Христова Церковь только одна
по св. Киприану Карфагенскому
Враг рода человеческого изобрел ереси и расколы, чтоб ниспровергнуть веру, извратить истину, расторгнуть единство.
Можно ли думать тому, кто не придерживается единства Церкви, что он хранит веру? Можно ли надеяться тому, кто противится и поступает наперекор Церкви,— что он находится в Церкви,— когда блаженный ап. Павел, рассуждая о том же предмете и показывая таинство единства, говорит: «одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания: один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог» (Еф. 4, 4—6)... Также и Церковь одна, хотя с приращением плодородия, расширяясь, дробится на множество. Ведь и у солнца много лучей, но свет один; много ветвей на дереве, но ствол один, крепко держащийся на корне; много ручьев истекает из одного источника, но хотя разлив, происходящий от обилия вод, и представляет многочисленность, однако при самом истоке все же сохраняется единство. Отдели солнечный луч от его начала — единство не допустит существовать отдельному свету; отломи ветвь от дерева,— отломленная потеряет способность расти; разобщи ручей с его источником,— разобщенный иссякает. Равным образом, Церковь, озаренная светом Господним, по всему миру распространяет лучи свои; но свет, разливающийся повсюду, один и единство тела остается нераздельным. По всей земле она распространяет ветви свои, обремененные плодами; обильные потоки ее текут на далекое пространство; при всем том глава остается одна, одно начало, одна мать, богатая преспеянием плодотворения.
От нее рождаемся мы, питаемся ее млеком, одушевляемся ее духом. Невеста Христова искажена быть не может: она чиста и нерастленна. Она блюдет нас для Бога,— уготовляет для царства рожденных ею. Всяк, отделяющийся от Церкви, делается чуждым обетовании Церкви; оставляющий Церковь Христову лишает себя наград, предопределенных Христом: он для нее чужд, непотребен, враг ее. Тот не может уже иметь отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь. Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева. Господь так говорит в научение наше: «кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30). Нарушитель мира и согласия Христова действует против Христа. Собирающийся в другом месте, а не в Церкви, расточает Церковь Христову. Господь говорит: «Я и Отец — одно» (Иоан. 10, 30).
Сам Господь напоминает в своем Евангелии и поучает нас, говоря: «И будет одно стадо и один пастырь» (Иоан., X, 16). Кто же подумает, что в одном месте могут быть или многие пастыри, или многие стада? Апостол Павел, внушая нам то же самое единство, умоляет и увещевает нас, говоря: «Умоляю вас, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но, чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (7 Кор. 1, 10). И в другом месте он говорит: «Снисходя друг ко другу любовью, старайтесь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 2, 3). А ты думаешь, что можно стоять и жить в удалении от Церкви, устрояя себе другие различныя жилища. Нет, только единомысленные, согласные и простосердечные живут и пребывают в доме Божием — в Церкви Христовой.
Пусть поэтому никто не думает, будто добрые могут отделиться от Церкви. Ветер не развевает пшеницы и буря не исторгает дерева, растущего на твердом корне. Только пустые плевелы уносятся вихрем; только слабые деревья падают от устремления бури. Их-то предает проклятию и поражает апостол Иоанн, говоря: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши: то остались бы с нами» (7 Иоан. 2, 19)... Так, еще прежде дня судного, отлучаются души праведных от неправедных и отделяются плевелы от пшеницы. Отделяются те, кои без законного посвящения поставляют себя вождями, присваивают себе имя пресвитера или епископа, тогда как никто не дает им епископства. Дух Святый в псалмах называет их сидящими в собрании развратителей (Пс. 1, I). Против них вопиет Господь, от них удерживает и отклоняет заблуждающийся народ Свой, говоря: «Не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних... Я не посылал пророков сих. Я не говорил им, а они пророчествовали» (Иер. 23, 16, 24). Их же описывает и обозначает Господь, говоря: «Меня, источник воды живой, оставили и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер. 11, 13). Оставивши источник жизни, они обещают животворной и спасительной воды. Там не омываются люди, а только более оскверняются (как у сектантов); не очищаются грехи, а только усугубляются. Нарушившие мир Госден неистовым раздором не могут достигнуть награды мира. Пусть не обольщают себя некоторые словами, сказанными Господом: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 43, 19—20). Извратители Евангелия и ложные толкователи приводят эти слова. Господь, внушая ученикам Своим хранить единомыслие между собою и мир, говорит им: «Истинно говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного; ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 28, 19, 20). Как же согласится с кем-либо тот, кто не согласен с телом самой Церкви и со всем братством? Как могут собираться во имя Христа двое или трое, о которых известно, что они отделяются от Христа и от Евангелия Его? Ведь не мы отошли от них, а они от нас. После того, как, чрез учреждение ими различных сборищ произошли у них ереси и расколы, они оставили главу и начало истины. А Господь говорит о Своей Церкви,— говорит к находящимся в Церкви, что если они будут согласны, если, сообразно с Его напоминанием и наставлением, собравшись двое или трое, единодушно помолятся, то, несмотря на то, что их только двое или трое, они могут получить просимое от величия Божия. «Где двое или трое собраны во имя Мое, так я посреди их», т. е. посреди простых и миролюбивых, боящихся Бога и хранящих заповеди Его. Посреди таковых-то Он обещал быть. |