ОСВЯЩЕНИЕ КУРОРТНОГО СЕЗОНА В КРЫМУ
В КРЫМУ ПРОЙДУТ МОЛЕБНЫ О СПАСЕНИИ, СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ КУРОРТОВ И БЛАГОПОЛУЧНОМ ПРОВЕДЕНИИ КУРОРТНОГО СЕЗОНА
Сразу хочется оговориться, статья является полемической и не претендует на истину в последней инстанции в части, касающейся освящения морских вод. Поэтому просьба "не забрасывать шапками", а прокомментировать на основе Церковного предания и творений Святых отцов.
Сайт Симферопольской и Крымской епархии РПЦ МП сообщает предпраздничную новость: По просьбе общественных организаций сферы курортов и туризма 19 января, в праздник Крещения Господня Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь благословил проведение молебнов о сохранении и развитии крымских курортов и благополучном проведении курортного сезона во всех храмах Симферопольской и Крымской епархии.
В следующих храмах по окончании богослужения состоятся крестные ходы и освящение предстоящего сезона купанием в море:
в г. Ялта - собор св. Александра Невского
г. Алушта - Церковь Всех Крымских святых и Феодора Стратилата
г. Евпатория - Собор св. Николая Чудотворца
г. Севастополь - Собор св. Владимира (Херсонес).
По окончании богослужения состоятся крестные ходы и освящение предстоящего сезона купанием в море.
Последняя фраза вызывает особенное недоумение: "Освящение сезона купанием". Каким образом вообще можно освятить курортный сезон, тем более купанием в море?! До такого маразма никто до сего времени не смог додуматься, кроме редакторов сайта Симферопольской и Крымской епархии. Неужели "просьба общественных организаций" возымела такое действие на священноначалие, что оно посчитало, что от купания в море происходит освящение времени года?!
Великое освящение морских вод
Ну да ладно, оставим эту нелепую погрешность на совести церковных писателей, пытавшихся всячески угодить указаниям вышестоящего руководства и "просьбам" "сильных мира сего". Допустим, что речь идет не об освящении курортного сезона купанием, а об освящении морской воды чином Великого освящение. Данная порочная практика появилась не так давно. Так например, впервые освящение вод Охотского моря было проведено в 2001 году. По сообщению Севастопольского благочиния в Севастополе каждый год совершается крестный ход на Иордан к морю у берегов Херсонеса. Троекратным погружением креста в морскую воду при общей молитве всех христиан освящаются воды Черного моря. Чин великого водоосвящения совершил благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта. На обратном пути следования крестного хода, от берега моря к Свято-Владимирскому собору в Херсонесе, отец Сергий окроплял верующих святой крещенской водой и т.д.
Окропление морской водой и "освящение" этой морской водой пресной воды в бутылках
На сайте "Вера православная" мы встречаем такое определение Святой воды: Святая вода - это обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), которая чудесно приобретает особые благодатные, освящающие и исцеляющие свойства после совершения над ней особого богослужения - водоосвящения.
Приведем некоторые моменты из Требника, касательно чинопоследования Великого освящения воды:
Как видим, в чинопоследовании довольно часто встречается понятие "причащение", т.е. употребление освященной Воды внутрь. В случае с морской водой, как известно, данное действие осуществить не представляется возможным, что соответственно ведет к необходимости изменения самого чина Водосвятия, в частности прошений на ектеньях и самих священнических молитв.
Вода освященная в навечерие праздника и в самый праздник Богоявления, называется великой агиасмой, т. е. великой святыней, потому что чрез наитие Духа Божия она восприяла в себе великую, Божественную и чудодейственную силу. Поэтому эта вода имеет важное и обширное употребление у христиан. Ею окропляются дома верующих в навечерие и праздник Богоявления; верующие могут употреблять ее во всякое время с великим благоговением, вкушают до принятия пищи, заботливо хранят ее в течение года, кропятся и знаменуются ею во здравие души и тела. Ее употребляет Церковь при освящении мира, при освящении антиминсов и при освящении артоса в день Пасхи. Эту же богоявленскую воду добавляют в тесто при выпечки богослужебных просфор, вместе с антидором (т. е. с остатком просфоры, из которой изъята часть для Святого Агнца), Церковь определила давать её вместо причащения Святых Таин Тела и Крови Христовой тем, которые отлучены от причащения Святых Таин или не подготовили себя к принятию их. Наконец, Церковь употребляет ее при освящении разных веществ, чем-либо оскверненных.
Естественно, что морская вода не может применяться для этих целей.
Из житий святых, в частности, святителя Афанасия Александрийского, нам известно о возможности крещения в морских водах, но нигде мы не встречаем чинопоследований освящения морских вод чином Великого Освящения.
Церковное предание также не сохранило чинопоследования МОЛЕБНА О СПАСЕНИИ, СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ КУРОРТОВ И БЛАГОПОЛУЧНОМ ПРОВЕДЕНИИ КУРОРТНОГО СЕЗОНА.
P.S. Епархиальный сайт также сообщает: "Для получения более детальной информации по организации вышеназванных мероприятий можно обращаться к Председателю правления объединения граждан по защите прав потребителей ОО «Курортный Крым» Александру Борисовичу Бурдонову". |