять даже собой, пока он разрушает природу, как бы противясь тому, что Бог заповедал. Но рано или поздно он придет к тому, что нужно. Ибо Бог поднимает человека до Себя и поднимает его не механически, а с его согласия. Духовное развитие человека произошло тогда, когда Бог его звал и человек шел к Нему навстречу, имея право отказаться, повернуться, уйти в сторону.

Когда я был еще ребенком, мне сказали, что человек произошел от обезьяны. И тогда я спросил: «А обезьяна от кого?» Тогда впервые для меня возникла цепочка: ведь в конце концов все приходит к чему-то и где-то же есть самое важное начало. Мы все происходим от своих родителей, но это не значит, что они творцы наши, а Творцом нашим является Первоначальный Принцип, Первопричина всего. Вы знакомы с современной теорией великого взрыва, когда Вселенная около 20 миллиардов лет назад была сосредоточена как бы в одной точке, по существу ее не было. То, что изображается в этой теории, это небытие, там не было ни времени, ни пространства, практически не было и материи.

И вот, благодаря взрыву, Вселенная начала расширяться, и, расширяясь, она порождала все формы существующих теперь звездных систем, в которых возникла и Земля, и жизнь на ней, и, наконец, мыслящий человек. Но надо сказать, что вместе с  процессами, которые Бог жестко запрограммировал, идут и другие процессы, которым дается свобода. И именно в основе мироздания была заложена свобода — Свобода (еще до человека) каких-то существ. И для того, чтобы намекнуть на это, Библия говорит нам так: «В начале сотворил Бог небо и землю». То есть все мироздание — небо и земля — это весь космос. Но земля, то есть материальная природа, была «безвидна и пуста, и тьма над бездною». То есть что-то произошло там темное, ведь Бог создал свет, и сказал, что свет прекрасен. Он не сказал, что тьма прекрасна.

Возникает во Вселенной какая-то тень. Мы знаем, что во Вселенной  есть силы, которые тянут ее к гибели, к тепловой смерти. И этому хаосу тепловой смерти Бог противопоставляет сначала порядок, потом организацию, потом более сложную структуру, скажем, кристаллическую, потом жизнь, но смерть ее все равно настигает, а жизнь успевает передать эстафету дальше, через наследственность. И, наконец, Бог вводит в процесс творения Вселенной Дух. Человек призван сопротивляться смерти, разрушению, и первый шаг его сопротивления — это сохранение духовных ценностей не только генетически, но и через духовное наследство. Это уже совершенно новая и особенная черта человека. А когда человек не полностью внял Богу и продолжает буйствовать, ему дается еще один дополнительный шанс — Сам Творец входит в творение и становится рядом с нами.

Бог становится человеком. В мир является Христос и остается в этом мире. Он остался здесь, Он живет с нами, и это есть основание Церкви — не ее ложных сторон, а истинной Церкви. Церкви противостоит то, что мы называем антихристом. Всякая сила зла, лжи, насилия, бесчеловечности, лицемерия, тьмы — это все антихрист, в какие бы одежды он ни рядился. Нельзя верить оболочкам, только одна правда все это выявляет и рассекает.

Мы не должны смотреть на окружающий нас мир просто как на безразличную декорацию. Мы должны чувствовать, что нас окружает тайна, окружают наши братья и сестры. Когда вы окажетесь весной в лесу — возьмите дерево за ветку и подумайте о том, что держите за руку вашу сестру или брата, что это живое существо, что у нас общие предки, что ДНК лежит в основании наследственности как у них, так и у нас, а это значит, что мы кровные родственники, что наш брат более слабый, что мы можем его уничтожить, можем принести вред его существованию. И тогда вы увидите, что каждый муравей, который ползет по земле, — это тоже наш брат. Не всегда легко это себе представить, но когда человек имеет представление об эволюции, то он проникается чувством родства, священного родства со всеми живущими, и это обоснованно, это уже не просто эмоции — это так и есть, это реальность.

Вы будете совершенно иначе входить в лес, иначе смотреть на что угодно. Это будет не просто красота, это будет особая красота. Вы вспомните то, что вас ожидает потом — пение птиц, а под водой — движение медуз. На все это можно без  конца смотреть, для вас это будет всегда самым первым богословием, потому что Бог  запечатлевается в каждом существе, это Его тайна, Его мысль.

Когда я был такой, как вы, я разбирал строение животных. И мне казалось, что я, словно человек, который любит Толстого или какого-либо другого писателя и разбирает его рукописи, мысли, пометки на полях. Ему дорого все, что думал писатель, он старается проникнуть во все изгибы его внутренней жизни. То, что происходит в природе, несет на себе печать божественных замыслов, поэтому природа священна.

Мы можем терять это чувство, если будем забывать об этом. Тогда мы будем на все наступать, идти по всему, ломая и уничтожая. Я понимаю, здесь есть разные ограничения и, конечно, когда вас будет кусать комар, вы будете хлопать его, хотя он ваш брат. Так же поступает корова или лошадь, которые обмахиваются хвостом. Если вы будете делать это без удовольствия, а понимая, что это просто необходимость, суровая необходимость, то это будет уже первое правильное чувство. Ведь когда мы убиваем комара, надо понимать, что это все равно жизнь, и то, что мы сейчас делаем, так сказать, в борьбе за свою жизнь, есть нечто отрицательное. И придет время, когда вам будет вообще противно посягать на чужую жизнь.

Знаменитый философ, врач и музыкант Альберт Швейцер, считал, что всякую жизнь надо уважать, и назвал это благоговением перед жизнью. И это надо вырабатывать в себе для собственной же пользы. Потому что человек, испытывающий благоговение перед жизнью, более счастлив, чем тот, который идет по всему, хрупая сапогами, глухой и слепой  в этом мире, не замечая, что вокруг него.

Все это не теория, а жизнь, то, что нас касается непосредственно.  И это может стать источником многих чудесных переживаний, глубиной жизни. Вы будете всегда на празднике, всегда — как в галерее. Любое проявление красоты мира, будь то звезды, будь то трава, всегда будет доставлять радость. Но при этом надо помнить, что есть вторая тайна — это тайна добра. Красота и добро. Философ Кант говорил, что его поражают две вещи: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас. Природа — это звездное небо. Нравственный закон во мне — это добро. Вот два чуда, которые Бог вложил во Вселенную. Сложность совершенства и добро в нас — вот, что можно сказать в двух словах о духовном значении для нашей жизни принципа эволюции.

о. Александр Мень

 

Категория: ЭВОЛЮЦИОНИЗМ | Просмотров: 604 | Добавил: finik1976 | Теги: о.Александр Мень, ЭВОЛЮЦИОНИЗМ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
©ПОПУЛЯРНОЕ
©ПОПУЛЯРНОЕ
©ПОПУЛЯРНОЕ
©ПОПУЛЯРНОЕ
©ПОПУЛЯРНОЕ
©ПОПУЛЯРНОЕ
©ПОПУЛЯРНОЕ
©ПОПУЛЯРНОЕ
©ПОПУЛЯРНОЕ
©ПОПУЛЯРНОЕ
00:09:25

Главные еретики...

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:03:42

Nastoyatel - Бе...

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 1
  • Рейтинг: 0.0
00:10:56

Всеправославный...

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:06:10

Епископ Николай...

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:05:00

28.05. Геноцид ...

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
Календарь
«  Май 2003  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
antimodernizm