Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня
Из почты журнала "Благодатный огонь"
Решила написать в редакцию журнала «Благодатный Огонь» после того, как прочитала в одном из номеров вашего журнала статью, касающуюся духовных заблуждений протоиерея Александра Меня, встреча с которым в свое время сыграла роковую роль в моей жизни. Публикация «Благодатного Огня» по этому вопросу помогла мне переосмыслить последствия «духовного» водительства со стороны прот. Александра.
Пишу в надежде на то, что и моя скромная лепта в копилку предостережений от псевдодуховных увлечений убережет кого-то от необдуманного выбора. При этом я ни в коей мере не хочу умалить образ отца Александра как доброжелательного и добропорядочного человека, но именно как человека, и не более того. Речь о другом — о той миссии, которую принял на себя прот. Александр Мень как «популяризатор&ra
...
Читать дальше »
|
Отец Александр Мень: сказочник или сочинитель апокрифов?
Священник Константин БУФЕЕВ
Однажды Иисус проходил мимо иудеев и вопросил их: «Где дети ваши?»
Они же ответили: «Играют в хлеву». И заперли иудеи детей в скотском хлеву.
Когда же Иисус приблизился к хлеву и вопросил, что в нем, они сказали: «Там скотина».
И рек Иисус: «Быть по сему!» И обратились дети во скот.
Апокрифическое Евангелие детства, XVI.
В редакцию журнала «Благодатный Огонь» приходят отклики на статью: «Об эв
...
Читать дальше »
|
ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР МЕНЬ КАК КОММЕНТАТОР СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ (часть 3)
Протоиерей Сергий Антиминсов
4. Христос – Сын Божий и Сын Человеческий
Согласно православному вероучению, Христос – и истинный Бог, и истинный человек, причем абсолютно чуждый всякого греха. Некоторые места из "Сына Человеческого" заставляют думать, что автор умаляет Божественное достоинство Христа и не считает Его безгрешным по человечеству. Довольно странно звучит фраза: "Церковь исповедует во Иисусе... Бога в действии" (С. 176). Церковь исповедует во Христе "Бога по существу". Единосущного Богу Отцу. Выражение "Бог в действии" употребляется по отношению к Божественным энергиям (благость, творческая деятельность и т.п.).
Непонятно, зачем было искажать текст 1 стиха псалма 109, три раза цитируемого в Новом Завете. Во всех новозаветных текста
...
Читать дальше »
|
ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР МЕНЬ КАК КОММЕНТАТОР СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ (часть 2)
Протоиерей Сергий Антиминсов
9. Ветхозаветные праведники – кто они?
Отличительная особенность библейских комментариев о. Александра – в том, что в них образы ветхозаветных праведников преподносятся в сильно искаженном виде. Если верить о. Александру, не такие уж они были и праведники... Приведем примеры.
Пример 1. Авраам.
Почему-то о. Александр хочет принизить нравственный уровень "отца верующих". "Мы бы погрешили против исторической правды,– пишет он, – если бы вообразили, что уже тогда, когда Авраам покинул Месопотамию, он и его люди были носителями богопочитания... высокого типа" (М. 175). Две натяжки бросаются в глаза сразу же. "Он и его люди.
...
Читать дальше »
|
ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР МЕНЬ КАК КОММЕНТАТОР СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ (часть 1)
Протоиерей Сергий Антиминсов
Книги покойного протоиерея Александра Меня в настоящее время издаются большими тиражами. Однако тем, кто их читает, следует знать, что хотя о. Александр и был священником Православной Церкви, в его трудах много идей и положений, которые противоречат основным истинам православной веры. Одна из причин этого, видимо, в том, что о. Александр находился под сильным влиянием неправославного западного богословия – католического и протестантского. В чем именно состоят расхождения, мы и постараемся показать.
Предисловие
Библейская тематика, по собственному признанию отца Александра Меня – излюбленная в его творчестве. Помимо небольшой, конспективного характера монографии "Как читать Библию" (Брюссель. 1981) автор довольно пространно излагает вопросы
...
Читать дальше »
|
Святые отцы и "оптимистическое богословие".
Вопрос о вечности адских мук в работах православных богословов XX века (часть2)
Юрий Максимов
Некоторые особенности "оптимистического" богословствования
Выше мы приводили манифест "эсхотологического оптимизма" из катехизиса "Жив Бог". Однако влияние данных идей выражается не всегда столь агрессивно. Например, в другом современном православном катехизисе, просто в изложении учения о будущем осуждении опущено слово "вечный". Оно стоит только в отношении участи праведников (еп. Александр (Семёнов-Тян-Шанский). Православный катехизис. Париж, 1980. - С. 47.). Также очень "модным" среди некоторых современных церковных писателей стало скрываться за многозначительными словами "мы не знаем", "нам неведомо" и проч.
...
Читать дальше »
|
Святые отцы и "оптимистическое богословие".
Вопрос о вечности адских мук в работах православных богословов XX века (часть1)
Юрий Максимов
Вступление
"Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, - да будет анафема".
Так звучит 9-й анафематизм против оригенистов, предложенный св. Юстинианом Великим, принятый Поместным Константинопольским Собором 543г. и утвержденный Пятым Вселенским Собором (=12 анафематизм). Впоследствии общее осуждение неправославных мнений Оригена подтвердили отцы Пято-шестого, Шестого и Седьмого Вселенских Соборов.
Таковых мнений было несколько, из них наиболее известные, - предсуществование душ, множест
...
Читать дальше »
|
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ АД? СЛОВО НА СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ.
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК СЕРАФИМ (ЧИЧАГОВ)
В словах праведного Симеона, встретившего в Иерусалимском храме Пресвятую Богородицу с Младенцем Иисусом, сказалась необычайная радость. Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, — произнес Симеон, — яко видесте очи мои спасение Твое! (Лк. 2, 22-40). Как сказано в Св. Евангелии, он был муж благочестивый и праведный, чающий утешения Израилева, т. е. веровавший в пришествие Мессии, Сына Божия, Спасителя мира, и Дух Святой был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И это обетование исполнилось! Теперь он лицезрел Божественного Младенца, Спасителя мира, предвечного Сына Божия, обещанного столько веков страждущему человечеству: он держал на своих руках Агнца Божия, Который должен был примирить Отца Небесного с людьми и открыть им двери рая; он благословил будущего Победителя ада, Свет, ниспосланный для просвещения язычников, Слово — дарованное для познания вечной истины! Радость праведного Сим
...
Читать дальше »
|
|