Мигель Паласио подвел итоги "образовательной поездки католических братьев"
Мигель Паласио
С 26 августа по 4 сентября 2016 года в России, на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия (ОЦАД) прошел второй Летний институт для представителей Римско-Католической Церкви. О некоторых подробностях этого образовательного проекта униатскому агентству «Благовест-инфо» рассказал куратор института, руководитель Учебно-методического управления, заместитель заведующего кафедрой внешних церковных связей ОЦАД Мигель Паласио.
Недавно завершил свою работу второй Летний институт для представителей Римско-Католической Церкви. Не могли бы Вы напомнить нашим читателям, как возник этот проект, и рассказать о его целях?
Полтора года назад священноначалие Римско-Католической Церкви выразило пожелание направить своих священнослужителей в Россию на краткосрочный курс русского языка. Такое намерение объяснялось живым интересом к русской культуре в среде католического духовенства. Эту идею поддержал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Ответственность за организацию проекта была возложена на Общецерковную аспирантуру и докторантуру имени святых Кирилла и Мефодия, возглавляемую председателем ОВЦС митрополитом Волоколамским Иларионом. Текущая работа выполнялась Международным отделом ОЦАД. Программа Летнего института составлялась таким образом, чтобы освоение русского языка гармонично дополнялось изучением православной традиции, знакомством с повседневной жизнью высших учебных заведений, приходов и монастырей нашей Церкви, с культурными и историческими достопримечательностями России. Так постепенно Летний институт превратился в широкоформатный проект, ориентированный не только на укрепление академических связей двух самых крупных христианских Церквей мира, но и на более тесное взаимное знакомство, что называется, на человеческом уровне.
С 30 августа по 13 сентября 2015 года состоялся первый в истории отношений между Московским Патриархатом и Святым Престолом Летний институт для представителей Римско-Католической Церкви. Делегацию возглавил священник Иакинф Дестивель – сотрудник Папского совета по содействию христианскому единству, ответственный за контакты с Русской Православной Церковью, большой друг нашей Церкви, специалист по русской церковной истории, который до перехода на работу в Римскую курию в течение трех лет был настоятелем католического прихода Святой Екатерины в Санкт-Петербурге.
В первом Летнем институте приняли участие священнослужители и миряне из Италии, Франции, Испании и Румынии, обучающиеся в Папских университетах Рима; один из участников был сотрудником Римской курии. Наши гости каждое утро по нескольку часов занимались русским языком, затем слушали лекции, совершали экскурсии и паломничества, в частности, в Троице-Сергиеву лавру, Покровский женский монастырь, Новоспасский мужской монастырь. Помимо Москвы и ее окрестностей, учащиеся посетили Нижний Новгород и Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, где были тепло приняты митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием. В завершающий день пребывания в России они молились за Божественной литургией в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, которую отслужил митрополит Иларион, и получили из рук владыки удостоверения о прохождении программы Летнего института.
Мы знаем, что учеба представителей инославных Церквей в духовных школах Русской Православной Церкви имеет давние традиции. Не могли бы Вы напомнить, с чего все началось? В чем отличие летних институтов от других форм обучения?
Традицию обучения представителей других христианских Церквей в России заложил митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) – один из самых выдающихся иерархов Русской Церкви XX века, много сделавший для развития внешних связей Московского Патриархата, в частности, диалога с Католической Церковью. В 1965 году он открыл в Ленинградской духовной академии и семинарии факультет африканской христианской молодежи, преобразованный впоследствии в факультет иностранных студентов. Во многом благодаря присутствию воспитанников из зарубежных стран Ленинградские духовные школы не были закрыты советской властью. Как мы помним, митрополит Никодим часто использовал свой личный международный авторитет для отстаивания внутренних интересов Русской Церкви. Здесь уместно упомянуть, что слушатели Летнего института 2016 года посетили могилу владыки Никодима на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры и вознесли молитву об упокоении его души.
В настоящее время в учебных заведениях Русской Церкви получают образование несколько инославных студентов – из Коптской и Армянской Апостольской Церквей.
Я бы не стал давать унифицированного определения летних институтов. В нашем случае Летний институт предполагает максимальную погруженность в атмосферу церковной жизни России. Мы не ставили целью загрузить наших учащихся лекциями и семинарами. Нашей первостепенной задачей было организовать интересное и информативное живое общение.
Какие учебные программы, со своей стороны, предлагает православным студентам Католическая Церковь?
На данный момент семеро представителей Русской Православной Церкви обучаются в Папских университетах Рима: Папском восточном институте, Папском патристическом институте «Августинианум», Григорианском университете, Папском университете святого Фомы Аквинского («Ангеликум»). Сферы исследований наших студентов многообразны: библеистика, патристика, нравственное богословие, церковная история. Можно также отметить образовательное сотрудничество с Католической Церковью в разных странах. Например, при поддержке католического архиепископа Дублина русские священники и сотрудники синодальных учреждений изучают английский язык в Ирландии.
Сколько слушателей приняло участие в этом проекте? Кто они: священники или миряне? Какие страны представляют?
К нам приехали десять священнослужителей: священники Гуидо Беннати, Джузеппе Кастелли, Мартино Мартола, диаконы Самуэле Биниотти и Бартоло Салталамакия из Италии, священники Исмаэль Рохо Перес и Антонио Наварро Кармона из Испании, священник Луциан Антони Бартовяк из Польши, священник Роберто Гаучи с Мальты и диакон Михаэль Доминик Опара из Германии. Все они обучаются в вузах Рима; трое – отец Джузеппе, отец Мартино и отец Исмаэль – прошли курс Летнего института 2015 года. Кстати, отец Исмаэль с первого сентября этого года получил назначение в Государственном секретариате Ватикана и потому вернулся в Рим раньше. Куратором группы вновь выступил отец Иакинф Дестивель.
Кто помог в реализации проекта?
Финансовую поддержку в организации Летнего института оказали фонд «Русский мир» и католический фонд «Urbi et Orbi». Мы искренне признательны руководству этих организаций, Вячеславу Алексеевичу Никонову, Владимиру Вячеславовичу Кочину («Русский мир») и Роберту Мойнихану («Urbi et Orbi») за помощь.
Учащиеся Летнего института в Троице-Сергиевой лавре
Как была построена программа Института? Имели ли гости возможность познакомиться с жизнью Русской Православной Церкви? На каком языке велось преподавание?
Мы построили программу по образцу прошлогоднего Летнего института, однако в этот раз еще больший акцент сделали на общении со священнослужителями, прихожанами, а также с преподавателями и учащимися высших учебных заведений Русской Церкви в Москве и Санкт-Петербурге. Так, слушатели Института побеседовали с ответственными за социальное служение московского прихода святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине, с руководством Московской духовной академии, с преподавательско-студенческой корпорацией Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, с членами молодежного клуба «Встреча» при питерском Успенском храме на Малой Охте.
С учащимися встретились митрополит Волоколамский Иларион и Владимир Романович Легойда. Как и в прошлом году, слушателей Летнего института радушно приняли наместник Новоспасского мужского монастыря епископ Воскресенский Савва, настоятель храма святителя Мартина Исповедника, Папы Римского, в Алексеевской Новой Слободе протоиерей Александр Абрамов, настоятель Сергиевского храма в Семхозе протоиерей Виктор Григоренко.
Что касается языка общения, то в ходе встреч и экскурсий делался перевод на итальянский и английский – два языка, понятные всем учащимся. Но нередко перевод не требовался; так, митрополит Иларион и В.Р. Легойда говорили с гостями по-английски, отец Александр Абрамов и проректор по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Владимир Хулап – по-итальянски.
Какое в целом отношение представителей Католической Церкви к православию?
Я бы охарактеризовал его как уважительное и заинтересованное. У слушателей Летнего института был разный уровень знаний о православном вероучении и Русской Православной Церкви, одни могли изъясняться по-русски, были хорошо подкованы, к примеру, в русской иконописи, другие имели поверхностное представление о русской православной культуре. Но все без исключения хотели пополнить свой багаж информации о Русской Церкви и с благоговением посещали храмы и монастыри. Наши гости присутствовали на богослужениях в Скорбященском храме на Большой Ордынке, в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором Черниговского Патриаршего подворья, Феодоровском соборе в Петербурге, прикладывались к мощам преподобного Сергия Радонежского, святого благоверного князя Александра Невского (!!!) и к другим чтимым святыням.
Продолжится ли эта программа в будущем?
С обеих сторон (Московского Патриархата и Святого Престола) есть заинтересованность в продолжении практики проведения Летнего института для представителей Римско-Католической Церкви. С Божией помощью в следующем году мы вновь организуем образовательную поездку для наших католических братьев. |