Христианский церковно-общественный канал
Главным рупором католической пропаганды в России вплоть до закрытия в 2009 году являлся "Христианский церковно-общественный канал", размещавшийся на факультете журналистики МГУ ("Экуменический Центр апостола Павла"), финансировавшийся католическим фондом "Помощь церкви в беде". В результате щедрой помощи этого фонда "христианский радиоканал" имел возможность вещать семнадцать часов в сутки!
Как отмечалось в Обращении московского духовенства к Святейшему Патриарху Алексию II: "составители передач этого радиоканала постоянно заявляют, что радиопрограммы составляются православными и католиками с целью лучшего ознакомления с вероучением и жизнью обеих Церквей - "сестёр". однако в целом передачи "Христианского церковно-общественного канала" носят католический характер: сообщаются последние новости из Ватикана, рассказывается о католических праздниках и святых, делаются обзоры папских энциклик, многие события общественной и политической жизни комментируются с католической точки зрения".
Вокруг этого радиоканала и объединяется немногочисленная группа сторонников церковного "обновления" как они себя называют, хотя речь идёт не об обновлении, а, скорее, о сближении с современным католицизмом. "Православные" священнослужители (главным образом из храма свв. Космы и Дамиана в Столешниковом переулке) по этой католической радиостанции нередко говорят об "исторических предрассудках Православия", состоящих, по их мнению, в нежелании сближения с римо-католиками под главенством папы.
Канал был учрежден в 1995 году при Центре христианской печати и информации св. апостола Павла на факультете журналистики МГУ; президентом Центра являлся кандидат богословия, экуменист, сторонник софианской ереси, организатор модернистской пропаганды заштатный протоиерей Иоанн Свиридов (на фото), который открыто заявлял : "Наши сотрудники далеко не консервативны, а на радио мы говорим о демократических ценностях, имеем свои взгляды, не совпадающие с ортодоксальной Церковью, за что и подвергаемся критике с ее стороны. Если ты один носитель истины, то становишься внутренне замкнутым. Спонсоры в России требуют взамен пропагандирование их взглядов, и мы вынуждены перейти на обслуживание иной структуры, чтобы не расставаться со свободой слова".
В свою очередь, вещание стало возможным благодаря тому, что на факультете имелась учебная студия.
Основу Христианского церковно-общественного канала составили три блока: программы христианского радио "Благовест", православного радио "София" и студенческой студии "Пролог".
Радио "Благовест" было создано еще в 1988 году. Со времени своего создания оно работало под руководством проживающей в Париже католички г-жи Иловайской Альберти (+2000) (на фото). Почти всю свою жизнь Ирина Иловайская жила и работала за границей вместе с мужем, итальянским дипломатом Эдгардо Джорджи-Альберти. В России она впервые появилась в 1991 году, когда Америка, казалось, победоносно завершила свою невидимую войну против нашей страны. Тогда-то Ирина Иловайская и развернула активную деятельность на открывшемся политическом, интеллектуальном и информационном поле. В частности, основала Христианский церковно-общественный канал, ставший мощным средством католической пропаганды на территории России. Кстати, в свое время Ирина Иловайская была также одним из основателей радио "Свобода". Православная по рождению, вышедшая за католика и крестившая детей в латинской вере, Ирина Иловайская-Альберти считала своей главной задачей распространение католицизма и укрепление авторитета папы Римского. Так, в одной из своих последних статей о поездке Иоанна-Павла II на Святую Землю главный редактор "Русской мысли" на первой странице писала: "Необыкновенное значение этого паломничества для настоящего и будущего уже ясно многим… Мы сочли нужным дать как можно более полную картину этой недели, которая, несомненно, окажет глубокое влияние на пути человечества". Разумеется, ничего подобного не было сказано о встрече множества православных Патриархов на святой Земле в день Рождества 2000 года. Отпевали Ирину Иловайскую в римском соборе Св. Роберта Беллармина по католическому обряду, о чем 7 апреля НТВ показало специальный сюжет.
На радио "Благовест" сотрудничали православные и католики. В прежние годы программы "Благовеста" подготавливались на Западе — в Париже и Брюсселе — и выходили на коротких волнах. Теперь они записываются непосредственно в Москве.
Иловайская-Альберти у ног папы Иоанна Павла II
Литературовед Михаил Дунаев, работавший на радио «София» ещё до его слияния с «Благовестом» отмечал: "На первом канале государственного радиовещания появилась религиозная православная радиостанция, которая потом обособилась за счёт спонсора, то есть госпожи Иловайской. Мы вместе начинали работать с о. Иоанном Свиридовым — духовным наставником канала «София». При сменившемся руководстве я продолжал делать православные передачи по литературе. Но все более и более стала проявляться прокатолическая позиция радиостанции. Я придерживался строго православных воззрений на литературу, тогда как руководство канала требовало если не католического, то хотя бы экуменического взгляда на литературные произведения. В конце концов, меня уволили со словами: «Вы не вписываетесь в концепцию радиостанции». Работая там, я понял, что по отношению к Православию радиостанция занимает иногда явную, иногда скрытную, но… враждебную позицию"
Программы православного радио "София", первоначально работавшего при Отделе катехизации Московской Патриархии, выходили с 1993 г. на волнах "Радио-1". Главный редактор "Софии" — заштатный прот. Иоанн Свиридов (он же главный редактор всего канала).
Программы студии "Пролог", выпускавшиеся силами студентов церковного отделения факультета журналистики МГУ с 1994 г., прежде выходили на волнах "Радио-1". Главный редактор "Пролога"— преподаватель факультета журналистики МГУ Мария Лукина, церковным консультантом был почивший модернист, последаватель прот. А. Меня - свящ. Георгий Чистяков (+2007).
Со временем к этим блокам на канале добавилось католическое радио "Дар" при Апостольской Администратуре католиков латинского обряда европейской части России (гл. редактор — Петр Сахаров), а также программа радиостанции Би-Би-Си "Воскресение" (редакторами были — почивший известный православный священник Сергий Гаккель - экуменист и участник «православно»-иудейского диалога и Фаина Янова).
Помимо этого на канале есть программы, подготавливаемые отдельными христианскими учреждениями: "Мост к истине" — программа модернистского учебного заведения - Библейско-богословского института св. апостола Андрея, "Православная община" — программа одноименного журнала.
При всем том Христианский церковно-общественный канал является независимой радиостанцией. Как можно видеть, на канале оказались представлены как Православная, так и Римско-Католическая Церковь. Среди авторов канала есть также представители других конфессий и даже люди, просто симпатизирующие христианству, но не принадлежащие к какому-то конкретному вероисповеданию. Концепция канала с самого начала предусматривала сотрудничество представителей разных христианских конфессий (в первую очередь православных и католических) и получила благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Программы Христианского церковно-обществснного канала начали выходить в эфир с 1 июня 1995 года.
Однако, впоследствии Патриарх Московский и всея Руси Алексий II неоднократно на епархиальных собраниях духовенства подвергал резкой критике антицерковную деятельность радиоканала и считал невозможным участие в его работе православных. Так на состоявшемся 23 декабря 1998 года Епархиальном собрании города Москвы он отметил:
Поток постоянной клеветы на Священноначалие, рядовое духовенство и служащих Московской Патриархии обрушивается едва ли не в каждой передаче этого радиоканала. Воссоздание порушенных храмов и монастырей, реорганизация приходской жизни получают, как правило, лишь негативную оценку авторов этого канала. Подобная оценка дается и Нашим Указам и Распоряжениям. Священника, запрещенного Нами в священнослужении за присвоение церковной собственности и другие неблаговидные поступки, на данном канале пытаются выдать чуть ли не за мученика. Поток постоянной клеветы на Священноначалие, рядовое духовенство и служащих Московской Патриархии обрушивается едва ли не в каждой передаче этого радиоканала, равно как и в номерах парижской газеты с названием «Русская мысль». Явно прослеживается главная цель, которой является внедрение в сознание людей недоверия к церковной иерархии, отторжение от нее как можно больше людей, то есть разделение нашего верующего народа. Действуя по принципу «разделяй и властвуй», они пытаются прикрывать это призывами к обновлению Церкви, к очищению ее от недостатков и, как образец к подражанию, преподносится церковь на Западе, в основном, Римско-католическая Церковь
Бесцеремонная критика действий священноначалия являлась одной из важнейших составляющих работы канала. Так, игумен Иннокентий (Павлов) прокомментировал недавнее заявление Священного Синода следующим образом: "Идиоты из Синода озаботились штрих-кодом".
На канале постоянно звучат голоса журналистов, известных многим россиянам. Среди них и главный редактор "РМ" Ирина Иловайская, популярных журналистов и публицистов можно услышать в программе Би-Би-Си "Воскресение".
Среди православных клириков-обновленцев, в разное время работавших на канале, — в основном священники, которые служили в храмах Москвы, Подмосковья и близлежащих областей: заштатный протоиерей Иоанн Свиридов, священник-психолог Борис Ничипоров (+2003), заштатный игумен и одновременно клирик неканонической религиозной организации «Истинно-Православная Церковь» Иннокентий (Павлов), предатель православия, перешедший в католичество Игнатий (Крекшин), бывший игумен Бобренева монастыря (г.Коломна), ведущий экуменист митрополит Иларион (Алфеев), будучи еще иеромонахом, иереи-филокатолики Александр Борисов, Георгий Чистяков, Владимир Лапшин ("Размышления над поcланиями свв. апостолов" - полный цикл комментариев, "Дискуссии на тему" - пастырские беседы), Алексий Гостев, Павел Вишневский, сотрудник миссионерского отдела РПЦ МП протоиерей Сергий Попов ("Дискуссии на тему" - православная миссия в современном обществе.). Из католических священников на канале постоянно работал о. Евгений Гейнрихе, настоятель храма св. Екатерины в Петербурге.
Из мирских: католическая монахиня, литературовед и переводчик Наталья Трауберг (+2009) ("Окно в Европу" - беседы об английской литературе, истории западной культуры и многом другом, благодаря ее трудам русскому читателю стали доступны произведения К. Льюиса и недетективный пласт творчества Г. Честертона); автор ряда смелых культурологических концепций проф. Вадим Царев; заведующий кафедрой истории русского театра Российской Академии театрального искусства проф. Борис Любимов, специалист по творчеству Достоевского; социолог, преподаватель СФИ (секта о. Г. Кочеткова) Андрей Игнатьев, филолог-востоковед Петр Сахаров (в последнее время в его научной деятельности исследование архаического ритуала и древнеиндийских письменных памятников явно уступило место изучению и переводу христианских богослужебных текстов); лучший в России специалист по истории русского католичества Алексей Юдин ("Москва и Рим" - история отношений, судьбы русских католиков), публицист модернистского направления, последователь о. А. Меня Владимир Илюшенко, член попечительского совета СФИ (секта о. Г. Кочеткова) Ольга Седакова, Георгий Мосешвили, преподаватель СФИ (секта о. Г. Кочеткова) А. Десницкий и многие другие
Между прочим, заслуги перед светской наукой имеют и некоторое из работающих на канале священников: так, о. Георгий Чистяков — историк античности (он и сейчас является профессором РГГУ), о. Борис Ничипоров — психолог (им написана книга "Введение в христианскую психологию"), о. Александр Борисов — до рукоположения ученый-генетик, кандидат биологических наук. И конечно, есть серьезные специалисты по церковным дисциплинам: о. Иннокентий (Павлов) ведет исследования в области библейской текстологии и блестящий знаток русской церковной истории, о. Иоанн Свиридов — специалист по русской религиозной философии (в частности, творчеству П. Флоренского), о. Георгий Чистяков изучает некоторые проблемы библеистики.
На канале присутствуют следующие передачи: ежедневная программа о. Иоанна Свиридова «Размышления над Евангелием», различные темы, связанные с Библией, обсуждаются в программе игумена Иннокентия (Павлова) «Живое слово», рассмотрению псалмов посвящена программа Д. Осборна «Епифания».
Ежедневно на канале звучат молитвы — утром, в полдень и вечером. Каждое воскресенье передаются ocновные песнопения православной Литургии. Воскресному евангельскому чтению, звучащему в церкви на Литургии, как правило бывает посвящена беседа о. Владимира Лапшина в вокресном выпуске программы "Дискуссии на тему". Для католиков по воскресеньям "Дар" транслирует Литургию Слова с проповедью, посвящённой евангельскому чтению.
Календарь Православной Церкви освещается ежедневно в грамме "Церковный календарь», а Католической (на текущую неделю) — каждый понедельника программе "Восхождение к Восьмому дню".
Тематике вероучения, догматического богословия посвящена программа иеромонаха, Иллариона (Алфеева) "Таинство веры". Для тех, кто еще не знает о самих основах православной веры и церковной жизни Павел Вишневский ведет программу "Свеча". Последовательный катехизис Католической Церкви представлен на радио в программе о. Евгения Герихса "Основы веры".
Различные аспекты церкововных таинств и христианского культа в целом (с учетом различных литургических традиций Востока и Запада) освещаются в программ "Таинство, слово и образ". Православному церковному пению посвящена программа «На клиросе" (ее ведет регент церковного хора Владимир Koвальджи (на фото). (О живом современи музыкальном творчестве верующих — "Арфа царя Давида" - "К западу от Эдема" - лучшее в рок-музыке).
Немало программ по истории Церкви и христианской духовности: "Древние свидетели веры* — об Отцах Церкви и их творениях, "Острова веры" — о духовном наследии подвижником благочестия, "Пути духовного возрождения" — о столпах христианской духовности на Востоке и на Западе, "Удел Богородицы" — о Грузинской Церкви. "Москва и Рим" — об истории католичества в Росиии или в связи с Россией.
Слушатели канала имели возможность услышать записи проповедей, выступлений и бесед почивших модернистов и экуменистов последних десятилетий ("Наш архив", "Из наследия Александра Меня").
Однако далеко не все программы касались непосредственно библейской, вероучительной или церковной тематики. Многие авторы канала затрагивают христианские проблемы в контексте различных сфер культуры и жизни общества. Целый ряд программ касается художественной культуры: духовность в русской литературе освещается в программе "Новые языки", а также в программе «Литературный час». Западной литературе посвящена программа «Окно в Европу», музыке – «Песнь восхождения». "Действо и действие" — о театре, а о кино — программа "Христианство и кинематограф". Проблемам культуры и общества посвящены «Беседы о мифологии» и еженедельные программы Вадима Царева «Жар-Птица» и «Умострой».
Но и внутренняя жизнь человеческой личности не обойдена вниманием на Христианском церковно-общественном канале: проблемы психологии рассматривались в программе о. Бориса Ничипорова "Психологический практикум''.
Важное место на канале уделялось политике и актуальным проблемам общественной жизни. Ежедневно в эфир выходит программа Ирины Иловайской "События и проблемы современности с христианской точки зрения", в которой анализируются последние события и отклики на них в средствах массовой информации. Кроме того, каждый день на канале сообщаются новости церковной и религиозной жизни.
Христианский церковно-общественный канал не ограничивается только лишь проповедью христианских истин и передачей информации. Он предлагает немало дискуссионных программ. Многие авторы зачастую сочетают просветительскую направленность своих передач с полемикой по рассматриваемым проблемам. Наиболее яркими программами такого рода являются "События и проблемы", "Дискуссии на тему" (в ней православные священники затрагивают самые разные вопросы христианского вероучения, животрепещущие проблемы современности, различные аспекты культуры и общественной мысли), "Вертоград" (программа, в которой освещаются те или иные элементы сокровищницы веры, а также обсуждаются в контексте христианства некоторые стороны жизни общества и феномены художественной культуры — церковной и светской).
Католическое радио "Дар" старается знакомить слушателей с полемикой, которая ведется внутри Римско-Католической Церкви по различным актуальным проблемам (программа "Западный ветер" Марианны Ясемчик, представляющая обзор зарубежной католической периодики). Дискуссионно-информативной является выпускаемая радио "Дар" программа "Перекресток", в которой слушатели имеют возможность познакомиться (и, как правило, побеседовать) с интересными людьми (среди которых бывают не только католики).
2000 г. сообщалось, что Радио «София» на протяжении 4 лет незаконно работает в московском радиоэфире. В настоящее время указанная радиостанция имеет лицензию ФСТР России N 3603 от 17 марта 1999 года, выданную 000 «Си эР Тэ эН» (CRTN) с правом вещания в СВ-диапазоне на частоте 1116 кГц передатчиком мощностью 5 кВт на территорию г. Москвы и Московской области. Однако радиостанция не имеет своего радиовещательного оборудования и осуществляет радиовещание с технических позиций МРВС (Октябрьское поле, ул.Д.Бедного, 24) ежедневно в объеме 19 часов в сутки (с 06:00 до 01:00) на основании договора с руководством МРВС, но в нарушение положений программной концепции в части, касающейся иновещания.
С 2001 г. директором канала и радиостанции "София" стал Владимир Ковальджи. Он до сих пор поддерживает интернет-вещание и сайт с архивом радиостанции.
В 2008 г. Росохранкультура заявляла, что ООО «Си эР Тэ эН» («C.R.T.N.») осуществляет вещания с нарушением законодательства и лицензионных условий.
В ноябре 2009 году по инициативе католического Фонда “Помощь Церкви в беде” канал прекратил своё вещание на средних волнах. В настоящее время канал существует только как радиостанция "София" и осуществляет только интернет-вещание (http://radiosofia.ru/).
25 июля 2010 года в храме Космы и Дамиана в Шубине (настоятель – о. Александр Борисов) прошел сеанс материализации уже практически несуществующей экуменической и модернистской радиостанции “София” (Христианский церковно-общественный канал).
О. И. Свиридов - второй слева, о. А. Борисов - крайний справа
Несмотря на закрытие радиостанции в прошлом году католическим Фондом “Помощи Церкви в беде”, ее руководство провело встречу со слушателями.
На встрече присутствовали: о. Александр Борисов, о. Иоанн Свиридов, Владимир Ковальджи, Ирина Гращенкова, Петр Сахаров, Ирина Языкова, Сергей Суворов, Валерий Глебов.
Руководители модернистского и антицерковного канала сообщили о своей надежде организовать вещание в интернете с помощью “Сообщества активных слушателей” (руководитель – Роман Кузнецов).
Вещает Ирина Языкова...
В сентябре 2013 года на сайте канала появилось такое сообщение: "Последние три месяца подряд набирается чуть больше половины необходимого, и если эта ситуация не изменится, то архив и вещание будут закрыты, проект можно будет считать исчерпавшим себя. Я вполне нормально к этому отношусь, ничего вечного на земле нет - если что-то перестало быть кому-либо нужным, ну пусть закончится. Однако, пока что мне кажется, что еще всё-таки не перестало - ведь сотни людей ежедневно что-то скачивают с сайта или слушают потоковое вещание, и эти цифры стабильны, не падают. И если другие постоянные слушатели присоединятся к попечителям, то архив и вещание продолжат свое существование. Помогите тем попечителям, многие из которых уже три года дают вам возможность слушать передачи из нашего архива или через кнопку вещания. Да и чем больше попечителей, тем меньше средняя нагрузка на каждого из них". |