«Людям нельзя запрещать не только думать о сексуальных отношениях, но и супругам нельзя запрещать заниматься сексом. Если им запрещать, это вырождается в нечто совсем нехорошее и по отношению к ним, и по отношению к обществу».
«Зачем же нужны «мероприятия» со святынями?.. В общем, вполне понимаю и в чем-то разделяю критику таких «мероприятий».
«многие обманываются красотой, стройностью православного аскетического учения, противопоставляя аскетику «мирской жизни» и рассматривая ее как наиболее приоритетную по отношению к другим сторонам церковной жизни, даже к Евхаристии».
«В итоге слишком часто православные уверены, что книги по аскетике и есть жизнь, тогда как они большей частью – осмысление прошлого»
«Важно осознавать, что нет единой «дороги на небо», где христиане непременно соревнуются, где один – впереди, другой – сзади. Есть личные пути христиан. Вера каждого уникальна, ибо она основана на отношениях с Личным Живым Богом. Путь христианской жизни у каждого так же уникален».
«Может быть, что-то пригодится. Может быть, благодаря постам кто-то перестанет злиться, а кому-то регулярная молитва поможет преодолеть зависть. Аскетика, как и спорт, полезна и нужна, но трудно сказать, что она дает конкретному человеку».
«повседневность эффективнее оценивать не из «теории», где все греховно, а по совести, по тому, что беспокоит и мешает жить».
«Смешной и абсурдной выглядит ситуация, когда взрослый человек, ежедневно принимающий серьёзные важные решения и отвечающий за них, постоянно спрашивает священников (или отчитывается перед ними) о возможности в период поста, к примеру, съесть в рабочей столовой картошку с мясной подливкой или иметь интимную близость с супругой, или сходить в театр и т.д…»
«И, честно говоря, никого не должно касаться, как кто постится, да и постится ли вообще. Несоблюдение предписаний поста не является грехом в строгом смысле – это не более чем вопрос внутренней церковной дисциплины».
«Если вдруг у кого возникнет желание спросить совета «как соблюдать пост?», «что вкушать, а что нет?», предлагаю остановиться, подумать, вспомнить, что вам уже не пять лет, и принять решение самому, какое бы оно ни было».
«Современным женщинам надо понимать, что традиции прошлого и тем более многодетность не могут ставиться как обязательный идеал христианского брака. Вменение женщине подчинённости, а семье – многодетности как непременных обязанностей может привести к тяжёлым последствиям. «Союз любви» может превратиться в некую «казарму» или фабрику по «детопроизводству». Но христиане никогда не отвечали и не отвечают за такую колоссальную задачу, как воспроизводство нации, у них нет обязанности решать демографические проблемы».
«За 20 лет так и не сложилось ясной и несколько формализованной иерархии источников церковного знания. Старый катехизис святителя Филарета (Дроздова) трудно признать сколь-нибудь приемлемым. В такой ситуации будет очень непросто найти практическое живое место новому молодежному катехизису». |