МОДЕРНИСТСКОЕ "КОТОСЛОВИЕ" И КОЩУНСТВЕННОЕ "КОТОСЛАВИЕ"
2 декабря 2015 года мы уже рассказывали о новом арт-проекте ПРАВМИРА– настенном календаре на 2016 год под кощунственным названием «Поп + кот», для которого согласились бесстыдно позировать 12 священников (шутов) - модернистов и их 13 пушистых питомцев. Куратором проекта стал Сергей Чапнин, снятый 17 декабря т.г. с должностей заместителя главного редактора и ответственного редактора официальных церковных изданий «Журнала Московской Патриархии» и газеты «Церковный вестник».
Так вот у данной истории оказывается имелось "интересное" продолжение. По сообщению униатского агентства "Благовест-Инфо" 23 декабря т.г. в католическом культурном центре «Покровские ворота» прошла презентация данного чуда модернистской мысли. Выступления участников презентации просто поражают разнообразием всевозможных историй по кошачьей тематике.
Авторы проекта из содружества христианских художников «Артос» поведали, что "календарь был выпущен в поддержку современной христианской культуры (!) и несмотря на первоначальную сложность исполнения замысла, практически весь тираж – 1 тыс. экземпляров - распродан, календарь пользуется спросом и сам проект вызвал большой интерес".
Презентация проходила в неформальной атмосфере – в виде рассказов историй о животных, воспоминаний, рассуждений, чтения стихов - «котословия и котославия», как кощунственно высказался, открывая встречу, опальный куратор проекта Сергей Чапнин. «Нам просто хотелось собраться и непринужденно, радостно поговорить о том, что важно быть человеком», - сказал С. Чапнин. Он отметил, что среди нынешних трудностей жизни - формализма, агрессии - вдруг возникает такой необычный момент: человек в рясе рядом с котом. «И кот каким-то чудесным образом оттеняет человеческие качества священника. Нам показалось это настолько важным, что родился целый проект – показать священников как людей со своими котами», - рассказал С.Чапнин.
Фотограф Анна Гальперина рассказала о всех трудностях проведения фотосессий и откровенно призналась, что познакомилась с кошками (знакомство с владельцами видимо не входило в её планы): "Так, о. Александр Стрижак «не мог договориться с кошкой Лямуркой»; о. Олег Батов прикармливал кота креветками (хорошо, что не черной икрой - ред.); кот о. Евгения Неводина Ирс (мейн-кун) «страшно волновался, так как не привык к фотосъемкам». «Каждая поездка – это были подарки судьбы, улыбки, которых так мало при нынешнем ритме жизни, и календарь получился прежде всего подарком нам с Ксенией. Мы познакомились с кошками. При серьезности, которая нас окружает, мы получили возможность улыбнуться тому, что не подвластно политике и времени», - отметила Анна Гальперина.
Протоиерей Петр Дынников - ярый защитник животных, тот кто позировал аж с двумя котами, рассказал о спонтанно возникшем, а потом обустроенном вместе с прихожанами сельского храма приюте для бездомных животных. Приют пока не имеет официального статуса. Сначала сделали окошки в котельных, потом пристроили помещения для животных, использовав бывший контейнер, который не смогли вывезти. Почти все обитатели приюта – жертвы бездушного отношения к ним людей. «У нас есть коты и собаки, лишенные лап, глаз, с увечьями, многие панически боятся появления человека. Таких мы особенно опекаем, особенно любим», - рассказал о. Петр. Многие из этих животных теперь, по прошествии времени, уже по-другому ощущают себя, «откликаются на нашу любовь, и это - основное чувство, которое должно двигать нами». Среди помогающих приюту – добровольцы, верующие и неверующие. Священник указал на «окружающий негатив»: существуют храмы, где плохо относятся к кошкам, их даже замуровывают. (куда? прям в стену храма или под престол? - ред.) Он вспомнил историю, как женщина, боясь осквернения храма, прищемила дверью собаке лапу. Кроме того, вокруг ведутся «досужие разговоры»: «Нам людьми некогда заниматься, не то что кошками». Рассуждающие так, убежден о. Петр, людям тоже помогать не будут. «Отношение к животному миру должно меняться», - подчеркнул он.
«Отношение к животным – наша лакмусовая бумажка», - считает меневец протоиерей Виктор Григоренко, сфотографировавшийся со своей кошкой Мотей. «Мы являемся свидетелями ожесточения в мире, и появление такого календаря – свидетельство обратного», - отметил он. Кошка появилась в его доме благодаря филологу Марине Андреевне Журинской: «Ее стараниями наш общий друг привез кошку Мотю, с подмороженным ухом, и вот уже 15 лет она у нас живет». Он коснулся и другой темы – как животные уходят: «Любая кошка – это еще воспоминание. С ними уходит часть нашей жизни».
Священник и иудео-христианин Сергей Круглов (фото с котом Шуриком) рассказал не столько об отношении людей к котам, сколько об отношении котов к людям. Он напомнил о том, как любит нас Господь: такими, какие мы есть, просто так, Он всегда с нами в «реальном плане бытия», хотя в это иногда трудно поверить. «И в этом реальном плане бытия с нами всегда домашние животные. В этом они одинаковы. Они любят нас такими, какие мы есть», - сказал о. Сергий, отметив, что этим качествам можно у них поучиться.
Протоиерей Александр Стрижак, хозяин кошки Лямурки, предостерег от подбрасывания котят к храмам: «Если подбрасываете к храму, обрекаете его на смерть. Пока котенка заметят, его могут задрать собаки». Что касается Лямурки, о. Александр рассказал о ее уникальных "человеческих" качествах - например, способности «улаживать конфликты в доме».
Участники встречи вспомнили слова недавно почившей католической "монахини в миру" Н.Л. Трауберг о том, что «о котах можно говорить музыкой или стихами». О. Сергий Круглов прочитал стихи, а католичка Светлана Панич представила произведение в комедийном жанре - «псевдонаучное исследование» под названием «Коты в русской поэзии XIX-XX веков». Прозвучали также стихи и прозаические фрагменты из книги про котов члена Кочетковской секты Ольги Седаковой.
Ксения Лученко поблагодарила каждого из «двенадцати смелых священников», согласившихся сфотографироваться для проекта. Хотя поначалу не было уверенности, что такое количество участников удастся найти, «теперь из желающих стоит очередь».
По словам С. Чапнина, замысел фотопроектов получит развитие, но будут ли в нем в дальнейшем участвовать животные – пока неизвестно. |