Епископ Тихон договорился о богослужениях в католических храмах
Управляющий Северо-Восточным викариатством города Москвы епископ Подольский Тихон, назначенный решением Священного Синода от 22 октября 2015 года (журнал № 62) управляющим Венско-Австрийской и Венгерской епархиями, с 5 по 10 ноября 2015 года совершил первый архипастырский визит в указанные епархии.
Среди прочих жестов и встреч с официальными лицами в заключение своего визита епископ Тихон посетил примаса Венгрии, архиепископа Эстергомского и Будапештского кардинала Петера Эрдё. Стороны обсудили различные вопросы современной жизни, в том числе тему биоэтики, проблему защиты семьи и материнства, а также согласовали возможности совершения православных богослужений в католических храмах там, где нет православных храмов. По окончании беседы епископ Тихон подарил кардиналу Петеру Эрдё Донскую икону Божией Матери и оставил запись в книге почетных гостей.
Повсеместное проведение православных богослужений в католических храмах заграницей идет в разрез с правилами Святых отцов, в частности с "Правилами поведения во время господства ереси, извлеченные из творений преподобного игумена и великого исповедника Феодора Студита":
1. “Если в церкви было совершено богослужение нечестивыми, если однажды, то православные могут входить, совершая в нем только молитвы, но не таинства, а если многократно, то пусть далеко уходят от нее” (Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита. Том. 2, часть 2, письмо 49. К отцам гонимым, стр. 406 СПб. 1908).
2. “Можно ли входить в их часовню для молитвы, и можно ли совершать в ней святое приношение с собственною трапезою? – Нельзя ни того, ни другого” (Там же).
3. “Если случится церковь, в которой служащий поминает еретика, а православный имеет жертвенник на плащанице или на досках, то можно ли полагать его в той же церкви, в отсутствие поминающего и служить на нем православному? – Не следует, но лучше по необходимости служить в обыкновенном доме, избрав какое-либо чистейшее место” (Там же, часть 1, письмо 40. К Навкратию сыну, стр. 278).
4. “Вопрос о церквах, оскверненных священниками, вступившими в общение с ересью, и занимаемых ими: можно ли входить в них для молитвы и псалмопения? – Отнюдь не должно входить в такие церкви для указанных целей; ибо написано: “се оставляется вам дом ваш пуст” (Матф. 22, 38). Подлинно, как скоро введена ересь, то отлетел Ангел-хранитель тех мест, по словам Василия Великого (письмо 230), и такой храм стал обыкновенным домом. И “не вниду, – говорит псалмопевец, – в церковь лукавнующих” (Пс. 25, 5). И апостол говорит: “кое сложение церкви Божией со идолы”? (2 Кор. 6, 16).
5. “Вопрос о церквах, оскверненных теми же священиками, но не занимаемых ими: можно ли петь и молиться в них? – Можно входить в такие церкви для пения и молитвы, если только они не будут более оскверняться еретиками, но будут занимаемы православными навсегда. Впрочем, в этом случае постановлено, чтобы совершалось открытие церкви не совратившимся епископом или священником, с произнесением молитвы. Если это будет сделано, то и совершать литургию там не запрещается...” (Там же, часть 3, письмо 214. К Мефодию монаху, стр. 622-626).
Итак, общий вывод ясен: в храмы, занимаемые еретиками ныне или в прошлом, для молитвы или боголужения входить нельзя. Только после православного освящения несовратившимся епископом или священником храм становится православным, а до того бывший храм – обыкновенный дом. |