Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения (часть 2)
Протоиерей Владимир Правдолюбов
Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил
венца твоего (Откр. 3, 11).
Письмо монахиням:
Всечестная мать игумения с сестрами обители!
Исполняя Ваше пожелание, пишу Вам о том, что я думаю о присланных Вами письмах о. Николая Генералова о частом причащении. Думаю, Вы не удивитесь тому, что я отношусь к ним резко отрицательно. Главное, что мне в них не нравится, — это осуждение выработанной в Православной Церкви практики говения, т.е. усердного приготовления к принятию Святых Христовых Таин, состоящего в усилении поста и молитвы, в испытании своей совести и завершающегося Таинством Исповеди. О. Николай совершенно справедливо замечает, что как ни готовься, достоин этой великой Святыни не будешь, но делает из этого ложный вывод, будто и готовиться не надо. В
...
Читать дальше »
|
Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения (часть 1)
Протоиерей Владимир Правдолюбов
Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил
венца твоего (Откр. 3, 11).
Русскую Православную Церковь охватила эпидемия пропаганды сверхчастого причащения. При помощи этой пропаганды планомерно и настойчиво уничтожается православная практика подготовки к причащению Святых Христовых Таин. Причем многие участники этой разрушительной работы искренне считают, что они делают Божие дело, полезное и даже необходимое для Православной Церкви (см. Рим. 10, 1–3). Я не замечал масштабов бедствия, так как всю жизнь прослужил на приходе маленького провинциального города, где трудами моих предшественников, почти сплошь новомучеников и исповедников, хотя большинство их не прославлены поименно, сохранилась для меня и моих сослуживцев живая практика Православной Церкви. В наших местах усердные христиане причащались каждый пост, в Великий два раза, на первой и страстной седмицах. Старые и больные из них брали
...
Читать дальше »
|
О нескольких Агнцах и Потирах на литургии
Протопресвитер Валерий Лукьянов
При большом числе причастников и при наличии сослужащих священников, в нарочитые дни бывает причащение из двух или более Чаш. Встает вопрос — как заготовить Агнец, достаточный для множества причащающихся и как обеспечить достаточно вина для освящения.
Прежде всего, в зависимости от числа причастников предуготовляется соответственно большого размера Агнец, насколько может вместить дискос. Можно заготовить и несколько Агнцев, но помещаются они на одном дискосе, подобно литургии Преждеосвященных Даров. И все же, если на каком-либо всенародном торжестве будет, скажем, несколько тысяч причастников, тогда конечно ограничиться единым дискосом или единым Агнцем не представится практически исполнимым. Все же, предпочтительно ограничиваться единым большим Агнцем.
Что касается до заготовления вина для причащен
...
Читать дальше »
|
Об эволюционистском богословии Тейяра де Шардена и протоиерея Александра Меня
Священник Константин БУФЕЕВ
Введение
Предварим нашу статью одним примечательным диалогом.
«— Не думаете ли Вы, что, отрицая сегодня существование внеземных цивилизаций, Церковь немного отстает от жизни?
— Как раз наоборот: в Ватикане недавно была конференция, на которой теологи высказывались в пользу существования внеземных цивилизаций, а вот многие наши советские ученые отрицают это. По-видимому, они отстали от жизни... Итак, допустим на минуту, что разумные существа в космосе есть. Что это могло бы доказать? Что принесло бы принципиально нового? Ничего. Лишь увеличилась бы вселенская семья людей... Если окажется возможным контакт с людьми Земли, то произойдет, по словам П. Тейяра
...
Читать дальше »
|
Свт. Игнатий (Брянчанинов). Об удалении от чтения книг, содержащих в себе лжеучение
Опять приношу тебе, верный сын Восточной Церкви, слово совета искреннего, благого. Это слово не мне принадлежит: оно святых Отцов. Оттуда все мои советы.
Храни ум и сердце от учения лжи. Не беседуй о христианстве с людьми, зараженными ложными мыслями; не читай книг о христианстве, написанных лжеучителями.
Истине соприсутствует Дух Святой: Он — Дух Истины. Лжи соприсутствует и содействует дух диавола, который — ложь и отец лжи.
Читающий книги лжеучителей приобщается непременно лукавому, темному духу лжи. Это да не покажется тебе странным, невероятным: так утверждают светила Церковные — святые Отцы [1].
Если ум твой и сердце ничем не исписаны, — пусть Истина и Д
...
Читать дальше »
|
Протоиерей Валентин Асмус: «Евхаристия» (часть 2)
Иконоборчество возбудило спор о Евхаристии, который Мейендорф считал единственным внутривизантийским спором об этом предмете. Не отрицая евхаристического преложения, иконоборцы объявили евхаристические Тело и Кровь единственным истинным и богоустановленным образом Христовым, чем проводили границу, устанавливали какое-то различие между изобразуемым и изображением, историческим и евхаристическим Телом Христовым. VII Вселенский Собор осудил эту евхаристическую доктрину иконоборцев в зачитанном на Соборе анонимном трактате, который исследователи приписывают святителю Тарасию Константинопольскому: «Ни Господь, ни апостолы, ни отцы никогда не называли бескровной Жертвы, приносимой иереем, "образом", но называли ее самим Телом и самою Кровию...» (Mansi. XIII. 265 B; то же: ДВС IV. 539). Останавливается на теме Евхаристии и святитель Никифор Исповедник, который признает евхаристические хлеб и вино образом
...
Читать дальше »
|
Протоиерей Валентин Асмус: «Евхаристия» (часть 1)
В последние годы мы наблюдаем распространение нового учения о Евхаристии, согласно которому хлеб и вино в Таинстве, оставаясь хлебом и вином, ипостасно, «халкидонски» соединяются с Божественной Ипостасью Сына. Эта новая теория встретила справедливую критику — создателям новой теории указывают, что вместо Единого Христа в двух природах, что соответствует халкидонскому догмату, у тех получается Христос, единый в трех или четырех природах: Божества, человечества, а также евхаристических хлеба и вина.
В ответ на возражения защитники новой теории развили громоздкую и совершенно неубедительную теорию единосущия всего тварного, в силу которой хлеб и вино вместе со всем мирозданием якобы единосущны человеку. Только через это всеобщее единосущие перекидывается ими мост от евхаристических хлеба и вина к историческому телу Спасителя, родившемуся в Вифлееме, пострадавшему на Голгофе, воскресшему и вознесшемуся. Так что главным содерж
...
Читать дальше »
|
Протопресвитер Феодор Зисис. Являются ли армяне православными? Взгляд святителя Фотия Великого (часть2)
ПРЕДИСЛОВИЕ к книге протопресвитера Феодора Зисиса
«Но еретиков вводит в заблуждение вот что: они признают естество (φύσις) и ипостась (ὑπόστασις) за одно и то же».
Преп. Иоанн Дамаскин[3]
...
Читать дальше »
|
|