ХРАНИТЕ ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ: преп. Максим Грек против армянского зловерия
Мудрый Аламундар
Много говорить о безсмертии Создателя всех не только излишне, но и смешно, ибо не только боговдохновенные писания переполнены свидетельствами о безсмертии Присносущного Живота всех, но и самые внешние философы и риторы в своих писаниях прекрасно воспевают величество присносущного Божественного безсмертия. Как же проклятые армяне, с проклятым Диоскором, утверждают, что безсмертное естество Христова Божества умерло вместе со святою Его плотию? И если, по-ихнему, бесстрастное, безсмертное и несозданое Божество Его подверглось смерти, то значить и святая душа Его, как созданная вместе с плотию, умерла вместе с Божеством Его. И если признаем, что это так, то как скажем, что Он сошел во ад и врата медные и вереи железные сокрушил и вывел оттуда содержимых там от века праведников?
Если Он умер как плотию, так и Божеством и душою, то как будет истинно сказанное Самим Распятым: сего ради Мя Отец любит, яко Аз душу Мою полагаю, да паки прииму ю; и опять: область имам положити ю, и область имам паки прияти ю (Ин. 10, 17-18)? И если, по-ихнему, Он умер, как плотию, так и Божеством и душой, то как мог принять ее, будучи весь мертв, Он, Который есть неисчетносильная сила Вседержителя Бога? Если душа человеческая, созданная словесною и безсмертною, не может умереть, то как Жизнь всех, Един имеяй безсмертие, во свете живый неприступнем (1 Тим. 6, 16), умер на Кресте безсмертным Божеством Своим?
А что это еретическое [армянское] мудрование есть хульное и богомерзкое и лживое, очень премудро показал Аламундар Измаильтянин, обратившийся к благочестивой Православной Вере христианской и крестившийся со всем домом и родом своим. Ибо Севир скверный, услышав об обращении измаильтянина от отеческого своего нечестия к православной вере, послал к нему двух единомудренных себе епископов, стараясь обратить его в свою богомерзкую ересь.
Когда они пришли и долго говорили ему о Севировом учении, он отпустил их, сказав:
- Завтра еще поговорим об этом.
Когда же они ушли, он приказал одному из служащих ему верному слуг, сказав:
- Когда опять придут ко мне посланные Севиром и начнут говорить мне еретическое свое учение, то ты подойди ко мне, и шепотом скажи на ухо: архангел Михаил уже умер.
Когда те пришли и долго хитрословили пред новопросвещенным Аламундаром, то среди их беседы подошел к нему вышеупомянутый слуга его, и прошептал на ухо своему господину, как было ему приказано. Тогда Аламундар тотчас притворно стал печалиться и скорбеть и, опустив голову вниз к персям, сидел молча, не обращая внимания на слова епископов.
Когда же те стали усердно допытываться о причине его столь сильной скорби, он ответил им:
- Я получил известие, что архангел Михаил умер; то как же не скорбеть мне, когда я лишился такого хранителя?
Те тотчас возопили:
- Не верь, достоуважаемый князь, отнюдь не придавай значения такому известию, это явная ложь, ибо ангельское естество смерти не подлежит, будучи создано Создателем всех безсмертным.
Тогда Аламундар сказал им:
- Скажите же мне вы, прошу вас, если ангельское естество, которое Создатель всех по благодати своей создал безсмертным, не может умереть, то безначальный и присносущный, един имеющий по естеству безсмертие, во свете живый неприступнем, как мог умереть безсмертным Божеством Своим во время спасительных Своих страданий? Вы сильно заблуждаетесь и далеко отстоите от истины с учителем вашим.
Таким премудрым умышлением новопросвещенный тот измаильтянин заградил им уста и посрамил их.
* * *
Чудо блаженного Прокла
Услышим и другое удивительное чудо - не от земли, но с самого неба явленное по смотрению Божию, для извещения истинного благочестия и на обличение богомерзкой армянской ереси.
Когда блаженнейший патриарх Прокл со всем причтом и со всем народом обходил поля вне Константинополя, совершая со слезами молитвы и моления о прекращении частых и страшных землетрясений, - в то время внезапно малое дитя из среды народа было восхищено вверх, на небо, в виду всех верующих, которые с великим страхом взывали: «Господи, помилуй!» Затем дитя опять было поставлено невредимо на землю.
Когда же блаженнейший Прокл спросил младенца, что он там видел и слышал, то он ответил, что святые Ангелы поют там трисвятую песнь без прибавления, как поется на земли Святою Соборною и Апостольскою Церковью. Сказав только это, дитя тотчас, по непостижимым судьбам Божиим, скончалось.
Выражение же «без приложения» означает следующее: злочестивый Севир, мудрствуя о Божестве Христовом, что оно подлежало страданию, и, желая утвердить эту ересь, преподал своим последователям петь трисвятое с приложением, таким образом: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, пострадавый за нас, помилуй нас». Этим прибавлением хотел он, всескверный, показать, что Христово Божество пострадало, то есть, умерло вместе со святою Его плотию.
Этого хуления что может быть хуже и мерзостнее пред Богом? Если Божество Единородного пострадало, то есть, умерло вместе с святою Его плотию, как они, поганые, утверждают, то значит что и вся Святая Троица пострадала, то есть, умерла, ибо едино Божество, едино естество и едино существо трех нераздельное. Ибо Святая Троица разделяется нераздельно ипостасями, а существом соединяется неслитно, то есть, един Бог - Святая Троица единосущная, Та же и разделяемая и нераздельна, разделяемая ипостасями, нераздельна же существом, естеством и Божеством. Поэтому, ясно обличаются скверные армяне с Севиром, что они хулят Святую Троицу, признавая Ее подлежащею страданиям, то есть подвергшеюся смерти во время спасительных страстей Единородного.
О, какое нечестие и сатанинское умышление! Ради одной этой ереси следует нам гнушаться их совершенно и отвращаться от них, согласно изречения божественного ревнителя: не ненавидящия ли Тя, Господи, возненавидех, и о вразех Твоих истаях; совершенною ненавистию возненавидех я: во враги быша ми (Пс. 138, 21-22). Вот какое удивительное событие совершилось промыслом Божиим для показания истины и для явного обличения севировой богомерзкой [монофизитской] хулы.
|