1929-2015 гг. Папский колледж «Руссикум» - 4 Марта 2015 - ВСЕ ЕРЕСИ

    

«современные ереси, лжеучения и нарушения канонов Православной Церкви»

 НОВОСТИ  •  ИНФОРМАЦИЯ О САЙТЕ  •  ПРАВОСЛАВНОЕ ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫЛЖЕПРАВОСЛАВИЕ В ЛИЦАХ •  ЕРЕТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ  •  ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ • ФОТОАЛЬБОМ  •  ВИДЕО
БРАТЬЯ И СЕСТРЫ! ПРОЕКТ НУЖДАЕТСЯ В ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКЕ! РЕКВИЗИТЫ ДЛЯ ПОЖЕРТВОВАНИЙ: ЯНДЕКС-ДЕНЬГИ - 410011201452657, WEBMONEY - R338898210668, Z104647489717 
Меню сайта
Категории раздела
АВТОКЕФАЛИЯ УПЦ МП [32]
АГАПЫ [1]
АМОРАЛИЗМ [3]
АНТИХАЛКИДОНИТЫ [46]
АПЭ И КПД [0]
АТЕИЗМ [2]
АСТРОЛОГИЯ [1]
БАПТИЗМ [8]
БЕССАРАБСКАЯ МИТРОПОЛИЯ РУМЫНСКОЙ ПЦ [0]
БИОЭТИКА [10]
БОГОСЛУЖЕНИЯ В ИНОСЛАВНЫХ ХРАМАХ [6]
БРАДОБРИТИЕ [1]
БУДДИЗМ ИНДУИЗМ ЯЗЫЧЕСТВО [15]
ВОСЬМОЙ СОБОР [102]
ГЛОССОЛАЛИЯ [1]
ДИОМИДОВЦЫ [0]
ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ [81]
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ГРУППЫ [3]
ЕРЕСЬ АРХИМ. ТАВРИОНА (БАТОЗСКОГО) [2]
ЕРЕСЬ МИТР. АНТОНИЯ СУРОЖСКОГО [5]
ЕРЕСЬ О ГРАНИЦАХ ЦЕРКВИ [16]
ЕРЕСЬ О НЕВЕЧНОСТИ МУК [9]
ЕРЕСЬ О ПЕРВОРОДНОМ ГРЕХЕ [2]
ЕРЕСЬ О ПРИРОДЕ ХЛЕБА И ВИНА [1]
ЕРЕСЬ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ СПАСИТЕЛЯ [0]
ЕРЕСЬ О. АЛЕКСАНДРА МЕНЯ [28]
ЕРЕСЬ О. АЛЕКСАНДРА ШМЕМАНА [13]
ЕРЕСЬ О. ГЕОРГИЯ КОЧЕТКОВА [45]
ЕРЕСЬ О. ИОАННА МЕЙЕНДОРФА [1]
ЕРЕСЬ О. ПАВЛА ФЛОРЕНСКОГО [2]
ЕРЕСЬ О. СЕРГИЯ БУЛГАКОВА [1]
ЕРЕСЬ ПРОФ. ОСИПОВА [2]
ЕРЕТИЧЕСКИЕ КНИГИ [16]
ЕРЕТИЧЕСКИЕ СМИ [1]
ЖЕНСКОЕ СВЯЩЕНСТВО [25]
ЗАПАДНЫЙ ОБРЯД В ПРАВОСЛАВИИ [1]
ЗАЩИТА КОЩУНСТВА [9]
ИКОНОБОРЧЕСТВО [4]
ИМЯБОЖНИЧЕСТВО [2]
ИСЛАМ [52]
ИУДАИЗМ [30]
КАЛЕНДАРНАЯ РЕФОРМА [16]
КАТОЛИЦИЗМ [159]
КОЗЛОГЛАСИЕ [1]
КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ [2]
КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ПАТРИАРХАТ [0]
КРИПТОХРИСТИАНСТВО [2]
КРИТИКА СВЯТЫХ [0]
КРИТИКА ЦЕРКВИ [2]
ЛЖЕМИССИОНЕРСТВО [14]
ЛЖЕСТАРЧЕСТВО [4]
ЛИТУРГИЧЕСКОЕ ОБНОВЛЕНИЕ [42]
МАРОНИТЫ [1]
МАСОНСТВО В ЦЕРКВИ [1]
МОЛИТВЫ С ЕРЕТИКАМИ [38]
МОШЕННИКИ [2]
НАГРАЖДЕНИЕ И ПОЗДРАВЛЕНИЯ ЕРЕТИКОВ [36]
НАРУШЕНИЕ ПОСТОВ [3]
НЕСВЯТЫЕ СВЯТЫЕ [1]
НИКОДИМОВЦЫ [1]
ОККУЛЬТИЗМ [4]
ОСВЯЩЕНИЕ НЕПОТРЕБНЫХ МЕСТ [6]
ОТМЕНА КАНОНОВ [0]
ОТРИЦАНИЕ ЧУДЕС [0]
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОБРАЩЕНИЯ К СВЯЩЕННОНАЧАЛИЮ [14]
ПЕРЕВОДЫ И ИЗМЕНЕНИЯ Ц-СЛ ТЕКСТОВ [11]
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ [9]
ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ [7]
ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА [28]
ПРАВОСЛАВНАЯ МЕДИЦИНА [7]
ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ [4]
ПРАВОСЛАВНАЯ ЭКОЛОГИЯ [8]
ПРАВОСЛАВНЫЕ БАЙКЕРЫ [12]
ПРАВОСЛАВНЫЙ БАНКИНГ [0]
ПРАВОСЛАВНЫЙ СПОРТ [40]
ПРАВОСЛАВНЫЙ ЮМОР [4]
ПРОРОЧЕСТВА [7]
ПРОТЕСТАНТИЗМ [14]
РОК-РЭП-ПОП-ДЭНС-МИССИОНЕРСТВО [12]
РПЦЗ [0]
РПЦЗ (А) [0]
СКАУТЫ [2]
СОВРЕМЕННЫЕ ХРАМЫ [4]
СОДОМСКИЙ ГРЕХ [17]
СОЦИАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ [0]
СОЦИАЛЬНОЕ ХРИСТИАНСТВО [1]
СТАРООБРЯДЧЕСТВО [4]
СТЯЖАТЕЛЬСТВО [6]
ТАБАКОКУРЕНИЕ [0]
ТАИНСТВО БРАКА [4]
ТАИНСТВО ЕЛЕООСВЯЩЕНИЯ [0]
ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ [6]
ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА [2]
ТОЛЕРАНТНОСТЬ [7]
ТРАНСГУМАНИЗМ [4]
ТРУДОВАЯ ДЕЯТ-ТЬ КЛИРА [5]
УАПЦ [1]
УГКЦ [0]
УПЦ КП [2]
УПЦК [0]
УРАНОПОЛИТИЗМ [11]
ФИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ [0]
ЦЕРКОВНАЯ ЦЕНЗУРА [1]
ЦЕРКОВНЫЕ ОБЛАЧЕНИЯ [6]
ЭВОЛЮЦИОНИЗМ [13]
ЭКУМЕНИЗМ [81]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 234
Статистика
Яндекс.Метрика Каталог сайтов OpenLinks.RU Каталог сайтов Всего.RU Goon Каталог сайтов
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2015 » Март » 4 » 1929-2015 гг. Папский колледж «Руссикум»
01:07
1929-2015 гг. Папский колледж «Руссикум»

Папский колледж «Руссикум»

Колледж «Руссикум» был создан 15 августа 1929 года декларацией папы Пия XI в в целях подготовки священников византийского обрядаПервый учебный год стартовал 1 ноября 1929 года. Первым ректором стал словацкий священник Венделин Яворка. Для размещения Руссикума было выделено здание на Эсквилине рядом с Папским восточным институтом. Здания Руссикума и Папского восточного института отделены друг от друга Церковью Святого Антония Великого на Эсквилине, которая для нужд обоих учебных заведений была перестроена по канонам византийской литургической традиции.

При основании «Руссикума» папа Пий XI постановил, что колледж создается для подготовки людей, которые принесут католическую веру в СССР, когда там с помощью большевиков будет полностью уничтожена схизматическая ересь, т.е. Православие. Именно в этом плане велась подготовка в «Руссикуме»: в ожидании того «благословенного дня», когда, наконец, откроются границы России – и Римской церкви будет предоставлена полная свобода действий. Идею о создании учебного заведения, готовящего католических священников византийской традиции для работы в России, поддерживал целый ряд католических деятелей начала XX века, среди которых генерал иезуитов Влодзимеж Ледуховский, архиепископы Эдвард фон Ропп и Георгий Матулайтис. В качестве места для размещения коллегии первоначально предлагались Стамбул, Вильна и некоторые другие города, однако затем решено было организовать коллегию в Риме. В 1929 году католический епископ Мишель д’Эрбиньи*– глава папского Восточного института и комиссии «Pro Russia», в ведении которой в то время находилось совращение в католичество русского православного населения России и Польши, – председательствовал при торжественном открытии иезуитского очага для подготовки миссионеров «восточного обряда» – колледжа «Руссикум» в Риме. В своей речи при открытии «Руссикума» д’Эрбиньи, в частности, упомянул о великих дарованиях русской души, залоге великого будущего в Церкви, при условии признания Россией и Русской Церковью главенства Римской церкви. В информации о создании русской семинарии «Руссикум» в Риме говорилось: «Цель семинарии – создать кадры новых священников, …готовых на апостольскую работу на нашей родине… Согласно Положению, в семинарию принимаются молодые люди русской национальности и греко-русского обряда, желающие посвятить себя работе среди своих соотечественников…».

Католическая униатская миссия в Белоруссии и на Волыни. 1930-е гг. Фото из архива Руссикума

Несколько священников — выпускников Руссикума предприняло попытку нелегальной религиозной деятельности на территории СССР (Уолтер Чишек, Виктор Новиков, Пьетро Леони и др.), однако все они были раскрыты и много лет провели в лагерях. Выпускником Руссикума был причисленный к лику блаженных Теодор Ромжа, грекокатолический епископ, убитый советскими агентами.

Теодор Ромжа

Изменение в направлении политики "Руссикума" связано с именем иезуита французского происхождения Филиппа де Режиса (1897-1955), дважды бывшего ректором Руссикума — в 1934-1940 и 1945-1947 годах. Пресвитер иезуит Константин Симон, член Общества Иисуса, профессор истории, автор недавно вышедшей в свет монографии "Pro Russia" пишет о нем следующее: «Как и у большинства выдающихся мыслителей, его идеи и его духовность созревали и становились более зрелыми со временем. Он начинал как миссионер-энтузиаст, стремившийся убеждать и обращать. Только со временем он открыл новые пути и перспективы, в конце концов превратившись в пророка современного экуменизма». 

В 1954 году, на исходе жизни Филипп де Режис (на фото) пишет свое "духовное завещание", получившее название «Le travail future». (Предстоящая работа), где в частности говорится: «Действительно, велико может быть искушение, в тот день, когда Россия откроется, ринуться на это бескрайнее поле апостольской деятельности и счесть его целиной, подлежащей освоению. Тогда возгорится желание «обратить» этот народ. Святые души … очевидно сочтут своей задачей проповедовать универсальность Церкви, они будут настаивать на одном вопросе, для них единственно важном, – о примате Папы… Они будут повторять, что вне Католической Церкви нет спасения. Они будут организовывать приходы или группы, предназначенные служить центрами распространения этой истины. Конечно они обретут некоторый успех, однако ограниченный и весьма скромный… С другой стороны, не менее очевидно, что деятельность подобного рода породит крайне враждебную реакцию в православной среде. Православное духовенство почувствует угрозу, оно будет говорить о верности исповеданию своих отцов, о святом Православии, о России. Оно ополчится на «волков в овечьей шкуре» и будет естественно услышано большей частью верующих. И снова Католическая Церковь станет в глазах русского народа сеющим разлад чужаком, душехватом, прирожденным врагом национальной веры. Вот вам вырытый ров, еще более глубокий, чем прежде, между двумя частями христианства, некогда едиными, ров, который следовало бы засыпать, чтобы вновь привести эти части к единству веры, не натравливая их друг на друга. Останется сомнение, что никогда не удастся засыпать психологическую и эмоциональную пропасть, теперь уже раздраженную вплоть до тошноты многочисленными совершенными и вновь повторяющимися проступками... Насколько я бы осудил и счел фатальным труд прозелитизма, ставящий своей целью единственно и прежде всего распространение католической религии и привлечение новых сторонников, настолько я хотел бы видеть наших священников ревностно посвященными делу евангелизации, т.е. тому делу, которое забывает о собственных конфессиональных интересах, думает только о душах, их возрастанию во Христе, их совершенству в любви…С этой целью может быть предложен только один метод: братское  и бескорыстное сотрудничество с Русской Православной Церковью в деле воспитания и образования ее народа. Русская Церковь может исполнить эту задачу без нас и даже против нас, если решит, что мы хотим конкурировать с ней и стремимся оттеснить ее от ее чад. Но если наше смирение, чистота нашего рвения и наше уважительное и дружественное отношение убедят ее, что у нас нет по отношению к ней никаких враждебных или коварных намерений, то весьма возможно, что вместо того, чтобы опасаться нашей помощи, она ее примет и выберет с признательностью. Представить доказательства нашей искренности — вот наша задача…».

Официально уже в конце 1950-х годов «Руссикум» утратил свое значение, как центр подготовки миссионеров для обращения России в католичество. Папа Иоанн ХХIII в 1959 году написал: «Мы не будем пытаться разбираться в том, кто был прав и кто виноват. Мы скажем лишь: воссоединимся, покончим с раздорами». После II Ватиканского Собора Католическая Церковь провозгласила Русскую Православную Церковь «Церковью-сестрой». Изменилась официальная политика Ватикана, а значит – поменялось и направление работы коллегии «Руссикум».

Крестный ход из Руссикума. Вероятно, 1950-е гг.

Согласно католическому изданию «Истина и жизнь», еще во время II Ватиканского собора вице-ректор иезуитского колледжа «Руссикум» испанский священник-иезуит Мигель (Михаил) Арранц предложил Ленинградскому митрополиту Никодиму (Ротову), чтобы в этом иезуитском рассаднике «восточного обряда» обучались православные из России, с чем митрополит Никодим сразу согласился и, как вспоминает иезуит Арранц, с тех пор Никодим стал очень симпатизировать «Руссикуму» (1995, № 2, с. 26, 27).

В 1968 году в Руссикум прибыли для обучения священники из Московской Патриархии Петр Раина и Владимир Рожков. Рожков являлся выпускником Ленинградской, а Раина Московской Духовной академии. Рожков впоследствии защитил в Риме диссертацию «Церковные вопросы в Государственной Думе» и был удостоен степени доктора канонического права. Владимир Рожков и Петр Раина прибыли в Италию 17 января 1968 г. В аэропорту их встречали представители Секретариата по содействию христианскому единству (СХЕ) — Иоанн Лонг и Петр Дюпре. В самом Руссикуме их приветствовали ректор Павел Майе и Михаил Арранц, инспектор колледжа. В первый же день прибытия, по инициативе Майе, о. Петр и о. Владимир посетили собор Святого Петра, в котором отслужили поминальную службу на могиле папы Иоанна XXIII. На следующий день священники были на приеме у епископа Виллебрандса, представителя СХЕ. 19 января Владимир Рожков отслужил первую литургию в храме Руссикума. В тот же день священники посетили советского консула И. В. Юдкина. 20 января состоялось знакомство с Андреем Стерпиным, иезуитом из Франции. Он рассказал о своем посещении СССР летом 1967 г. в качестве туриста. Стерпин отметил искренность молящихся в русских храмах и хорошее состояние самих церквей. О характере подобного религиозного туризма свидетельствует случай в Орле летом 1967 г.: «7-го августа с. г. Орловский кафедральный собор (Никитская церковь) посетили 2 человека иностранные туристы: оба австрийцы по национальности, один из них священник, 28 лет, окончил Римский руссикум, второй клирик, 23 лет, в данное время учится в том же учебном заведении. Оба хорошо владеют русским языком. В соборе их встретил и сопровождал настоятель-протоиерей С. И. Бычек. Туристы интересовались штатами собора, посещаемостью, количеством приходов в области, некоторыми данными об архиерее» 21 января о. Петр служил литургию, а о. Владимир вместе с Арранцем посетил тюрьму для малолетних преступников. 26 января священники посетили епископа восточного обряда Андрея Каткова, проживавшего в Руссикуме. Зная о намеченной Катковым поездке в СССР, о. Владимир предлагает оказать гостю как можно больше почтения и заботы, «чтобы наше внимание к нему стало известно и в Риме». 6 февраля Рожков и Раина были на приеме у кардинала Беа, руководителя СХЕ. На следующий день папа Павел VI принимал паломников, среди которых присутствовали и русские священники. «Его Святейшество обратился к нам с краткой речью, где выразил свое удовлетворение нашим прибытием». Владимир Рожков преподнес в дар папе бронзовую икону Казанской Божьей Матери, которую понтифик благоговейно поцеловал. 

Среди лиц, с которыми познакомились русские священники, необходимо отметить иеромонаха Хризостома, о. Алексия Шевелева, о. Стефана Виргулина, епископа Чеслава Сиповича, иезуита Франсиско Эчарри. Иеромонах Иоанн Хризостом, выходец из России, приехал в Руссикум из бенедиктинского монастыря в Баварии. Он крайне недружелюбно относится к Советскому Союзу и к Московской патриархии. Хризостома прочат в преемники епископу Андрею Каткову. Шевелев жил в России, в 1921 г. принял сан православного священника, «имел профессию археолога, пережил репрессии». В годы войны вместе с немцами выехал в Германию. В 1948 г. перешел в католичество и переехал в Рим, став сотрудником Ватиканского радио. Виргулин уже бывал в Советском Союзе. Он заявил, что именно Московская патриархия, а не зарубежная церковь «представляет верующий русский народ». По его мнению, в России необходимо создать католическую семинарию для подготовки священнослужителей из русских католиков, поскольку поляки и литовцы, «слабо знающие русский язык и совсем не знающие устава церковнославянского богослужения», для этого не подходят. Иезуит Эчарри рассказал о том, что после войны «руководил распределением помощи среди русских перемещенных лиц и имел в своем распоряжении для этого громадные суммы из фондов Ватикана и Рокфеллера». До 1939 г. Эчарри находился в Польше и преподавал в католической семинарии для русских в Дубно. Чеслав Сипович, по национальности белорус, стал епископом восточного обряда по личному решению папы, чтобы оказывать влияние и на белорусов-католиков, и на бывших белорусских униатов .

Русских священников тщательно опекали и «всегда вежливо спрашивали» о желании посетить какое-либо место в Риме. Услышав ответ, «тут же "случайно" находился кто-нибудь из отцов иезуитов, которые собирались идти туда же». Петр Раина сообщает о посещении храма русской зарубежной церкви. По его просьбе хор в храме Руссикума стал петь многолетие патриарху Алексию. Разрешение на это дал ректор Павел Майе.

15 января 1969 г. священники Рожков и Раина прибыли в Рим. Через два дня отмечалась память Антония Великого, во имя которого был освящен храм в Руссикуме. В честь праздника состоялся обед, на котором присутствовал архиепископ Марио Брини, близкий друг папы Павла VI. Владимир Рожков вручил архиепископу подарки, которые были приняты с благодарностью. Рожков сообщает далее о желании папы Павла VI создать в Риме центр по изучению марксизма. Возглавить его должен Густав Веттер, до этого руководивший в Руссикуме центром по изучению России.

Стефан Виргулин пригласил 25 января Рожкова на двухдневную поездку в Ассизи. После службы в местном храме они выступили с речами по истории Русской церкви и о развивающемся диалоге между католиками и православными. Их слушали местный епископ, монахи и студенты.

27 января в Риме Иоанн Лонг спрашивал о вероятности приглашения папы Павла VI в Москву на предстоящую в июле 1969 г. конференцию представителей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами. Рожков ответил «что, вопрос еще так не стоит». Также они обсудили возможность продолжения богословских собеседований, подобных прошедшим в декабре 1967 г. в Ленинграде. Редактор журнала «Чивильта Каттолика» Роберто Туччи, отзываясь о вышеупомянутой конференции, заявил, что это станет «политической акцией, в которой Ватикан не будет принимать участия. Теперь еще не решен вопрос окончательно, но события в

Чехословакии создали такую обстановку, которая не позволяет без риска каким-то образом поддерживать советские начинания».

14 февраля в Риме торжественно отмечали 1100-летие со дня кончины равноапостольного Кирилла, просветителя славян. Павел VI в соборе св. Петра служил литургию в сопровождении чехословацких и польских епископов. На богослужении присутствовали паломники из Чехословакии, Польши и Югославии. «При встрече Папы в соборе чехословаки развернули свой национальный флаг». В этот же день Павел VI принял большую группу чехословацких паломников. Рожков отмечает, что «это церковное торжество особенно подчеркнули в связи с событиями в Чехословакии». В беседах с Арранцем было затронуто положение церковных дел на западе Украины. Обсуждалась возможность обращения папы Павла VI к бывшим униатам, с призывом сохранять верность новой православной иерархии. «Конечно, это вопрос переговоров, но тем не менее подобный документ исправлял бы многие ошибки послевоенного времени и давал бы нашей иерархии юридический и церковный авторитет». Стефан Виргулин затронул вопрос о создании представительства РПЦ в Риме. При этом он сообщил, что Ватикан не будет настаивать на создании своего представительства в Москве.

4 апреля 1969 года председатель КГБ Юрий Андропов доложил в ЦК КПСС об интенсификации работы против Ватикана: с целью контроля над униатским подпольем в СССР в Рим было успешно внедрено два агента 5 управления КГБ под кличками «Петров» и Рогулин», которые были устроены в Руссикум на обучение на 3 года для продолжения богословского образования. Во время каникул они собирали информацию для КГБ о деятельности католических учреждений во Франции и Бельгии[1].

20 мая Рожков и Раина посетили Виллебрандса, который в апреле 1969 г. возглавил СХЕ и получил сан кардинала. В тот же день Рожков был принят униатским кардиналом Слипым, темой беседы стало «обсуждение последних событий среди униатов Украины». 2 июня был прием у папы Павла VI в честь Национального праздника Италии. Русские священники поднесли папе икону Казанской Божьей Матери. Павел VI сказал: «Мы любим Ваше отечество, Вашу Церковь. Через Вас мы посылаем Русской Церкви наше апостольское благословение».

 

Хиротония униатского епископа Андрея (Каткова) в Руссикуме. 1958 г

В августе 1969 года глава русских католиков епископ Андрей Катков по приглашению митрополита Никодима Ротова прилетел в Москву. Во время посещения приходских православных церквей его встречали по архиерейскому чину, настоятели и молящиеся подходили под благословение, московские владыки благоговейно лобызались с ним. Во время посещения Псковско-Печерского монастыря при обильном стечении молящихся наместником было возглашено многолетие папе Павлу VI. В Лавре владыка Андрей молился у раки преподобного Сергия Радонежского, а в Одессе встретился с отдыхавшим там патриархом Алексием (Симанским), который подарил ему четки со своей руки и панагию. Далее владыка полетел через Омск в Иркутск, город, где родился.

Через месяц состоялось первое в истории официальное русское православное паломничество к святыням Рима. Митрополит Никодим Ротов вручил от имени патриарха Алексия I ордена Св. Владимира 1-й степени кардиналам Эжену Тиссерану и Янсу Виллебрансу; префекту восточной конгрегации кардиналу Максимилиану де Фюрстенбергу была подарена панагия, а ректору Полю Майё - наперсный крест; самому «Руссикуму» был преподнесен список с Казанской иконы Божьей матери, который был установлен в латинской часовне. Кульминацией паломничества стала торжественная Божественная литургия, которую митрополит Никодим совершил в русском католическом храме Св. Антония в сослужении протоиерея Бориса Глебоваиеромонаха Кирилла (Гундяева), священников Петра Раины и Владимира Рожкова, учившихся в «Руссикуме». Ектении возглашал диакон Андрей Мазур (ныне патриарший архидиакон). Присутствовавшие католики благоговейно приступили к Св. Причащению, предвкушая наступление евхаристического общения между Москвой и Римом.

Впечатляющим жестом было пожалование мантии с плеча митрополита. Поль Майё писал: «На прощанье – 18 октября 1969 года - он (Никодим – С.Г.) сказал: «Я оставляю вам самое ценное, что я вожу с собой – мою зеленую мантию митрополита[3]».

В т.г. в СССР по временному советскому паспорту смогла съездить мать Архангела из Русского Успенского монастыря. Вскоре практически все желающие деятели русского апостольства, кроме бывших военных, смогли посетить СССР и совершить паломничества по святым местам.

Руководители Руссикума предлагали прислать из СССР новых студентов уже в августе, чтобы они начали изучение итальянского языка. При этом между СХЕ и Руссикумом возникла некоторая конкуренция в развитии контактов с РПЦ. Поездки иезуитов Арранца, Майе и епископа Андрея Каткова в СССР «не были восприняты положительно в Секретариате по единству». Это было заметно во время посещения Италии митрополитом Никодимом в октябре 1969 г. Сотрудники СХЕ делали вид, что не замечают приехавших встречать митрополита Павла Майе и епископа Андрея.

В т.г. году митрополит Алексий (Ридигер) посетил Руссикум и составил секретный отчет о поездке в Совет по делам Религии. После перестройки отчет был обнаружен в архивах ЦК КПСС и опубликован в итальянской прессе[2]. Алексий отзывался о Руссикуме преимущественно негативно, в отличие от восторженного одобрения его деятельности митрополитом Никодимом.

В т.г. решением Священного Синода РПЦ МП до таинств были допущены русские старообрядцы и римские католики.[4]

В 1970 г. в Рим прибыл лишь Владимир Рожков. В аэропорту 28 января его встречали Катков и Арранц. Они обсудили определение Священного Синода РПЦ от 16 декабря 1969 г. «О невозбраняемости совершения таинств над старообрядцами и католиками». 2 февраля Рожков посетил СХЕ, где был принят кардиналом Виллебрандсом, которому передал подарки и письмо от митрополита Никодима. 4 февраля в Руссикуме был отслужен молебен в связи с 35-летним юбилеем служения патриарха Алексия. Рожков провел ряд бесед с иеромонахом Хризостомом, который встречался недавно в Мюнхене с митрополитом Никодимом. После общения с Никодимом Хризостом стал гораздо лучше относиться к Московской патриархии. Рожков также беседовал с Катковым, который сказал: «Я очень уважаю Святейшего Патриарха Алексия и я бы пошел под его омофор». Но при этом епископ опасался потерять своих друзей и свое положение.

31 марта состоялась беседа со Стефаном Виргулиным, который сообщил о своем возможном назначении на место епископа Андрея Каткова. 1 апреля советский консул сообщил Рожкову о поданных на визу для визита в СССР документах архиепископа Серджио Пиньедоли. Рожков выяснил, что Пиньедоли является секретарем Конгрегации евангелизации народов и ее фактическим руководителем. Он близок к папе Павлу VI и уже совершал визиты в Ханой и Пекин. «По отзывам некоторых отцов, визит Пиньедоли в Польшу и СССР может носить характер ответственного поручения». 2 апреля Рожков посетил Конгрегацию для восточных церквей. Глава Конгрегации кардинал де Фюрстенберг передал книги для митрополита Никодима. 8 апреля Рожков нанес прощальный визит в СХЕ. Кардинал Виллебрандс сказал, что «Русская Церковь могла бы оказать Католической Церкви большую услугу, явив свою веру и верность». Затем Рожкова принял папа Павел VI. Он сказал: «Мы любим Русскую Церковь и русский народ, и всегда о России мы возносим свои молитвы. Очень хорошо, что Вы были здесь и могли убедиться в этой нашей симпатии и любви к вам». Иоанн Лонг сообщил Рожкову, что в Риме готовы принять русских студентов, которые затем смогут продолжить обучение в католических учебных заведениях США.

14 апреля в Руссикуме состоялся прощальный ужин в связи с отбытием Владимира Рожкова в СССР. На следующий день в аэропорт на проводы прибыли «все насельники "Руссикума" и почти все профессора Восточного института». Рожкову был вручен диплом лиценциата канонического права и предложено писать докторскую диссертацию.

Последний съезд русского апостольства и новые ориентиры

В начале октября 1970 г. в Рокка-ди-Паппа состоялся II съезд духовенства, монашествующих и мирян, подвизающихся в русском апостольстве [5]. Собравшихся посетило руководство Конгрегации Восточных церквей и Совета по христианскому единству.

Съезд открыл формальный глава апостольства визитатор КВЦ епископ Андрей Катков, который с восторгом рассказал о своем паломничестве по святыням Московского Патриархата и выразил надежду на дальнейшее сближение Москвы и Рима [6].

Доклад иеромонаха Хризостома Блашкевича, напротив, был выдержан в мрачных тонах. Он отметил серьезные потрясения, произошедшие в Римско-католической церкви после II Ватиканского собора: развитие модернизма, помрачение умов духовенства, увлечение марксизмом, невиданная литургическая импровизация, отступления от апостольской веры в непорочность Девы Марии и божественность Иисуса Христа. Он выразил сомнение, что в таком состоянии Римско-католическая церковь может действительно чем-либо привлечь православных, для которых характерно незыблемость литургических форм и догматов. Наоборот, он призвал римских католиков учиться у православных благоговейному уважению к Святыне. Он выразил сомнение в целесообразности политического контакта с православными юрисдикциями в социалистических странах [7].

Кульминацией съезда стал доклад ректора Руссикума Поля Майё «Наши отношения с Московской церковью». Доклад представлял из себя историческую апологию Московской патриархии и был настолько большим, что не был полностью законспектирован и спустя год был разослан всем членам апостольства в виде изложения. Майе поделился с присутствующими своим восхищением от личности митрополита Никодима Ротова, которому он призвал всех доверять и помогать Московской патриархии в деле евангелизации СССР. Значительная часть участников съезда воздержались от докладов и пытались осознать произошедший поворот на 180 градусов в политической ориентации апостольства. Они были подготовлены для борьбы с Антихристом в виде советского коммунизма, с филиалом которого им далее предлагалось сотрудничать.

В резолюции участники съезда обратились к Конгрегации Восточных церквей с просьбой и далее морально и материально поддерживать русское апостольство, способствовать увеличению количества учащихся в Руссикуме. К тому времени прошло более 10 лет со дня обучения последнего русского семинариста в Руссикуме. Большую часть его учащихся составляли иностранные слушатели Восточного института из различных католических епархий, уже изучившие богословие в других семинариях. Кроме того, в Руссикуме постоянно жили православные студенты из церквей социалистических стран.

С 15 октября по 15 декабря 1972 года по приглашению ректора папской коллегии Руссикум находился в Риме (Италия) с целью ознакомления с постановкой духовного образования в Римско-католической церкви тогдашний инспектор, а впоследствии ректор Ленинградской духовной академии и семинарии протоиерей Владимир Сорокин.

В 1977 г. на покой по состоянию здоровья со всех постов ушел епископ Андрей Катков. Он объяснил это решение большой душевной усталостью. Вскоре ректор Поль Майё добился его выселения из «Руссикума», где он проживал на покое. Майё считал, что Катков должен переселиться в Генеральную курию Марианской конгрегации, членом которой он формально являлся. Проживание в коллегии русского католического епископа было крайне нежелательно для спокойного протекания экуменического диалога с Московской патриархией. Тем не менее, ранее в Руссикуме на покое уже проживал архиепископ Александр Евреинов. Катков считал, что как бывший иерарх русского апостольства, он имеет право на проживание в русской коллегии и служить в русской церкви Св. Антония, которая предназначена декретом Апостольского престола для русского духовенства. Тем более, что согласно права, приняв епископский сан, он утратил связь со свой конгрегацией. Для Каткова выселение стало большим унижением. Со стороны выглядело так, что его использовали в тот период, когда в апостольстве были нужны русские лица, а потом в связи с изменившимися обстоятельствами от него избавились. Выселение произошло в присутствии проживавших там студентов РПЦ, с которыми у владыки Андрея сложились дружеские отношения.

Несколько месяцев спустя генерал иезуитов отправил в отставку с поста ректора Поля Майё. 5 сентября 1978 г. в Риме во время аудиенции у новоизбранного Римского архиерея Иоанна Павла I в результате шестого инфаркта на 49-м году жизни умер митрополит Никодим Ротов, получив прощение грехов из рук самого Папы. После смерти Никодима экуменическую дружбу с Римом развивал его секретарь – владыка Кирилл Гундяев, который посещал Рим несколько раз в году до самого развала СССР. Владыка проживал в Руссикуме за счет Совета по христианскому единству и посещал русский Успенский монастырь.

В начале 90-х годов прошлого века “Русскикум” пережил очередной переворот в своей судьбе. Он окончательно перестал быть семинарией для католических кандидатов во священство. Коллегиум стал, скорее, домом, где живут студенты из стран бывшего СССР и “Восточного блока”, в том числе и православные. Появились здесь и священники латинского обряда, студенты римских учебных заведений, которые окончили духовные семинарии в России или в других странах.

С 2001 года коллегию возглавляет Лойзе Цвикль.

В последнее время в «Руссикуме» студенты делятся на три группы: латиняне, греко-католики и православные. Для каждой из них в коллегии есть собственная часовня, в которой они собираются на совместную молитву.

Домовая церковь прп. Сергия Радонежского в «Руссикуме» 

Часовня коллегии "Руссикум"

"Руссикум" сегодня

трапеза

Здесь студенты Руссикума занимаются спортом

В «Руссикуме» в настоящее время проживает большинство православных студентов, обучающихся в римских учебных заведениях. При колледже действует домовая церковь-часовня неизвестной конфессии, освященная в честь преподобного Сергия Радонежского, в которой студент Папского Восточного Института, иеромонах Афанасий (Потапов), клирик Самарской епархии (!), исполняющий обязанности клирика ставропигиального храма святой великомученицы Екатерины в Риме, регулярно совершает богослужения.

на фоне здания "Руссикума" о. Игорь Выжанов, о. Антоний (Севрюк), иеромонах Афанасий (Потапов)

13 октября 2011 года в униатском колледже «Руссикум» состоялся прием по случаю начала учебного года. Мероприятие посетили клирики Екатерининского прихода Московской Патриархии в Риме о. Антоний (Севрюк) и о. Игорь Выжанов. После праздничного обеда они имели встречу с ректором Руссикума и гостями праздника, а также студентами, направленными на учебу в католические учебные заведения из различных епархий Русской Православной Церкви. «После праздничного обеда, – сказано на сайте храма св. вмц. Екатерины в Риме, – клирики Екатерининского прихода имели встречу с ректором «Руссикума» и гостями праздника, а также студентами, направленными на учебу в Рим из различных епархий Русской Православной Церкви».

Рождественский праздник в Руссикуме. 2012 г. Слева направо: иером. Авель (Усачев)о. Антоний (Севрюк), о.Вячеслав Бачин

21 января 2012 года настоятель храма св. вмц. Екатерины в Риме о. Антоний (Севрюк) присутствовал на концерте «Рождественская елка» в униатском колледже «Руссикум». По традиции, концерт ежегодно готовится силами проживающих в “Руссикуме” студентов, среди которых немало направленных на учебу в Рим из православных учебных заведений Московского Патриархата, и бывает приурочен к празднованию Рождества Христова. Перед началом мероприятия ректор колледжа униатский “священник” Лионгинас Вирбалас в своем вступительном слове приветствовал о. Антония (Севрюка) и настоятеля Свято-Николаевского прихода г. Рима о. Вячеслава Бачина, а также других гостей праздника – представителей дипломатического корпуса, ректоров католических ВУЗов Рима. Затем перед гостями выступили студенческий хор колледжа «Руссикум» и хор «Русская душа». Среди участников этих коллективов – православные студенты, несущие клиросное послушание в Свято-Екатерининском храме. Хор Свято-Николаевского прихода г. Рима исполнил несколько духовных произведений и народных песен. По окончании концерта для всех его участников и гостей был дан праздничный прием.

20 марта 2012 года. Защита диссертации в Руссикуме, подготовленной под руководством проф. Симона аспирантом из РПЦ игум. Алексием (Никоноровым). Фото иером. Авеля (Усачева)

На католическое Рождество 25 декабря 2012 года корреспондент православной интернет-газеты “Татьянин день” Александра Никифорова (председатель редсовета – о. Максим Козлов, гл. редактор – Пелагея Тюренкова) побывала на поздней литургии в «Руссикуме». Это событие "православный" корреспондент описывает следующим образом "...Каждый вечер предпразднства, вместе с бабушками и монахинями, я приходила в Santa Maria Maggiore. Там в рождественскую ночь я видела чудо: ровно в двенадцать всю вечно сумеречную (из-за ее колоссальных размеров и сравнительно небольших окошек) базилику и  древние, V века, мозаики озарили сотни светильников: наступило Царствие небесное.На поздней литургии в Руссикуме архимандрит Роберт (Тафт), великий профессор-литургист Папского Восточного института, прощался с храмом, где прослужил почти 50 лет. Он говорил, что Рождество – это праздник не только и не столько иcторический, сколько мистический. Это начало Преображения нашей души! И если мы настоящие христиане, то Христос рождается в нашем сердце не раз в году, но ежедневно!"

17 января 2015 года по приглашению ректора униатского колледжа «Руссикум» Анто Лозука настоятель Екатерининского храма архимандрит Антоний (Севрюк) посетил праздничный святочный концерт, ежегодно проводимый в стенах колледжа. Униатский праздник также посетили клирики ставропигиальных приходов Рима иеромонахи Афанасий (Потапов) и Авель (Усачев), ректор «папского Восточного института» иезуит Джеймс МакКенн и другие.


[1]Gstrein H. 75 Jahre Russucum – Was nun?//G2W,№ 12,2004.- S.18.

[2] Simon I, 37

[3] Зеленую мантию носит в Русской церкви только Патриарх. В феврале 2004 г. автор очерка пытался выяснить какого цвета в действительности была эта мантия, но сведение о ней у префекта храма Сан-Антонио не оказалось.

[4] КП, 311

[5] I съезд по этой хронологии состоялся в 1950 г.

[6] ЭЦМ, Доклады II съезда в Русском Апостольстве подвизающихся духовенства, монахинь и мирян. – Рока-ди-Папа 5-8 октября 1970 г.- С. 10.

[7] Там же .- С. 18-23.

Категория: КАТОЛИЦИЗМ | Просмотров: 1025 | Добавил: finik1976 | Теги: католики, Экуменизм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
©ПОПУЛЯРНОЕ
©ПОПУЛЯРНОЕ
©ПОПУЛЯРНОЕ
©ПОПУЛЯРНОЕ
©ПОПУЛЯРНОЕ
©ПОПУЛЯРНОЕ
©ПОПУЛЯРНОЕ
©ПОПУЛЯРНОЕ
©ПОПУЛЯРНОЕ
©ПОПУЛЯРНОЕ
00:03:29

2015 год Гости ...

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:00:30

Встреча экстрас...

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:05:06

Отец Сергий

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:15:17

14082014 4motov...

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
00:04:01

Певец благоухан...

  • Просмотры:
  • Всего комментариев: 0
  • Рейтинг: 0.0
Календарь
«  Март 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
antimodernizm