(1942) — публицист модернистского направления, участник экуменического движения.
Окончил филологический факультет МГУ.
В СССР участвовал в диссидентском движении, принадлежал к кружку о.М. Аксенова-Меерсона и Б. Шрагина. Автор религиозного самиздата.
В 1987 г. подписал обращение к М.С. Горбачеву девяти членов Русской Православной Церкви, в котором обосновывалась необходимость перемен в отношениях Церкви и государства (вместе с о.Г. Якуниным). Участник инициативной группы движения «Церковь и перестройка» (1988 г.). Выступал на ежегодной конференции «Встреча в Римини» «Признаки изменений на Востоке?» (1989) (совместно с И. Иловайской).
В 1991 г. был приглашен католическим университетом г. Брешия (Италия) преподавать русский язык и литературу. В 1992 г. защитил докторскую диссертацию по филологии.
В 1994-1998 гг. староста церкви свв. Сергия Радонежского, Серафима Саровского и Викентия Сарагосского в Милане («русский экзархат» Константинопольского патриархата). С 1997 г. — диакон приходов во Флоренции и Сан-Ремо. Рукоположен в священника. Настоятель прихода «Всех скорбящих радость» в гор. Брешия (Италия).
В 2007 г. подписал обращение «Узнать Христа в Его народе» в поддержку сионизма на Святой Земле и экуменического диалога с иудаизмом.
Участник экуменической конференции «Тайна Бога и Отца – Творец и творение у Церковных Отцов», организованной католическим фондом Pro Oriente (2005).
Постоянный автор католических журналов «Истина и жизнь» и «Символ», газеты «Кифа» (секта о.Г. Кочеткова), «Портала-Credo.Ru». Член редсовета альманаха «Христианос», издаваемого «Международным благотворительным фондом им. Александра Меня» (Рига).
Регулярно участвует в мероприятиях секты о.Г. Кочеткова: в конференциях СФИ «Живое предание» (1997), «Духовные движения в Народе Божьем» (2002), «О мирном и непримиримом противостоянии злу в церкви и обществе» (2005) и др.
Противник канонизации Царской семьи (см. Церковь и время. 1998. № 4).
Предлагает принять в качестве православного католическое учение о Божией Матери как соискупительнице рода человеческого. Согласно о.В.З., расхождение между православными, протестантами и католиками в этом вопросе касается лишь «слов», «правил веры», но, якобы не самой веры (!).
О.В.З. выступил в поддержку «откровений» «пророчицы» Вассулы Райден, возглавляющей движение «Истинной жизни в Боге». О.В.З. — автор предисловия к французскому изданию «Истинной жизни в Боге», модератор симпозиума 2000 г. на Святой Земле.
16.11.2011 О. Владимир Зелинский представил два новых модернистских сочинения
19.03.2011 Константинопольский патриархат осудил «откровения» Вассулы Райден
Основные труды
Приходящие в церковь (1982)
«Afin que le monde croie»: méditations d’un croyant orthodoxe à propos du livre du cardinal Ratzinger «Entretiens sur la foi» («Да уверует мир»: размышления православного о книге кардинала Ратцингера «Размышления о вере») послесловие Оливье Клемана (1989)
Abschied von Vater Aleksandr // Glaube in der 2 Welt, Nr. 10
Meurtre d’un pretre a Moscou. La Croix, 12 sept. 1990.
Слова прощания. // Русская мысль. 14 сентября 1990. № 3845
История Почаевской Лавры (1991)
Борис Саввич Бакулин, или Пути русского богословия: из ссылки в никуда // Русская мысль. 1992. №№ 3932, 3933
La Russie pour l’Europe // Etudes, déc. 1993, p. 599-605
Открытие Слова (1993)
Histoire de l’Église Russe en collaboration avec Dimitri Pospielovsky, Jean-Claude Roberti et Nikita Struve (1995) («История Русской Церкви», совместно с Д. Поспеловским и Н. Струве)
Предание, память и сокрытое «я» // конференция «Живое предание» (1997)
Открытое письмо священнику Александру Меню. август 2000 г. // www.alexandrmen.ru
The theological and spiritual aspects of reconciliation in an Orthodox key // Journal of Ecumenical Studies, Wntr-Spring, 2002
У самого истока глагола». Сергей Аверинцев: Опыт построения культуры // Истина и жизнь. апрель 2004, № 4
A la découverte de la Parole (2004)
Révèle-moi ta face (2006)
Взыскуя лица Твоего (2007) издательство «Дух и Литера»
Mary in the Mystery of the Church: The Orthodox Search for Unity // Mary: Coredemptrix, Mediatrix, Advocate. Theological foundations II
Памяти отца Бернара Дюпира // Символ. №IL
Mistero Cuore Speranza. Invito Alla Spiritualita’ Ortodossa (2010)
Rivelami il tuo volto (2010)
Переводы
Антонио А. Борелли. Фатимская весть: Трагедия или Надежда? (1991)
Оливье Клеман. Беседы с патриархом Афинагором. Брюссель: Жизнь с Богом, 1993
Габриэль Бунге. Скудельные сосуды. Практика личной молитвы по преданию святых отцов (1999) издание «Международного благотворительного фонда им. Александра Меня»
Габриэль Бунге. Другой Утешитель: Икона Пресвятой Троицы Преподобного Андрея Рублева (2003) издание «Международного благотворительного фонда им. Александра Меня», предисловие С.С. Аверинцева, послесловие о.В. Зелинского
Источники
Священник Владимир Зелинский обеспокоен состоянием демократии в России // Благовест-инфо. 24 декабря 2003
ЦИТАТЫ:
С недавних пор мы начали благочестиво повторять мысль о. Павла Флоренского о происхождении культуры из культа, разумея культ премущественно как богослужение и не оставляя современной культуре иного права на выживание, кроме воспроизведения культовых богослужебных форм, прежде всего, живописных или пластических. То, что в основе культуры, созданной Аверинцевым, лежит именно культ, несомненно, потому что в ней слово человеческое утверждает свою способность принять у себя присутствие Божие, которое поселяется в нашей славе, в доме, построенном нашими руками, и такое храмостроительство есть призвание каждого из нас.
После стольких веков, прошедших под знаком неоспоримой божественности Христа, открытие Его столь же неоспоримой и неисчерпаемой человечности по сути только начинается. Тайна, ничуть не теряя своей глубины, все более светлея в своей непостижимости, поворачивается к нам новой гранью, бывшей до сего времени в тени. Через эту грань, это окно, этот новый свет к нам вернутся заново все, кто был предтечей Христа, к нам должны придти быт Назарета, слава Иерусалима, язык Библии, образ мысли Христовых апостолов, спутников, сотрапезников, друзей. И это “вторжение”, несомое увещеваниями Духа, говорящего сердцам, неизбежно, если не завтра, то через несколько поколений, как неизбежен и очистительный кризис, который будет им вызван. Обращение к этой новой грани требует какой-то перефокусировки нашего зрения, т.е. в какой-то мере, выхода из того духовного мира, в котором мы обжились.
«Можно быть и православным, и католиком, и лютеранином одновременно, незаметно выпав из христианства»
«Я часто молюсь о тебе, Ежи», говорил ему Иоанн-Павел II который не раз принимал его у себя, называя дружески на польский манер. Остаются ли они разделенными и ныне, там, где они сейчас? («ПОДВИГОМ ДОБРЫМ Я ПОДВИЗАЛСЯ, ТЕЧЕНИЕ СОВЕРШИЛ...» Священник Владимир Зелинский. Памяти отца Георгия Чистякова)
Экуменически ориентированные круги православных давно и успешно участвуют в межконфессиональном диалоге – фундаменталистские деятели и общины резко отрицают экуменизм, видя в нем угрозу своему исповеданию, однако, по мнению о. Владимира, надежды в области развития экуменического сотрудничества следует связывать с «центром» - традиционно настроенным церковным большинством. Это люди, которые «любят свою традицию, верны ей», и именно с ними надо вести диалог, «пробудить, открыть для них экуменизм».
|