ВОСЬМОЙ ЛЖЕСОБОР ПРОТИВ ПЕТРОВА ПОСТА
27 января 2016 года в ЖЕНЕВЕ ЗАВЕРШИЛОСЬ СОБРАНИЕ ПРЕДСТОЯТЕЛЕЙ ПОМЕСТНЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ, на котором они подтвердили свое решение созвать Святой и Великий Собор Православной Церкви. На страницах православных интернет-изданий, как и обещал Святейший Патриарх Кирилл, согласованные для вынесения на Собор документы уже опубликованы и каждый желающий может с ними ознакомиться.
Приведем небольшой отрывок из одного такого документа под названием "ВАЖНОСТЬ ПОСТА И ЕГО СОБЛЮДЕНИЕ СЕГОДНЯ":
…Оставляется на рассуждение Поместных Православных Церквей определять меру человеколюбивой икономии и снисхождения для испытывающих затруднения в соблюдении действующих постановлений о посте, по индивидуальным ли причинам (болезнь, служба в армии, условия труда и т.п.), или более общим (климатические условия, а также социально-экономические особенности некоторых стран, как, например отсутствие постных продуктов), смягчая в этих особых случаях «тяготу» священных постов в рамках вышесказанного, ни в коей мере не умаляя священного установления поста. Это милосердное снисхождение должно быть оказываемо Церковью со всякой осмотрительностью и, несомненно, с большей снисходительностью в отношении тех постов, по которым не всегда и не во всех случаях в церковной традиции и практике существует единообразие.
Обратим внимание на слова, выделенные "жирным шрифтом". В каких же случаях может отсутствовать это "единообразие" в церковной традиции и практике соблюдения постов? Судя по разделению данных понятий, авторы документа видимо считают, что современная практика может идти в разрез с многовековой церковной традицией. А не содержит ли в себе данная формулировка узаконивание греха сокращения или вовсе отмены практикующими сторонниками новоюлианского календаря Петрова (Апостольского) поста? По новоюлианскому календарю уже сейчас этот пост стал на 13 дней короче, чем по старому стилю. Известно, что когда Пасха приходится на 20 апреля (по ст.ст) и позже: Петров пост у новостильников совсем исчезает. В нынешнем году, например продолжительность Петрова поста у новостильников составит всего 2 дня. Т.е. авторы документа, предлагая "с большей снисходительностью" проявлять "милосердное снисхождение" к нарушителям постов, оправдывают самих себя в попрании Церковных установлений относительно соблюдения Петрова (Апостольского) поста.
Сторонники новоюлианского исчисления любят апеллировать к тому, что Петров пост – «поздний», Церковь его установила позже всех других постов и притом только для тех, кто по какой-то причине не соблюдал Пост Великий. И это-де делает его необязательным. Между тем византийский канонист Антиохийский Патриарх Феодор Вальсамон заповедовал отлучать от Церкви не соблюдающих Апостольский пост: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, т. е. мирские и монахи, обязаны поститься, и непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».
А вотъ какъ говоритъ объ установленіи Апостольскаго поста блаж. Симеонъ Солунский: «Постъ Апостоловъ - въ честь ихъ установленъ, потому что чрезъ нихъ мы сподобились весьма многихъ благъ, и они явились для насъ дѣятелями и учителями Поста, послушанія даже до смерти и воздержанія. Это противъ воли свидѣтельствуютъ и латиняне, чествуя Апостоловъ постомъ во дни памяти ихъ; но мы, согласно съ Постановленіями Апостольскими, составленными Климентомъ, послѣ Сошествія Святаго Духа одну недѣлю торжествуемъ, а потомъ, съ слѣдующей за тѣмъ, постомъ чествуемъ предавшихъ намъ поститься апостоловъ» (Отвѣты на нѣкоторые вопросы).
|