«Киевская Церковь сохранила двойное общение с Римом и Константинополем в XII–XV веках, тогда как эти две церкви разорвали отношения в период между 1054 годом и Флорентийским собором. (…) История с главой св. Климента напоминает нам, что общение церквей нельзя понимать с одной лишь институциональной и канонической точки зрения (…). Общение церквей осуществляется и через дружбу, объединяющую ангелов-предстоятелей каждой из них, как об этом говорит Книга Откровения».
"Мне кажется, что есть сходство между православными, которые живут на Западе, во Франции, и греко-католиками, которые здесь живут, потому что мы, православные, во Франции являемся в меньшинстве и живем на римо-католической земле. А здесь греко-католики живут на славянских территориях, которые в большинстве своем православные. И, хотя это более сложно, поскольку я говорю профессиональным образом не в широком смысле, поскольку понимаю, что греко-католики тоже идентифицируются как православные. Но вы понимаете, что я имею ввиду, понимание идентичности тут более острое, поскольку вы находитесь в ином христианском мире". (2004 г. из интервью с Антуаном Аржаковским, православным французом, преподавателем католического университета).
Что касается Франции, здесь тоже возрождалась церковная, интеллектуальная, духовная эмиграция. Те интеллектуалы, которые приехали – Сергей Булгаков, Николай Бердяев, Лев Шестов имели контакт с Жак Емануель Мунье, с французской интеллигенцией. В России, во время царя, была цензура, а во Франции они были свободны, писали, что хотели и потому появилась то, что называется «Евхаристическое возрождение» в Церкви, и это очень изменило жизнь православия. Павел Евдокимов, отец Николай Афанасьев были такими влиятельными фигурами, что даже на Второй Ватиканский Собор Католическая Церковь вложила документы и книги этих мыслителей. А сейчас православный Оливье Клемон, например, считается одним из самых сильных, известных христианских интеллектуалов во Франции, он даже был президентом Ассоциации верующих писателей. (2004 г. из интервью с Антуаном Аржаковским, православным французом, преподавателем католического университета).
«Здесь, в Греко-Католической Церкви в Украине, когда я побывал впервые в УКУ, тогда это была еще Богословская Академия, то увидел и почувствовал тот же самый дух свободы – действовать в реальном обществе, в реальной жизни. Я увидел здесь этот живой дух. Я работал в сфере высшего образования в Москве, в посольстве в Киеве, я видел разные университеты, но самый лучший христианский университет здесь, я могу сто процентов это утвердить и объяснить почему. Это те конкретные причины, почему я здесь, в УКУ. Но есть еще и те, которые я только сейчас осознаю. Это то, что между греко-католиками здесь и православными на Западе есть та же самая идея синтеза, синтеза православного католичества, современности и христианства, демократии и бывшего более авторитарного режима власти». (2004 г. из интервью с Антуаном Аржаковским, православным французом, преподавателем католического университета).
«Сейчас Москва вовсе не понимает ситуации, она не различает неканоничную Церковь, которая носит название Синодальная Зарубежная Церковь и каноничную Церковь, которая находится под юрисдикцией Константинополя». (2004 г. из интервью с Антуаном Аржаковским, православным французом, преподавателем католического университета).
"Зарубежная Церковь, вот та неканоничная Церковь, в конце концов начала прекращать церковные отношения со всеми Православными Церквями. Эта Зарубежная Церковь до сих пор является политической и антиэкуменичной, она первая канонизировала Николая II". (2004 г. из интервью с Антуаном Аржаковским, православным французом, преподавателем католического университета).
«…люди осознают, что период богословских диалогов, когда вопросами экуменизма занимаются только специалисты, заканчивается. Экуменизм должен быть отображением живого определения Церкви, а Церковь шире, чем те узкие проблемы, поскольку существует еще и экуменизм жизни. Есть масса проблем, масса проявлений экуменизма, которые до сих пор не были интегрированы в понятие экуменизма. Есть экуменизмом то, что называется «Золотой цепью святых». Мы все знаем, что святые вместе. Невозможно думать, что маленькая Тереза не общается с Серафимом Саровским. Есть экуменизм в супружеских парах, когда, скажем, католик и православная женятся или наоборот. Это жизнь, но об этом не говорят в богословских комиссиях. Становится очевидным то, что новый этап экуменизма – это тот экуменизм, который приходит на смену экуменизму символических знаков, который был в шестидесятые годы, экуменизму богословских диалогов 60-90-х гг. Сейчас настало время экуменизма жизни и он должен быть концептуализирован. Поэтому, когда ректор УКУ, отец Борис Гудзяк предложил мне создать вместе с отцом Иваном Дацько Институт экуменических исследований, я согласился потому, что имею прекрасную возможность предложить новую модель экуменизма. Здесь это возможно, во Франции же нужно ждать долго, чтобы получить возможность создавать что-то новое. О. Иван Дацько – греко-католический священник, который живет в Германии, я – православный француз, который живет в Украине. Чувствуется, что есть новые возможности». (2004 г. из интервью с Антуаном Аржаковским, православным французом, преподавателем католического университета).
«Евхаристического возрождения пока еще нет в православных Церквях на Украине. Наверное есть приходы, которые понимают важность, например, богословия отца Николая Афанасьева, отца Сергея Булгакова, но это исключение. Главное – это понять и иметь толерантность, диалог, сотрудничество. Когда я работал в посольстве в Киеве, мы пригласили некоторых православных студентов на учебу в Париж, в Свято-Сергиевский Институт». (2004 г. из интервью с Антуаном Аржаковским, православным французом, преподавателем католического университета).
"Мне кажется, что православные очень плохо информированы об УГКЦ. А второе, чего я не понимаю, это то, что греко-католики, когда объявляют Патриархат, они объявляют православную экклесиологию, экклесиологию поместной Церкви, которая основана на Евхаристии. Это Евхаристическая экклесиология. Это есть экклесиология первых веков и это экклесиология, которую Павел Евдокимов, Афанасьев, Булгаков, православные мыслители не только Парижа, но и Меендорф, – все они говорят, что наша экклесиология – это экклесиология поместных Церквей в сопричастии с епископом Рима, как понимали авторитет Рима до XI ст. И вы знаете, что владыка Елиа Зогби предложил на Синоде Мелхитской Церкви, чтобы все епископы голосовали за то, что они за веру Халкидонскую и за авторитет Рима, как это было до XI ст. Все голосовали «за». Таким образом то, что говорит Глава УГКЦ кардинал Любомир (Гузар) – это самое живое православное слово в экклесиологии и православные, которые сопротивляются тому, получается, защищают конфессиональную экклесиологию, экклесиологию обиды". (2004 г. из интервью с Антуаном Аржаковским, православным французом, преподавателем католического университета).
«Сейчас мы понимаем, что нужно делать, у нас есть экклесиология, у нас есть неопатристический синтез, конкретные предложения. И мы будем это делать только тогда, когда у нас не будет двойного языка, т.е. говорю, что греко-католики добрые люди, а православным скажу, что греко-католики немножко неясные люди. Вот этот двойной язык – это то, что убивает Церковь и поэтому мы должны быть очень сильными, чтобы быть искренними. Чтобы диалог был честным и открытым, для этого нужно возобновить любовь к братьям. Первой темой конференции нашего Института экуменизма не будет филиокве, не будет Собор 879 года, то что произошло на восьмом Вселенском Соборе, о котором все забыли. В первую очередь, тема будет такой: «The Friendship as Ecumenical Concept», «Дружба как экуменическое братство». (2004 г. из интервью с Антуаном Аржаковским, православным французом, преподавателем католического университета).
«Церковь должна понять, что ереси, которые появились в истории христианства – это болезни всей Церкви и поэтому мы должны понять, что грех, который появился – это наш грех». (2004 г. из интервью с Антуаном Аржаковским, православным французом, преподавателем католического университета). |