Христианство и патриотизм - "Патриотизм – идеология языческая, чуждая, несовместимая с Христианством".(часть2)
Доклад на пастырском семинаре Можайского благочиния 22.06.2012г.
Свящ. Алексей Шляпин
Служение
Слово Божие прямо запрещает служить чему бы то ни было и кому бы то ни было кроме Бога:
«Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи...» (Втор. 6, 13).
«Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4, 10).
Т. о., служение «родине» или «отечеству» или России или государству – это идолослужение.
Христианин не должен служить ни «отечеству», ни государству, но лишь «отдавать кесарево» и почитать власть, т. е. не более чем внешнее, исключительно практическое исполнение обязанностей. Не более того. Без участия сердца, без какой-либоидеологии.
Русский язык в этом отношении ущербен, поскольку не разводит понятий. Т. о., если, употребляя русское слово «служение», не апеллировать к понятиям греческого языка, то можно умом впасть в грех идолослужения.
Например, Христианин-воин не должен служить (греч.: латрейа) отечеству; но это должно быть лишь внешнее, чисто практическое исполнение воинских обязанностей (греч.: стратеуомай), т. е. работа воина. Не более того. Государство не имеет права требовать служения отечеству.
Т. о., воинский отзыв: «служу отечеству» - греховен.
Я, со своей стороны, каюсь, что, когда служил в армии, произносил этот отзыв. Теперь отрекаюсь от этого. Я служу толькоБогу.
Вмч. Феодор Тирон сразу после призыва в армию на предложение как воину принести жертву идолам ответил: «Я воин моего Царя Христа, и не могу быть воином какого-либо другого царя».
На это препозит сказал: «вот эти все воины – христиане, и однако же они – воины римского царя».
Вмч. Феодор ответил: «Каждый знает, кому он служить, я же служу моему Небесному Царю и Владыке – Богу и Единородному Сыну Его – Иисусу Христу».
Христианин служит (в смысле латрейа) не людям, не стране, не государству, не нации, не народу, а единственно и исключительно Богу. А людям Христианин служит только в смысле «диакониа» (греч.), т. е. заботится о них, об их вечном спасении и временном благополучии.
Исход
Слово Божие призывает, чтобы Христиане, свои Богу, вышли (если не физически, то в любом случае духовно, идеологически) из среды своего народа, своего отечества, чтобы войти в состав нового народа, – народа Божия: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6, 16-18).
«Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13, 13-14).
Здесь надо пояснить: что значит: духовно выйти из своего народа, перестать быть русским?
Люди часто не понимают, что такое «дух», что значит «духовно». Думают, что, мол, да, на каком-то «духовном», непонятно каком, уровне, духовной частью своего существа, я не русский, а так я русский.
Но, ведь, дух – это ум, сознание человека.
Следовательно, духом, духовно перестать быть русским – это значит: умом, сознанием перестать быть русским, перестать считать себя русским, перестать осознавать себя русским. Это и есть «духовно».
Так же как «нищие духом» – это те, кто считает себя нищим, осознаёт себя нищим.
Т. о., кто хочет быть Христианином, непременно должен совершить исход из мира. Так что, уже не принадлежит своему этническому народу. Церковь – это иной народ, который странствует по территории всех народов. Но не принадлежит ни народу, ни государству, и не может быть солидарен с ними. «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого...» (2 Кор. 6, 14-16).
Т. о., когда человек становится Христианином, он уже перестаёт быть русским, татарином и т. д., перестаёт быть сыном народа, из которого происходит по крови. И уже не принадлежит своему народу и племени, поскольку Сын Божий «Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр. 5, 9).
Ведь, ясно, что, например, когда моавитянка Руфь вступила в народ Израильский, она полностью перестала отождествлять себя с моавитянами; так и Урия хеттеянин был полностью Израильтянином и нисколько не мог отождествлять себя с хеттами.
Так и русский, вступая в народ Божий (Церковь), уже нисколько не может отождествлять себя с русским народом (языком), из которого он вышел.
Ведь, Церковь – ни что иное как тот же Израиль, вобравший в себя выходцев из всех народов. Т. е. это конкретный народ,иной народ, нежели русский или любой другой из языческих народов.
Свящ. Даниил Сысоев: «В трудах патриотов и националистов часто приходиться слышать обличение тех, кто пытается совместить принадлежность к двум разным народам. Патриоты часто обличают тех, кто имеет двойное гражданство. Так почему же христиане забывают об этом. Мы - всегда христиане, и языками больше не будем никогда. В чине присоединения язычников Церковь молится, "Боже, Ты собрал ИЗ ЯЗЫКОВ, Церковь, народ Свой". Бог выбрал нас из языков, а мы пытаемся вернуться обратно. Это старое искушение Израиля - "мы будем как все языки". Да не будет так!»
По Слову Божию: «Никто не может служить двум господам...» (Мф. 6, 24).
Свящ. Даниил Сысоев: «Писание и Предание (то чему учили все, всегда и повсеместно) не признает в принципе двойной Родины у христиан. У нас есть одна Родина - небо, и есть гостиница, где мы сейчас странствуем. По словам Василия Великого, мы всегда на чужбине, где бы мы не жили, но на всяком месте владычество Божие. А что касается православных патриотов, которые желают служить двум господам, то про них сказал апостол Иаков: "человек с двоящимися мыслями нетверд во всех путях своих" (Иак. 1,8)».
Свт. Тихон Задонский: «Сердце у человека одно: когда он ищет временного, тогда забывает о вечном, когда же обращается к вечному и углубляется в него, тогда забывает о временном и нерадит о нем. Двояких попечений-о временном и вечном, двоякой любви-к временному и вечному, в сердце быть не может. Непременно преобладает одно из двух: или временное, или вечное» («Отечник...»).
Мч. Прокл на вопрос игемона: «какого ты рода?» ответил: «род мой Христов».
Прпмч. Епиктет и мч. Астион договорились на вопрос судьи об имени, отечестве и родителях отвечать не иначе как: «мы Христиане, это имя наше, род и отечество». Прпмч. Епиктет так и отвечал: «мы – Христиане и рождены от христианских родителей».
Свт. Геннадий Схоларий: «Я не называю себя эллином, потому что я не верую в то, во что веровали эллины. Я мог бы назвать себя византийцем, потому что я был рожден в Византии. Но я предпочитаю просто называть себя Христианином» (Дворкин А. Л., «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви»).
Мч. Стефан (Наливайко) на вопрос, к какому он принадлежит государству, написал в анкете: «Новому Иерусалиму». А для неосведомленного следователя пояснил: «Сходящему с небес».
Божия Матерь в явлении прп. Серафиму Саровскому сказала о нём: «сей – нашего рода».
И я, по слову Писания, (будучи русским по крови и происхождению) в русский народ уже не вхожу, но напротив, я вышел из русского народа с тех пор, как стал Христианином (хотя, и не сразу осознал это). Я был русским. А теперь я не русский, я Христианин.
Народ Божий
Итак, становясь Христианином, человек выходит из своего народа (языка) и входит в состав народа Божия.
Народ Божий – это не русский народ и никакой другой народ мира. Русский народ – это лишь один из народов (языков, гои), часть которого вошла в Церковь Христову.
Народ Божий – это Вселенская Православная Церковь Христова. Вначале он включал в себя одну общину прав. Авраама; потом – один народ Израильский; а теперь – Церковь Христову, собранную из выходцев разных народов, странствующую в этом мире.
«И прибегнут к Господу многие народы в тот день, и будут Моим народом» (Зах. 2, 11).
«Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел... некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Пет. 2, 9-10).
«Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2, 19).
Т. о., Израилю в Новом Завете соответствует не Россия, не Византия, и никакая другая страна, а Церковь Христова, которая и есть та самая община прав. Авраама, тот самый Израиль, народ Божий, но вобравший в себя представителей от всех народов.
Ведь, Израиль и был не этническим народом, но религиозной общиной, народом Божиим. Просто, в Ветхом Завете состав народа Божия ограничивался одним этническим народом. Да и тогда в Израиль могли входить на равных правах и иноплеменники (Руфь, Раав, Урия и т. д.).
Т. о., плач израильтян на реках Вавилонских – это не патриотизм, это тот же плач, как у Христиан о разрушенных храмах. Ведь, Сион былрелигиозным центром, местом служения Единому Богу.
И плач Спасителя о Иерусалиме – это плач не об отечестве, а о падении сердца народа Божия, которым являлся Иерусалим как место служения Богу. Иерусалим был религиозным центром. А земным отечеством для Христа была Галилея и Назарет.
Народ Божий (Церковь) не имеет какой-то конкретной территории, но рассеян по территории народов земли, как соль в пище. Это народ-странник, странствующий по территории стран и государств мира. «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13, 14).
Для Церкви весь мир, включая Россию, – чужбина, земля странствия, то же, что для Израиля в Ветхом Завете языческие народы, по территории которых он проходил, когда странствовал по пустыне, и которые окружали его.
Сщмч. Ириней Лионский: «...В нашем истинном исходе, т. е. в вере, в которой мы состоим и чрез которую мы отделились из числа язычников... все исшествие народа из Египта по устроению Божию было типом и образом имевшего быть из язычников происхождения Церкви, и поэтому Он в конце (времени) изводит ее отсюда в ее наследие, которое не Моисей раб Божий, но Иисус Сын Божий дает в достояние. И если кто внимательнее рассмотрит слова пророков о конце и то, что Иоанн ученик Господа видел в откровении, то найдет, что народы примут те же самые казни вообще, какие тогда поразили Египет по частям» («5 книг против ересей», кн.4, гл.30).
Русская Православная Церковь
Т. о., Русская Православная Церковь – не часть России, но часть иного народа, Божия, который странствует в т. ч. и в России.
Россия для Русской Православной Церкви – то же, что Египет для Израиля во время Исхода; или что территории тех стран, через которые проходил Израиль во время странствования по пустыне.
Церковь - не от мира сего. Она не может быть "русской" или какой-либо иной национальной. Церковь одна - Христова.
Православный Христианин должен веровать согласно Символу веры. Т. е. в "Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую" Церковь. А не в "Русскую".
Придавать территориальному, чисто практическому, делению Церкви идеологическое значение - ошибка, грех против Символа веры, непонимание неотмирной природы Церкви.
Надо понимать, что единство – это цель (в смысле: с самого начала уже реализованная); а существование отдельных поместных Церквей - это данность (которая не является ценностью, но имеет чисто практическое, внешнее значение, для порядка, чина и внешнего устройства). И направление церковного сознания, естественно,- от данности к цели, а не наоборот. Таким образом, Единая Вселенская Церковь преодолевает это наличное земное деление через единую веру, единую молитву, единую Евхаристию.
Подменять же это чисто практическое значение территориального разграничения идеологическим, придавая какой-то ценностный смысл существованию отдельных поместных Церквей, – значит дробить Единую на поместные. Это вопреки церковному сознанию, стремящемуся к единству, к преодолению поместного деления. Такое направление сознания ведет к расколу, чему яркий пример – Армянская поместная Церковь, предпочитающая свое "армянство" единству со Вселенской Церковью.
Т. о., в словосочетании "Русская Православная Церковь" слово "Русская" - чисто технический термин, указывающий натерриториальную принадлежность (а не на национальную, и не на культурную). Поскольку каноническая структура Церкви предполагает деление только по территориальному признаку (деление по национальному признаку, Церковь диаспоры – это антиканонично). Придавать этому слову идеологическое значение, понимать его в национальном или культурном аспекте – ошибка и грех против Символа веры, следствие невежества, местечковости и языческого менталитета.
В таком случае получается, что Русская Церковь наделяется некоей ценностной составляющей, неприсущей другим поместным Церквам. Налицо - раскольническая, и даже языческая психология.
Придавать национальному в Церкви идеологическое значение - противоречит Слову Божию о том, что в Церкви "Нет ни Еллина, ни Иудея...варвара, Скифа...но все и во всем Христос" (Кол. 3, 11).
Свт. Филарет Черниговский: «По самому свойству Христовой истины, как истины всеобщей, Церковь Христова, как хранительница и выражение истины, не может ограничиваться каким либо местом или народом... Церковь Христова – Церковь вселенская по свойству учения и духа ея» («Православное Догматическое Богословие», т. 2).
Сщмч. Горазд Чешский: «Церковь предназначена для всех людей без различия национальности, страны и времени, ибо Господь Иисус Христос сказал: “Итак идите, научите все народы” (Мф. 28:19)... Церковь ко всем обращенным в веру людям и народам относится одинаково и предоставляет каждому народу одинаковую возможность применять свои силы и способности в церковной жизни к чести и славе Божией» («О Православной вере. 1168 вопросов и ответов»).
Прп. Иустин (Попович):
«Как Богочеловеческая по своей сущности Церковь предназначена для всех народов, для всех людей и для всех времен (ср.:Мф.28, 18-20)... так что в ней нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол.3,11)» («Собрание творений..., М.: Паломник, 2006, с. 486).
«Церковь - это Богочеловеческая вечность, воплощенная в границах времени и пространства. Она в этом мире, но "не от мира сего" (Ин.18:36). В этом мире она для того, чтобы его воздвигнуть до горнего мира откуда и она сама.Она - вселенская, соборная, богочеловеческая, вечная, поэтому хула, непростительная хула на Христа и Духа Святого делать из нее национальный институт, сужать ее до мелких, преходящих, временных национальных целей. Цель ее над-национальная, вселенская, всечеловеческая, - соединить всех людей во Христе, всех, не взирая на национальность, расу, класс. "Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал.3:28), ибо "все и во всем Христос" (Кол.3:11)» (Внутренняя миссия нашей Церкви).
«Церковь – это Личность Богочеловека Христа, Богочеловеческий организм, а не человеческая организация. Церковь неделима и как Личность Богочеловека, и как Тело Христово. Поэтому в самой основе ошибочно неделимый Богочеловеческий организм делить на мелкие национальные организации. На своем историческом пути многие поместные церкви склонялись под ярмо национализма, под гнет национальных целей. Многие церкви и среди них – наша Церковь формировалась по отношению к народу, хотя естественным является обратное: народ должен формироваться по отношению к церкви. И в нашей церкви часто допускалась эта ошибка. Но мы знаем, что это плевелы нашей церковной жизни, плевелы, которые Господь не выдергивает, а оставляет до жатвы расти вместе с пшеницей (Мф.13:25-28)...
Уже время, уже пошел двенадцатый час, пора нашим отдельным церковным представителям перестать быть исключительно слугами национализма и политики, все равно какой и чей, и стать первосвященниками и священниками Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Заповеданная Христом и осуществляемая святыми отцами миссия Церкви состоит в следующем: насаждать и взращивать в душе народной чувство и сознание того, что каждый член Православной Церкви – личность соборная и вселенская, личность вечная и богочеловеческая, что он – Христов и потому брат всех людей и слуга всех людей и твари. Эта данная Христом цель Церкви, а всякая другая цель не от Христа, а от антихриста. Чтобы быть Христовой, соборной и вселенской, наша поместная церковь должна непрестанно осуществлять эту цель в нашем народе...
...Нужно выработать в народе чувство того, что Христова вера – подвиг над-национальный, вселенский, троичный и что веровать во Христа значит: служить Христу и только Христу через всю свою жизнь.
...Третий подвиг – богочеловеческий подвиг любви. Эта любовь не имеет границ, не вопрошает, кто достоин, а кто нет, но любит всех и вся: любит друзей и врагов, любит грешников и преступников, но не любит их грехи и злые дела; она благословляет проклинающих ее, подобно тому, как солнце светит и злым и добрым (Мф.5:45-46). Эту богочеловеческую любовь необходимо взращивать в народе, ибо этой соборностью и вселенскостью христианская любовь отличается от всех других видов самозваной и условной любви: фарисейской, гуманистической, альтруистической, национальной, животной. Любовь Христова – это всегда совершенная любовь. Эта любовь достигается молитвой, ибо она – дар Христов. И православное сердце с восхищением молится: Господи Вселюбезный, дай мне любовь Твою ко всем и ко всякому…» (“Христианская жизнь”, 1928 г. № 9).
Св. Николай II писал свт. Николаю Японскому в конце 1905 г.: «…Вы явили перед всеми, что Православная Церковь Христова, чуждая мирского владычества и всякой племенной вражды, одинаково объемлет все племена и языки...»
Осуждение ереси этнофилетизма Константинопольским собором 1872 г.: «Мы отвергаем и осуждаем племенное деление, то есть племенные различия, народные распри и разногласия в Христовой Церкви, как противные евангельскому учению и священным законам блаженных отцов наших, на коих утверждена Святая Церковь и которые, украшая человеческое общество, ведут к Божественному благочестию. Приемлющих такое деление по племенам и дерзающих основывать на нем небывалые доселе племенные сборища, мы провозглашаем, согласно священным канонам, чуждыми Единой Кафолической и Апостольской Церкви и настоящими схизматиками».
Послание глав Поместных Церквей 12 октября 2008 г.: «Православная Церковь, авторитетно истолковывая учение Апостола языков в мирные и трудные времена ее двухтысячелетнего исторического пути, может и должна представить современному миру учение не только о восстановлении во Христе единства всего человеческого рода, но и о всемирности Его искупительного дела, которым преодолеваются все расколы мира и утверждается общая природа всех людей. Достоверное свидетельство Его спасительной вести предполагает преодоление и внутренних противоречий в Православной Церкви через избавление от националистических, этнофилетических или идеологических напряженностей, потому что только таким образом слово православной веры найдет надлежащий отклик в современном мире».
Т. о., Церковь не может быть для России «своей». Она не принадлежит России, не является её частью.
Попытки сделать Церковь "своей" у нас перед глазами. Это: Армянская поместная Церковь, которая в расколе; Филаретовский раскол на Украине; Англиканская "церковь" во главе с королевой и т. д. Это всегда раскол.
Церковь - не от мира сего. Попытки сочетать её с миром сим оканчиваются разрывом со Христом.
Русская Православная Церковь есть часть Вселенской Православной Церкови и принадлежит единственно и исключительноГосподу Иисусу Христу, Который является её Главой и Женихом.
Т. е., Россия и Русская Православная Церковь – это разные вещи. Русская Православная Церковь – это то, что выделено из России, не является её частью. Это уже не Россия. Но, Русская Православная Церковь странствует по территории России.
Россия для Русской Православной Церкви – то же, что земля для стопы. С которой стопа соприкасается, опираясь на неё, но не смешиваясь с ней. Смешение Церкви с миром, обмирщвление Церкви, – это грех.
Россия – мир сей
А Россия – это сугубо земная реалия, часть мира сего. Одна из стран земли, не более того. Как и любая другая страна мира. Нет никакой «небесной России», как фантазируют патриоты. И в вечности России не будет. Ни о России или Руси, ни о каких других земных родинах в Вечном Царстве Божием никто уже и не вспомнит. Все они и память о них сгорят в огне Второго Пришествия.
Стоит заметить, что выражение «Святая Русь» относится не к России. Святая Русь – это поэтическое наименование Русской поместной Церкви.
Иначе, если под этим выражением понимать что-то за пределами Русской поместной Церкви (Россию или что-то от России), тогда придётся признать существование святости вне Церкви, что противоречит смыслу евангельского благовестия о возможности спасения (святости) только в Церкви.
Если же под этим понимать какую-то «небесную Русь», тогда это противоречит стихире «Русь Святая, храни веру Православную». Как это обращение может относиться к Церкви Небесной, когда она веру уже сохранила?
И противоречит Слову Божию. Которое не говорит о «небесной Руси», но говорит о «вышнем Иерусалиме», который есть«матерь всем нам» (Гал. 4, 26).
Россия же сгорит в огне Второго Пришествия вместе со всем остальным миром, частью которого она и является. Поскольку весь мир, включая Россию, осуждён на гибель в огне Второго Пришествия: «Земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3, 10) (как видим, для России не сделано исключения).
Причём, осуждение на гибель в огне Второго Пришествия – закономерное следствие реальных нынешних злодеяний. Закономерное и для России, как и для остального мира. За злодейства, которыми наполнена Россия, как и остальной мир, за кровь мучеников, которая лилась в России, как и везде в мире, за неправды в отношении Церкви Христовой, в которых погрязла Россия, как и остальной мир. За отнятие и осквернение храмов. За кровь убитых младенцев. За разврат. За рабство.
Вспомним «православную» Россию. Её крепостное право, покрывающее произвол и разврат помещиков и бесправие простого народа, бесчеловечное отношение к собственному народу как к быдлу.
Вообще рабство – это позор человечества, греховное явление. Потомок Адама порабощает потомка Адама, т. е. своего брата по крови.
«Откуда же рабство, и зачем оно явилось в жизни человеческой...: от любостяжания произошло рабство, а также от зависти, от ненасытной алчности...Потом (к появлению рабского сословия) способствовали войны, сражения, где стали брать пленных...» (Свт. Иоанн Златоуст, «Беседы на послание к Ефесянам»).
А когда «православный» порабощает своего единоверца, который причащается с ним из одной Чаши, т. е. своего брата по Крови Христовой, – это самый позорный вид рабства. Крепостное право – это явление мерзкое, гнусное, позорное клеймо на лице русской истории.
Как можно считать «православным» такое государство, в котором «благочестивейшие государи и государыни» сделали своих единоверцев рабами?!
Крепостное рабство ставило людей в личную зависимость, делало их беззащитными, открывало дорогу таким беззакониям как жестокость, насилие, разврат, разлучение семей, непомерная эксплуатация. Как можно это оправдывать?! Это очевидноезлодейство.
Наличие в России крепостного рабства прекрасно показывает различие понятий "Россия" и "Русская Православная Церковь". И то, что Россия, какой бы "православной" она ни называлась, есть ни что иное как мир сей, пропитанный грехом, как и весь остальной мир, а никакая не "Святая Русь".
И никогда Россия не была «святой». Даже в самые "благочестивейшие" времена Церковь терпела даже от "православного" государства.
Например, до революции государство предписывало нарушить тайну Исповеди в случае покушения на государственные интересы. Это – грубое попрание Божьего ради «кесарева». Это грех. Это недопустимо. Конечно, наличие гос. предписания не означает, что священники его выполняли. Поскольку, нарушение тайны Исповеди недопустимо ни в каком случае.
В России в некоторых губерниях со стороны царской администрации запрещалась проповедь Христа среди мусульман. Это позор для "православной" страны.
Вспомним упразднение патриаршества, грубое вмешательство государства в дела Церкви через обер-прокурора, стремление сделать Церковь «государственным ведомством».
Стоит заметить, что обер-прокурор – это не управление Церковью, а грубое и незаконное вмешательство в дела Церкви со стороны государства. Поэтому, нельзя сказать, что он "возглавлял Синод" или "управлял Церковью". Церковью всегда управлял и управляет Господь Иисус Христос через своих архиереев. А обер-прокурор - это для Церкви была просто обуза, соглядатай, инородное тело.
Фактически, вся история Церкви периода «симфонии» с государством наполнена претензиями власти на некий идеологический статус, на некое место в Церкви, грубым вмешательством в дела Церкви, стремлением приспособить Церковь к интересам государства. Что наблюдалось на протяжении всей истории Византии и России. И есть явление порочное и ненормальное. Читать далее |