Православно-старокатолический диалог
Старокатолическое движение и образовавшаяся затем Старокатолическая Церковь заняли свое место в истории после того, как Ватиканский Собор 1869—1870 годов, признаваемый Римско-Католической Церковью Вселенским, принял новый догмат о непогрешимости папы.
Эта чуждая Древней Неразделенной Церкви доктрина вызвала энергичный протест некоторой части католического духовенства и мирян и привела в конечном счете к возникновению Старокатолического движения и образованию первых старокатолических общин.
Представителями оппозиции явились на этой стадии в первую очередь профессора богословия видных католических университетов, которые отказывались признать Ватиканский Собор Вселенским Собором и в особенности ратовали против догмата о папской непогрешимости, не имеющего, по их мнению, основания ни в Священном Писании, ни в Священном Предании и противоречащего церковной истории.
Профессора-богословы не были поддержаны в своем протесте представителями католической иерархии, а отказавшиеся пересмотреть свои взгляды и подчиниться Ватикану были отстранены от своих должностей.
Формальное отлучение профессоров от Церкви поставило перед ними вопрос о формах их дальнейшего церковного существования.
Не признавшие Ватиканского Собора стали называть себя старокатоликами и в сентябре 1871 года собрались на Первый немецкий старокатолический конгресс, на котором, среди прочего, признали каноничность иерархии Утрехтской Церкви, обвиненной Римом в янсенизме и отлученной от Римской Церкви. Признание это было очень важно для старокатоликов, потому что в составе самого движения не было ни одного епископа.
По приказанию Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Николаевича было написано письмо к г. товарищу обер-прокурора Св. Синода. В письме указывалось, на необходимость иметь на предстоящем конгрессе старокатоликов кого-либо из православных ученых, но не в качестве официального представителя Православной Церкви, а собственно только как «свидетеля», который бы мог следить за ходом дел на Конгрессе и, в случае нужды, мог бы объяснить присутствующим взгляды Православной Церкви на разные спорные или не выясненные ещё вопросы. В том же письме говорилось о желании поставить на прочную, практическую почву вопрос о сношениях с западной Церковью. Последствием этого письма была поездка профессора И.Т. Осинина на старокатолический Мюнхенский конгресс, состоявшийся 22-24 сентября 1871 года.
Старокатолики начали искать единения с Православной Церковью, для чего устраивали различные конференции и съезды, на которые приглашали православных богословов.
В Санкт-Петербурге специально для переговоров со старокатоликами образовывается отдел Общества любителей духовного просвещения. Представители Отдела постоянно присутствовали на международных старокатолических конгрессах. Шел постоянный диалог со старокатоликами, но он не был официальным.
Одним из важных шагов Петербургского отдела ОЛДП на пути взаимного сближения со старокатоликами стали регулярные поездки представителей Отдела на старокатолические конгрессы. Таких конгрессов помимо вышеупомянутого Мюнхенского было три: 20-22 сентября 1872 года, в Кельне, 12-14 сентября 1873 года в Констанце и 6 сентября 1874 г. во Фрейбурге. Необходимо отметить, что представители Санкт-Петербургского Отдела выступали лишь как частные лица, относящиеся к Православной Церкви. Помимо, представителей Православия, на старокатолических конгрессах присутствовали и англикане.
С самого основания Общества были люди, которые считали деятельность Отдела бесперспективным и с подозрением относились к диалогу со старокатоликами. Одним из таких людей был К.П. Победоносцев, еще не ставший тогда обер-прокурором Святейшего Синода. В 1873 году он отказался от приглашения принять участие в конгрессе старокатоликов во Фрайбурге, объяснив свой поступок в одном из писем: «Я, по правде сказать, уклонился от этой поездки, чтобы не принимать участие в деле, в которое не верю и которое считаю за фантазию». В дневнике генерала Киреева мы находим еще одно подтверждение негативного отношения Победоносцева к диалогу со старокатоликами: «Победоносцев восстает яростно против наших сношений со старокатоликами <.. .> толкует об опасности представляемой нашим обществом, он видит в нем опасность для Православия, возбуждение сект и т. д. и т. д.»
Участие православных и англикан в старокатолических конгрессах подготовили почву для созыва межконфессиональных конференций. Первая Боннская конференция проводилась с 13-го по 16 сентября 1874 г. От Санкт-Петербургского ОЛДП в ней приняли участие протоиерей Иоанн Янышев, протоиерей Арсений Тачалов, а также А.А. Киреев и М.М. Сухотин. Предметом обсуждений первой межконфессиональной конференции были 15 вопросов, касающихся Священного Писания и Священного Предания, Filioque, учения об оправдании, учения о таинствах, об исповеди, об евхаристической жертве, католического догмата о непорочном зачатии Девы Марии, молитвы за усопших, призывания святых и каноничности англиканской иерархии, в которых православная, старокатолическая и англиканская сторона были не единомысленны. В частности затрагивались вопросы об евхаристической жертве. Позиция старокатоликов относительно преложения Даров во время Святой Евхаристии была очень не четкой и не сформулированной. Также затрагивался вопрос о непорочном зачатии Девы Марии, этот догмат старокатолики отвергли. Одним из самых обсуждаемых был вопрос о законности старокатолического епископата.
Основным предметом обсуждений второй конференции, состоявшийся 11-16 августа 1875 г. был вопрос о Filioque. Старокатолики признали эту вставку в Символе веры незаконной еще на первой Боннской конференции, но не хотели отказываться от учения, заключающегося в ней. В итоге после продолжительных обсуждений были приняты шесть положений, взятых из сочинений Иоанна Дамаскина. Из русских богословов на второй Боннской конференции присутствовали протоиерей И.Л. Янышев, протоиерей А.В. Тачалов, А.А. Киреев, М.М. Сухотин, И.Т. Осинин, Т.И. Филиппов, Ф.Г. Тернер.
Итак, итогом Боннских конференций стало признание старокатоликами неправомочности включения Filioqueв Символ веры. Однако старокатолики не отказались от учения, заключающегося в Filioque, указывая на то, что Filioque есть не догмат, а частное богословское мнение Западной Церкви. Подытожил общее мнение старокатоликов Деллингер: «Старокатолики ищут от Восточной (Церкви. — Ред.) терпимости к западному пониманию как к богословскому мнению только».
Первый этап переговоров со старокатоликами закончился в 1875 году. Предполагавшихся дальнейших межконфессиональных конференций не последовало. На прекращение диалога между представителями Православия и старокатолицизма повлиял целый комплекс причин. Во-первых, старокатолический профессор Деллингер объяснял завершение диалога агитацией, которую вел против объединения старокатоликов с православными доктор Джозеф Овербек. Во-вторых, в письме к комитету англо-континентального общества Деллингер объясняет охлаждение в отношениях с православными критикой англиканского доктора Эдварда Пьюзея старокатоликов и их уступки православным в вопросе о Filioque. Еще одной причиной, приведшей к временному приостановлению общения представителей ОЛДП со старокатоликами, послужили симпатии старокатоликов к Англиканской Церкви. Эти симпатии вносили принципиальные противоречия между старокатоликами и православными. И еще одной возможной причиной, послужившей преградой на пути дальнейших переговоров со старокатолическими представителями, стали политические неурядицы в Европе, а впоследствии вспыхнувшая Русско-Турецкая война 1877-1878 годов. После разрыва со старокатоликами обсуждение особенностей их вероучения потеряло актуальность, поэтому Санкт-Петербургский отдел ОЛДП, просуществовав еще несколько лет, практически не возвращался к этой теме.
Собственно Утрехтская (церковь - с 1724 года независимая от Римского Престола) уния старокатолических церквей была создана вследствии подписания Утрехтской Конвенции 24 сентября 1889 года епископами Голландии, Швейцарии и Германии, которая с тех пор стала их догматической основой и символической книгой. Вскоре в Унию была принята церковь Австрии, а в 1897 "Польскокатолическая церковь" (из которой через десять лет преобразоваласть "Польская национальная католическая церковь"), затем "Старокатолическая церковь мариавитов".
Второй этап переговоров Русской Православной Церкви со старокатоликами охватывают период с 1892 г. по 1910 г. После старокатолической Утрехтской конференции 1889г. вновь, как и на первом этапе переговоров обозначился взаимный интерес между Русской Православной Церковью и старокатолической стороной. Вновь интерес обеих сторон основывался на предполагаемой возможности объединения Церквей. Святейший Синод Русской Православной Церкви 15 декабря 1892 года за № 5038 принял решение об образовании специальной Комиссии для предварительного выяснения условий и требований, какие могли бы быть положены в основу переговоров о соединении старокатоликов с православною Русскою Церковью. Комиссия стала именоваться Петербургской. Председателем ее стал Антоний, архиепископ Финляндский и Выборгский (Вадковский).
Старокатоликами была учреждена 27 августа 1894 г. своя комиссия, которая получила название «Роттердамская», и состояла из голландских, швейцарских и немецких старокатолических богословов (епископ Рейнкенс, Ф. Вебер, профессор Михелис, профессор Гетц). Задача комиссии состояла в составлении с её стороны ответа на те положения, по вопросу о воссоединении восточно-православной Церкви с западно-старокатолической, которые были присланы Санкт-Петербургской комиссией. Вновь, как и на первом этапе переговоров русские богословы стали активно посещать старокатолические конгрессы. Однако работа Роттердамской комиссии, из-за случившейся неожиданно смерти её председателя старокатолического епископа Иосифа Губерта Рейнкенса, замедлилась. Новым председателем комиссии стал старокатолический епископ Ф. Вебер.
Среди русских богословов разгорелся спор, оттеснивший на второй план полемику со старокатоликами. Образовались две партии, одна из которых стремилась к объединению со старокатоликами и считала такое объединение возможным. Ее главными представителями были А. А. Киреев, который однако в 1896 году выражал свои опасения архиепископу Николаю (Зиорову): "Боюсь я теперь не столько старокатоликов, сколько некоторых из нас, не отдающих себе ясного отчета в том, что составляет не подлежащий критике догмат и что – свободное и необязательное богословское мнение, где кончается несущественный обряд и где начинается неизменяемое таинство. Мы так отдалились от понимания и принципов древней Вселенской Церкви, что готовы признавать догматом и такие вещи, о которых древняя Церковь и не думала" (письмо от 11 (23) сентября), киевский профессор протоиерей П. Я. Светлов и архимандрит (впоследствии патриарх Московский) Сергий Страгородский, который писал в 1902 году: "Если мы с несомненностью убедимся, что старокатолики, вычеркивая из своего символа Filioque, отнюдь не форму только исполняют, не каноническую только шероховатость хотят сгладить, а действительно веруют в единоначальную Троицу так же православно, как верует в Нее Святая Церковь, тогда, конечно, мы не будем требовать от старокатоликов, чтобы они подписались под формулой "от одного Отца", мы предоставим им даже Филиокве (!), именно в твердой уверенности, что последнее необходимо для западного ума, чтобы выразить ту же мысль, которую мы хотим подчеркнуть своей формулой "от одного Отца" ("Церковный вестник", 1902, № 43, с. 1347. Статья "Что нас разделяет со старокатоликами?")
Вторая партия отказывалась от всяких компромиссов со старокатоликами; к ней принадлежали профессор А. Ф. Гусев (Казань), протоиерей А. П. Мальцев (Берлин) и профессор В. А. Керенский (Казань). Последний в своей полемике с Киреевым еще в 1903 г. пришел к заключению, что не настало еще время приобщить старокатоликов к Восточно-православной Церкви, ибо они еще недостаточно сильны, чтобы перешагнуть пропасть, более тысячи лет разделяющую Восток и Запад.
Керенский и другие, такие как Гусев или Мальцев, недвусмысленно заявляли, что только отречение от догматических заблуждений может открыть старокатоликам путь в Восточную Церковь.
В ходе острых диспутов русскими исследователями создается ряд полемических статей и богословских сочинений, которые рассматривают и анализируют все спорные вопросы, поднимавшиеся в переговорах со старокатоликами. Эти статьи и богословские сочинения имели непосредственное влияние на развитие русской богословской школы.
В первой четверти XX века старокатолики проживали в 7 государствах: Германии, Австрии, Швейцарии («Христианско-католическая церковь»), России («Мариавитская церковь»), Франции и Северной Америке («Польская национальная церковь»).
В Германии находилась одна старокатолическая епархия с кафедрой в прирейнском Бонне. Епископом был доктор Иосиф Деммель. 6 марта 1911 года был рукоположён викарий — священник Георг Моог из Крефельда. В хиротонии приняли участие архиепископ Утрехтский Гуль, епископ Гарлемский ван Тиль и епископ из Швейцарии Герцог.
В Бонне находились центральные органы епархии: синодальное представительство (Synodal-Repräsentanz), синодальный суд, канцелярия епископа и семинария (Iohanneum).
В 1931 году старокатоликами было достигнуто соглашение о полном литургическом общении с Англиканским Сообществом (Боннское соглашение).
Первая мировая война прервала работу Петербургской и Роттердамской комиссий и другие сношения старокатоликов с православными. После этого их сношения с православными осуществлялись в основном в рамках экуменического движения.
После наступившего в результате второй мировой войны перерыва в православно-старокатолическом богословском диалоге, I Всеправославное Родосское совещание 1961 года возобновило его, выдвинув в качестве темы будущего Всеправославного Собора "продвижение отношений со старокатоликами в духе состоявшихся до сих пор богословских дискуссий и выраженных тенденций к союзу с Православной Церковью".
III Всеправославное совещание 1964 года приняло решение "о непосредственном создании Межправославной богословской комиссии из специалистов-богословов", о "систематической подготовке ею православных позиций в будущих богословских дискуссиях" и "о начале собеседований с соответствующей богословской комиссией Старокатолической Церкви после общего взаимного соглашения Церквей".
В соответствии с этим всеправославным решением в Белграде собралась в 1966 году учрежденная Межправославная богословская комиссия по диалогу со старокатоликами на первое свое совещание, на котором приступила к изложению существующих сходств и различий между Православной и Старокатолической Церквами. Сходства она констатировала во всеобщем непризнании обеими Церквами латинских инакоучений о непогрешимости и первенстве папы, непорочном зачатии Богородицы, сверхдолжных заслугах святых, очистительном огне, общем обязательном безбрачии клира, применении за богослужением латинского языка и о Латинских Соборах после 1054 года вместе с их правилами, а также игнорировании Филиокве в Символе веры. Комиссия также положительно высказалась о старокатолическом учении относительно Священного Писания и Священного Предания, канона книг Священного Писания, Символа Никео-Цареградского и Апостольского, о догматических решениях семи Вселенских Соборов и утвержденных ими Поместных, о необходимости апостольского преемства, о Тринитарном и христологическом учении, оправдании и седмеричном числе Таинств, о почитании Божией Матери и святых, об иконах и мощах, о посте и поминовении. Однако она констатировала и некоторые различия в старокатолическом учении о Филиокве, Церкви, Таинствах и интеркоммюнионе.
IV Всеправославное совещание 1968 года решило "сообразоваться с решениями собравшейся в Белграде Межправославной богословской комиссии по диалогу между Старокатолической и Православной Церквами" и запросить у старокатоликов некоторые их догматические тексты, а также пояснения относительно их "интеркоммюниона" с прочими христианскими исповеданиями. Старокатолики в ответ на запрос православных составили и прислали Исповедание веры, а также Заявление относительно Филиокве, к которым следует присовокупить и Заявление о примате в Церкви от 18 июля 1970 года.
Спустя два года была созвана Межправославная богословская комиссия по диалогу со старокатоликами на II свое совещание в Шамбези {близ Женевы) в 1970 году, на III совещание в Бонне в 1971 году и на IV — в Пендели (близ Афин) в 1973 году.
После завершения подготовки Межправославная и Межстарокатолическая богословские комиссии 20—28 августа 1975 года в Шамбези собрались вместе, образовав, таким образом, Смешанную богословскую комиссию по православно-старокатолическому диалогу. Смешанная комиссия собиралась затем 23—30 августа 1977 года в Шамбези, 20—24 августа 1979 года .в Бонне, 15—22 сентября 1981 года в Москве, 3—9 октября 1983 года в Шамбези, 30 сентября—5 октября 1985 года в Амерсфорте (Нидерланды), 1986 год (Минск). На своих встречах Смешанная комиссия изучила и составила общие тексты по следующим темам: «Учение о Богородице», «Учение о сущности и признаках Церкви», «Единство Церкви и Поместные Церкви», «Границы Церкви», «Авторитет Церкви и в Церкви», «Непогрешимость Церкви», «Соборы Церкви», «Необходимость апостольского преемства», «Глава Церкви», «Искупительное дело Господа», «Действие Святого Духа в Церкви и усвоение спасения», «Крещение», «Миропомазание», «Божественная литургия», «Таинство Брака», «Таинство Священства», «Таинство Елеосвящения», «Таинство Покаяния», «Учение о последних событиях», «Церковное общение: предпосылки и следствия».
В 1985 году Старокатолическая церковь Германии заключила соглашение с Протестантской церковью Германии об совместном участии в таинстве евхаристии.
Третье Предсоборное Всеправославное совещание в Шамбези (28.11-6.11.1986) приняло следующую резолюцию по результатам диалога со старокатоликами: "Уже составлено и совместно принято двадцать текстов; такое же число богословских, экклезиологических, сотериологических тем, включая темы о Богоматери и некоторых таинствах. Смешанной Богословской Комиссии предстоит рассмотреть и на следующем заседании, изучив вопросы, касающиеся учения о таинствах, эсхатологии, а также условий и следствий церковного общения. Совещание считает, что для более полной оценки результатов этого диалога следовало бы иметь в виду следующее: а) соблюдение Старокатолической Церковью давней практики общения в таинствах с Церковью Англии, а также появившиеся в Германии позднейшие тенденции к общению в таинствах с Евангелической Церковью, поскольку все это снижает значение совместно подписываемых в диалоге общих экклезиологических текстов; б) трудности воплощения и раскрытия богословия совместно подписываемых общих богословских текстов во всей жизни Старокатолической Церкви. Оба этих вопроса нуждаются в оценке компетентных богословов Православной Церкви с точки зрения экклезиологических и церковных последствий, с тем чтобы ускорить установление церковных предпосылок для восстановления церковного общения со старокатоликами. Успешное завершение этого богословского диалога благоприятно отразится и на результатах других диалогов, поскольку упрочит доверие к ним".
С 12 по 20 октября 1987 года в греческом городе Кавал проходило VII Пленарное заседание Смешанной богословской комиссии по православно-старокатолическому диалогу по приглашению митрополита Филиппского, Неапольского и Фасосского Прокопия. На заседаниях председательствовали поочередно митрополит Швейцарский Дамаскин (Константинопольский Патриархат) и епископ Леон Готъе (Христокатолическая Церковь Швейцарии). Обязанности секретарей выполняли профессор Власиос Фидас и профессор Эрнст Хаммершмидт.
В работе VII Пленарного совещания приняли участие с православной стороны: митрополит Швейцарский Дамаскин, митрополит Филиппский Прокопий, профессор Эммануил Фотиадис и профессор Теодорос Зисис (Константинопольский Патриархат); митрополит Аксумский Петр, профессор Анастасий Каллис (Александрийский Патриархат); митрополит Швейцарский Дамаскин представлял Антиохийский Патриархат; архиепископ Севастийский Корнилий и митрополит Перистерийский Хризостом (Иерусалимский Патриархат); архиепископ Псковский и Порховский Владимир (замещал члена Комиссии митрополита Минского и Белорусского Филарета), Григорий Николаевич Скобей и профессор Борис Александрович Нелюбов (Московский Патриархат); профессор Стефан Алексе (Румынский Патриархат); профессор Славчо Валчанов (Болгарский Патриархат); хорепископ Саламинский Варнава и архимандрит Павел (Кипрская Церковь); профессор Иоаннис Калогиру и профессор Власиос Фидас (Элладская Церковь); д-р Мариан Бендза (Польская Церковь); протопресвитер Радивой Яковлевич (Чехословацкая Церковь); протоиерей Матти Сидоров (Финляндская Церковь)
Старокатолическое исповедание представляли: д-р Конрад Увенс (Церковь Нидерландов); профессор Христиан Оуэн и священник Павел Бербере (Церковь Германии, ФРГ); епископ Леон Готье, профессор священник Хервиг Альденховен, профессор священник Петер Амиет и профессор Урс фон Арке (Церковь Швейцарии); профессор Эрнст Хаммершмидт и священник д-р Гюнтер Долежал (Церковь Австрии); епископ Тадеуш Маевский, епископ Максимилиан Роде и епископ Виктор Высочанский (Польская Церковь); епископ Иосиф Немински и священник Стейнли Скржипек (Церкви Канады и США); священник Гюнтер Долежал представлял Церковь Чехословакии.
Работа Смешанной богословской комиссии была начата молебном, который совершил митрополит Швейцарский Дамаскин, и вступительными словами сопредседателей.
Митрополит Дамаскин приветствовал собравшихся от имени Святейшего Патриарха Константинопольского Димитрия I и пожелал благословенных успехов в предстоявших трудах, напомнил темы для обсуждения и составления по ним окончательных текстов. От имени пленума он поблагодарил митрополита Минского и Белорусского Филарета, председателя Отдела внешних церковных сношений, за внимание и гостеприимство, оказанные Смешанной православно-старокатолической подкомиссии, заседавшей в Минске 30 июня — 10 июля 1986 года.
В своем приветствии митрополит Дамаскин отметил также особую важность VII Пленарной встречи, потому что, с одной стороны, ею исчерпывается тематика диалога, а с Другой — ею завершается работа Смешанной богословской комиссии и открывается дорога к церковному решению вопроса в соответствии с решениями III Предсоборного Всепра-вославного совещания, считающего, что "для более полной оценки этого диалога не следовало бы игнорировать следующее: а) соблюдение древней практики Старокатолической Церкви в Таинственном общении с Англиканской Церковью, а также появившиеся в Германии позднейшие тенденции к общению в Таинствах с Евангелической Церковью, поскольку они снижают важность совместно подписываемых в диалоге общих экклезиологических текстов и б) трудности воплощения и раскрытия во всей жизни Старокатолической Церкви богословия этих совместно подписываемых общих богословских текстов".
Епископ Леон Готье передал участникам встречи приветствия и благопожелания Архиепископа Утрехтского Антония Иоанна Глазе-макера и Международной епископской конференции в связи с VII Пленарной сессией. Он выразил удовлетворение проведением православно-старокатолической встречи в местности, где святой апостол Павел почти 2000 лет назад вступил на европейскую землю (Деян. 16, 9—12). Епископ Леон Готье обратил внимание на празднование в этом году 1200-летия Второго Никейского Собора, который был последним общим собором Востока и Запада. Затем делегатов приветствовал местный епископ митрополит Филиппский, Неапольский и Фасосский Прокопий, который пожелал делегатам преуспеяния в трудах.
На заседании были зачитаны поздравительные телеграммы Святейшего Патриарха Константинопольского Димитрия I и Архиепископа Утрехтского Антония Иоанна Глаземакера.
По случаю начала трудов участников приветствовал телеграммой митрополит Минский и Белорусский Филарет, председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.
Смешанная православно-старокатолическая богословская комиссия на свою VII Пленарную сессию собралась в Кавале, чтобы обсудить составленные в Минске в 1986 году Смешанной православно-старокатолической богословской подкомиссией тексты и на их основе и результатах дискуссий составить согласованные православно-старокатолические тексты по темам: Таинство Брака, Таинство Священства, Таинство Елеосвящения, Таинство Покаяния, Учение о последних событиях, Церковное общение: предпосылки и следствия.
Члены Смешанной комиссии после продолжительных и обстоятельных дискуссий согласились с окончательной формулировкой текстов, которые, по единодушному мнению, выражают учение и Православной, и Старокатолической Церквей.
При обсуждении текста о церковном общении затрагивались и неблагоприятные случаи в исполнении чаяний диалога в результате некоторых обособленных действий в церковной практике со стороны представителей некоторых Поместных Старокатолических Церквей.
Составленные тексты были подписаны всеми членами Комиссии, которые, по их мнению, выражают учение Православной и Старокатолической Церквей.
Завершение трудов Смешанной православно-старокатолической богословской комиссии было отмечено межправославным архиерейским сослуженнем в кавальском кафедральном соборе святого апостола Павла, за которым молились участники Смешанной комиссии и множество верующих.
Слово за литургией произнесли митрополиты Швейцарский Дамаскин и Филиппский Прокопий.
После Божественной литургии члены Смешанной комиссии собрались на последнее заседание. Оба сопредседателя в своих выступлениях подчеркнули значение успешно завершенного диалога, который является значительной вехой в стремлении к единству.
Результативные документы будут разосланы Православным и Старокатолическим Церквам для дальнейшей работы. Сопредседатели же Смешанной богословской комиссии направят соответствующие доклады своим Церквам.
Председатель Межправославной богословской комиссии по диалогу со старокатоликами митрополит Швейцарский Дамаскин направит отчет Святейшему Патриарху Димитрию I, который "в согласии с Предстоятелями Поместных Православных Церквей объявляет об окончании диалога. Ни один диалог не считается завершенным, прежде чем он будет объявлен законченным этим всеправославным решением. Это всеправославное решение о восстановлении церковного общения после успешного завершения работы любого богословского диалога должно опираться на согласие всех Поместных Православных Церквей" (III Предсоборное Всеправославное совещание 1986 года. Документ "Отношение Православной Церкви к прочему христианскому миру").
В докладе Церквам следует:
а) показать на основе тематики всю богословскую работу Комиссии специальным свидетельством общих положений по традиционным богословским различиям, как они рассматриваются в общих богословских текстах;
б) дать систематическую оценку богословскому содержанию общих текстов в отношении цели официального богословского диалога, то есть восстановления церковного общения между Старокатолической и Православной Церквами;
в) акцентировать внимание на святоотеческой основе во всей методологии работы Комиссии и на основе этой структуры — на богословской разработке каждой темы общего богословского текста;
г) указать на необходимость и предложить способы воплощения богословия общих текстов в официальное учение и жизнь Церкви, то есть в катехизацию, в богослужение и т. п. Для этого следует опубликовать общие тексты на многих языках с тем, чтобы стало возможным их прогрессивное внедрение в жизнь Поместных Церквей;
д) отметить непосредственную и настоятельную потребность применения церковной практики в принятых в эти общие тексты богословских допущениях, чтобы не было непоследовательности между богословием общих, текстов и богословскими предпосылками возможно противоположной церковной практики;
е) ясно отметить имеющиеся, помимо общих богословских текстов, церковные трудности в восстановлении церковного общения между Старокатолической и Православной Церквами,, например общение в Таинствах Старокатолической Церкви с англиканами, "Соглашение-no обоюдному приглашению для участия в. Божественной Евхаристии" между Евангелической Церковью в Германии и Кафолической Епископией Старокатоликов Германии, соглашение некоторых старокатолических богословов в Лувене (1987) и т. п.;
ж) выразить общее сознание и общее желание всех членов Смешанной богословской комиссии относительно возможности наших Церквей использовать позитивную богословскую работу комиссии для восстановления, церковного единства, которое обогатит духовный опыт обеих Церквей.
Итак, Межправославная богословская комиссия завершила свою работу по изучению и составлению общих со старокатоликами текстов по установленным темам.
Теперь слово за Поместными Церквами — участницами диалога.
Будем надеяться, что труды членов Смешанной православно-старокатолической комиссии получат соответствующую оценку и будут способствовать установлению общения в общей Трапезе Господней. Эта надежда тесно связана с мнением участников III Предсоборного Всеправославного совещания, что "успешное завершение этого богословского диалога благоприятно отразится и на результатах других диалогов, поскольку увеличит к ним доверие" (Документ "Отношение Православной Церкви к прочему христианскому миру").
Во время пребывания в Кавале участники VII Пленарной встречи были исполнены духовной радости и самых добрых впечатлений от посещения мест, освященных стопами и проповедью святого апостола Павла, от молитвы на месте крещения Лидии (Деян. 16, 14—15), осмотра исторических мест, в том числе темницы, где некогда был заключен святой апостол Павел, посещения новых монастырей— святого апостола Силы (мужского) и Преображенского (женского), от поклонения' мощам великого святителя Григория Богослова. (Г. СКОБЕЙ Журнал Московской Патриархии, №5, 1988 г.)
Однако, столь оптимистическим надеждам сотрудника ОВЦС МП Григория Николаевича Скобея не суждено было сбыться.
Еще начиная с 70-х годов 20-го века в старокатолицизме доминирующей стала либеральная тенденция, в рамках которой в этой "церкви" стали рукополагать во "священницы" и "епископессы" женщин и гомосексуалистов, "освящать" гомосексуальные сожительства, учения о пресуществлении и преложении святых даров в Евхаристии, учения о реальном присутствии Христа во святых дарах, а также был организован интеркоммунион с наиболее либеральными протестантами.
епископша Кэтрин Куртц
В 1990 г. некая Кэтрин Куртц, писательница в стиле фэнтези присоединилась к ветви старокатолической, так называемой "Апостольской Католической Православной Церкви" (Apostolic Catholic Orthodox Church) и была посвящена в сан аббатиссы и епископа.
В 1994 году было официально разрешено женское священство, и в 1996 году первая женщина-священник была рукоположена в Старокатолической церкви Германии.
священница Мария Лонгитано
В 2010 году замужняя учительница Мария Лонгитано из отколовшейся от Ватикана Старокатолической церкви стала первой женщиной-священником в Италии. Церемония посвящения Марии Лонгитано состоялась в Англиканском храме. "Я открыла путь. Католицизм подразумевает универсальность, а без женщин такая универсальность выглядит ущербной", - заявила она. По ее словам, многие в Италии "готовы приветствовать женское священство", а на на ее родине в Сицилии ее часто спрашивали, почему у них нет священников-женщин. "Речь идет о системе с жесткой иерархией, касте мужчин с сильным инстинктом самосохранения, - приводит мнение Лонгитано BBC. "Именно это объясняет противодействие Церкви рукоположению женщин", - считает она. Итальянская Старо-Католическая Церковь имеет общение с Лютеранской Церковью, поэтому римские старокатолики в настоящее время служат в англиканском соборе Всех святых.
В следствии этих причин диалог православной стороны со старокатоликами был прекращён.
Однако, апостасийное экуменическое общение с участием православных и старокатоликов продолжается по сей день. К примеру 18 мая 2012 года известный экуменист Августин (Лабардакис), митрополит Германский (Константинопольский Патриархат) принял участие в экуменическом служении (молении) в Мангейме ГЕРМАНИЯ, где собрались православные, методисты, католики, старокатолики и протестанты, за которым было совершено "освящение", "преломление" и "раздача" хлебов. В данном мероприятии принимала участие и протестантская епископша Баден Ульрих Фишер.
На фото: кардинал Августин председатель Конференции немецких католических епископов, архиепископ Роберт Золлич, протестантская епископша Баден Ульрих Фишер, методистский епископ Розмари Веннер и старокатолический епископ Матиас Ринг.
Августин (Лабардакис), митрополит Германский участвует в экуменическом служении (молении) в Мангейме
В последнее время старокатолики были замечены в диалоге с российскими лютеранами. Архиепископ Старокатолической Церкви в Словакии, в 2001 году вышедшей из состава Утрехтской Унии в знак протеста против распостранения практики женского священства и благословения однополых союзов, Августин Бачинский, вместе с епископами Антонином Елинеком (Чехия) и Ханц-Йоргом Петерсом (Австрия), рукоположил в Епископы Евангелическо-Лютеранской Церкви Аугсбургского Исповедания Константина Андреева и в Епископы Южного церковного округа ЕЛЦ АИ Павла Левушкана 11 января 2015 г. Таким образом, у российских лютеран появилось два валидных, с точки зрения lex canonica епископа, и тем самым была "восстановлена" апостольская преемственность. |