"МУЧЕНИЧЕСТВО И ОБЩЕНИЕ" ИЛИ МУЧЕНИЧЕСТВО В АДУ ЗА ОБЩЕНИЕ С ЕРЕТИКАМИ?
7 сентября 2016 года в экуменической псевдомонашеской общине Бозе (Италия) состоялось открытие XXIV Международного симпозиума по православной духовности на тему «Мученичество и общение». В мероприятии принимают участие Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X, председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Курт Кох, высокие представители Поместных Православных Церквей, Римско-Католической Церкви, протестантских общин, а также известные богословы и церковные историки.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русскую Православную Церковь на симпозиуме представляет делегация во главе
с епископом Богородским Антонием (Севрюком), руководителем Управления по зарубежным учреждениям и управляющим приходами Московского Патриархата в Италии (на фото с настоятелем "монастыря" Энцо Бьянки). В делегацию также вошли настоятель храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Бутово протоиерей Кирилл Каледа и сотрудник Отдела внешних церковных связей священник Алексий Дикарев.
От редакции: стоит отметить, что официальный источник ОВЦС МП в ряду "известных богословов" и представителей делегаций имел ввиду таких видных экуменистов, как
епископ Иов (Геча), представитель Константинопольского патриархата при Всемирном совете церквей, известный также, как секретарь Волчьего собора на Крите (в президиуме слева) - фото с сайта монастыря Бозе
Эммануил (Адамакис), митр. Галльский, управляющий Французской митрополией Константинопольского Патриархата
Филипп (Осадченко),митр. Полтавский и Миргородский УПЦ МП
Гасак Дмитрий Сергеевич,проректор СФИ (катехизатор секты о. Г.Кочеткова) РПЦ МП
а также архимандрит Амвросий (Макар), настоятель храма свт. Амвросия Медиоланского в Италии, иеромонах Амвросий (Мацегора), клирик храма святой Екатерины в Риме и др.
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион направил в адрес организаторов и участников симпозиума приветствие, текст которого публикуется ниже.
Организаторам и участникам
XXIV Международного симпозиума по православной духовности
«Мученичество и общение»,
Бозе, 7-10 сентября 2016 года
Ваше Высокопреподобие, досточтимый отец Энцо Бьянки!
Уважаемые организаторы и участники симпозиума!
От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла сердечно приветствую всех участников XXIV Международного симпозиума по православной духовности, организованного монашеской общиной Бозе на тему «Мученичество и общение».
Господь Иисус Христос, добровольно предавший Себя на мучения и смерть на Кресте за спасение мира, прежде Своих искупительных страданий неоднократно предсказывал апостолам гонения и мученичество: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел… Если Меня гнали, будут гнать и вас… наступает время, когда всякий убивающий вас будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» (Ин. 15; 18, 20; 16; 2). Мученичество, по слову Самого Спасителя, непосредственно связано со свидетельством христиан о их вере в Сына Божия пришедшего во плоти: «вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Ин. 15, 27).
В русской христианской традиции евангельское слово μάρτυς (дословно «свидетель») принято переводить словом «мученик». Часто в истории свидетельство о имени Христовом было связано с мученической смертью, которая становилась «печатью», самым убедительным удостоверением христианского упования. По выражению Тертуллиана, «кровь мучеников есть семя Церкви», и эти слова древнего апологета справедливы не только по отношению к первым векам христианства, но и ко всем эпохам, в которые христиане подвергались преследованиям за свою веру.
В следующем 2017 году Русская Православная Церковь будет вспоминать 100-летие начала гонений и мученичества за Христа в России. В страшные годы богоборчества тысячи православных людей последовали крестным путем Христовым, и в наши дни они причислены к лику святых в сонме Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Благодаря их свидетельству и небесному заступничеству стало возможным возрождение христианской веры в нашей стране.
Римско-Католическая Церковь, как и многие другие Церкви в XX веке, также пережила трагический опыт гонений от богоборческих режимов в Испании, Мексике, нацистской Германии. Свидетельство новомучеников различных Церквей (!), оставшихся до конца верными своим христианским убеждениям, является особенно ценным в наши дни, когда христиане Ближнего Востока переживают настоящий геноцид. В Совместном заявлении, подписанном в феврале этого года в Гаване, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Папа Римский Франциск выразили солидарность с мучениками нашего времени и подчеркнули значение их подвига для христианского единства: «Мы преклоняемся перед мужеством тех, кто ценой собственной жизни свидетельствует об истине Евангелия, предпочитая смерть отречению от Христа. Верим, что мученики нашего времени, происходящие из различных Церквей, но объединенные общим страданием, являются залогом единства христиан» (п. 12).
Работа симпозиума, посвященного осмыслению опыта мученичества в различных христианских Церквах как в древности, так и в новейшее время, может стать важным вкладом в достижение взаимопонимания между христианами и в развитие более тесного межцерковного сотрудничества в проповеди Евангелия Христова в современном мире. Желаю вам плодотворных трудов и призываю на вас Божие благословение.
С любовью о Господе,
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион
От редакции: В монастыре Бозе (на фото) проживают рядом католики, православные экуменисты и протестанты, оставаясь при этом членами своих «церквей». В обитель с равным радушием принимают мужчин и женщин. Монашеская община Бозе особое внимание уделяет «работе с Православной Церковью», находя поддержку у «православных» экуменистов. Большинство здесь составляют католические «монахи» и «монахини» но есть несколько протестантов и даже одна «православная» дама (данные на 2010 год), приехавшие из пяти разных стран. Для такого винегрета в Бозе были составлены свои специальные «богослужения» на основе католической мессы. Одетые в обычную современную одежду, во время богослужения насельники и насельницы переодеваются в белые монашеские плащи с капюшонами. Служба их, выработанная в результате специальных научных розысканий, представляет реконструкцию литургии общин первых христиан. В храме рядом с распятием стоят семисвечник и православная икона. За алтарем братья и сестры читают в сопровождении органа псалмы, богослужебные тексты, Евангелие. Они стоят друг против друга, как бы перекликаясь и поддерживая голосами слова молитв, создавая своего рода антифонное чтение. Остальные сидят, как это принято в католических храмах. Во время конгрессов производит огромное впечатление возможность видеть рядом во время богослужения священников разных конфессий: греческие, сербские, французские, румынские, английские, болгарские, итальянские, русские священники участвовали в богослужениях. Литургия составлена так, «чтоб никто не ушел обиженный». Амвросия Медиоланского признают и Православная и Католическая церкви. Во время службы исполняются те части, которые есть и в католической, и в православной службах.
Община поставила своей целью научить христиан вспоминать во время Литургии мучеников из разных Церквей. Таким образом, в начале 70-ых годов, она начала составлять «малый» экуменический мартиролог.
От официальных представителей различных христианских конфессий были получены списки тех фигур из их традиций, которые должны были войти в мартиролог. В мартиролог вошли также мученики, которых можно назвать «конфессиональными» — христиане, павшие под ударами христиан другой конфессии, которые не могли терпеть их инаковости — протестанты, убиенные католиками в ночь св. Варфоломея, католики восточного обряда, преследованные за то, что они не хотели обратиться в православие. Эти христиане вошли в мартиролог, поскольку, по словам Энцо Бьянки, забвение не является хорошим средством для того, чтобы избежать ненависти и разделений — нужно помнить также и то анти-свидетельство, которое христиане давали Евангелию.
Составители учли также «праведных» из Ветхого Завета — ряд Церквей включает ветхозаветных пророков в свой календарь. Однако Израиль (Израиль туры) продолжает свое существование в истории, поэтому община решила вспомнить также сыновей и дочерей Израиля, которые жили в верности Торе и после пришествия Христа. Чтобы выбрать конкретные имена, община Бозе попросила совета у своих друзей из еврейских общин, с которыми она поддерживает отношения.
Таким образом, Раши, родившийся в Труа в 1040 году, автор прекрасных комментариев к Писаниям и к талмудическим текстам, нашел свое место в Мартирологе рядом с мучениками Израиля, отдавшими свою жизнь в верности Завету.
Нашли свое место в книге также «праведные среди народов» — те, кто рисковал своей жизнью, чтобы спасти евреев от ужаса нацизма. В конце мартиролога есть особая глава, в которую вошли фигуры, не принадлежавшие ни к Церкви, ни к Израилю, которые боролись против идолов, порождаемых человеческим разумом. Среди них Будда, Конфуций и Ганди, а также мусульмане Аль-Халладж (учитель-суфий, обезглавленный в 922 году) и Руми, один из самых известных поэтов-мистиков в Исламе, умерший в 1273 году.
По материалам ОВЦС МП |