О нескольких Агнцах и Потирах на литургии
Протопресвитер Валерий Лукьянов
При большом числе причастников и при наличии сослужащих священников, в нарочитые дни бывает причащение из двух или более Чаш. Встает вопрос — как заготовить Агнец, достаточный для множества причащающихся и как обеспечить достаточно вина для освящения.
Прежде всего, в зависимости от числа причастников предуготовляется соответственно большого размера Агнец, насколько может вместить дискос. Можно заготовить и несколько Агнцев, но помещаются они на одном дискосе, подобно литургии Преждеосвященных Даров. И все же, если на каком-либо всенародном торжестве будет, скажем, несколько тысяч причастников, тогда конечно ограничиться единым дискосом или единым Агнцем не представится практически исполнимым. Все же, предпочтительно ограничиваться единым большим Агнцем.
Что касается до заготовления вина для причащения, здесь могут быть две возможности. Если имеется вместительная Чаша и потом, перед самим причащением часть Святой Крови будет переливаться в меньшую или в меньшие Чаши, тогда достаточно на проскомидии предуготовить одну большую Чашу. Но можно заранее, вместо единой Чаши, заготовить и дополнительные Потиры с вином и водой, как обычно делается на проскомидии. Все молитвословия проскомидии должны быть совершаемы для каждого Агнца и для каждой Чаши.
Если Чаши заготавливаются заранее с вином, то на Великий вход, на Херувимской песне, износятся все Чаши. Но, конечно, если Кровь Господня будет переливаться из единой Чаши в дополнительную, тогда износится только одна Чаша, как обычно. Дискос же, как было замечено выше, с одним или с несколькими на нем Агнцами, износится один. Если же заготовлено будет несколько дискосов, то, как и Чаши, все они должны износиться на Великий вход.
По поставлении дискоса и Чаши (Чаш) на престол, все они покрываются воздухом, как обычно принято.
На возгласе "Твоя от Твоих", если несколько Чаш с вином находятся на престоле, тогда диакона поднимают дискос и все Чаши одновременно. При отсутствии второго диакона в возношении может помочь и один из священников сослужащих.
Если заготовляются несколько Агнцев, тогда на возгласе "Святая святым" иерей возносит все Агнцы одновременно, как это делается на литургии Преждеосвященных Даров. При одном Агнце и при нескольких Потирах, Агнец разделяется как обычно, Святая Кровь переливается из большого Потира во все дополнительные Чаши. Часть "ИС" разделяется на частицы, соответственно числу Чаш, этими частицами исполняются все Потиры. (При наличии нескольких Агнцев, частицами "ИС" от каждого Агнца исполняются другие Чаши). После сего с молитвой вливается теплота во все Чаши. Переливание Св. Крови в Чаши делается черпалом, т.е. ковшиком с ручкой, нарочито для этого, и только для этого, предназначенным. Переливать прямо из Чаши в Чашу не безопасно, так как можно пролить Кровь на антиминс. Если же дополнительные Чаши предуготованы с вином и водой на проскомидии, тогда, как обычно, вливается теплота поочередно во все Чаши.
Перед последним явлением Святых Даров народу, над антиминсом предстоятелем начертывается образ креста с каждой Чашей, со словами: "Благословен Бог наш"; и он передает вторую Чашу второму священнику, и третью третьему и они несут их к жертвеннику, а затем настоятель сам износит первую Чашу к народу, как обычно, со словами: "Всегда, ныне и присно, и во веки веков".
|