Имейте веру Божию
Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17:21)
Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом (Рим. 14:22).
Имейте веру,- гласит заповедь Христова (Мк. 11:23). И имейте веру в себе,- говорит Апостол.
Не сказано ли этим всё о сути Православия: и о спасительности веры, и о ее силе, что может и горы переставлять?! Сказано здесь и о том, что вера спасает нас внутренне, невидимо и сверхъестественно.
Но остается еще один вопрос, на который наряду с другими богословами-модернистами отвечает о. Александр Шмеман. О. А. Шмеман говорит о том же самом, о чем учит Спаситель и Его апостол. Он говорит о спасающей вере, внедренной в душу человека действием Божией благодати, но говорит о ней совсем не то и не так. В одной из бесед на радио “Свобода” он говорил, что вера – особое чувство в душе человека. О. А. Шмеман именует это ощущение совершенно уникальным, отделенным от прочих человеческих чувств.
О.А. Шмеман говорит весьма удивительные вещи, которые не могут быть постигнуты умом и должны приниматься в свою очередь на веру, как новый догмат. Существуй такое “чувство веры” на деле, его бы следовало назвать даже не благодатным, не освящающим и спасающим, а собственно Божественным – непосредственным воплощением Бога в верующем человеке. Одним своим словом – “чувство” – богослов-модернист преступает непереходимую грань между Богом и человеком, и он стремится именно к такому преступлению. Если вера, как исповедует Христианство, есть сверхъестественный дар, то объявлять его нашим по естеству – значит отнимать его от Бога и переводить в плоскость обыденной земной жизни.
Чувства – в полном смысле наши, потому что вытекают из нашей природы. Мы смертны и облечены телом, и поэтому чувствуем усталость, голод, страх. Вера же принадлежит нам лишь по дару, нами невиданному и непредвиденному. Как говорит св. Исаак Сирин: На всякое дело довлеет для меня Того, Кому единожды предал я душу свою. Меня нет здесь; Он это знает.
Модернизм явно и неявно отрицает такую возможность чудесного действия Божией благодати и такого полного предания себя на волю Божию. Модернист согласен признать чудо веры – лишь отдельной способностью человека, частью его внутренней жизни – да, разумеется, очень удивительной частью, не существующей иначе как в мечтах гордых людей! В крайнем же случае, давая на словах место действию Божию, чудо могут определять как то, когда Бог Свою энергию соединяет с человеческой энергией.
О. А. Шмеман делал вид, что не понимает различия между верой, как даром, нами незаслуженным, и верой, как частью нашего внутреннего пейзажа. Хотя, почему мы упрекаем о. А. Шмемана в нечестности? Модернизм, как разновидность неверия, искренне – если можно так выразиться – не видит сверхъестественной стороны нашего спасения. Для него непостижимо, что вера не опирается ни на наш опыт, ни на нашу природу и что Бог может из камней воздвигнуть детей Аврааму. Модернизм искренне не видит, потому что не верит.
Благодать совершенно неуловима, как учат Святые отцы, и ее невозможно удержать, почему, наказывая, Бог отнимает веру, как это случилось с Россией и русской эмиграцией в XX веке.
И так оказывается, что есть два учения о спасении:
- о спасении, дарованном нам Крестной смертью Спасителя, и усваиваемом нами через участие в Таинствах, о спасении верой пред Богом;
- и о спасении своими силами, из себя, с помощью “чудесных” свойств человеческой природы.
Да, это второе тоже можно назвать своего рода “спасением”: спасением от власти Истины, и своего рода “избавлением”: избавлением от благого и легкого ига Христова.
Р.А. Вершилло |