Восточные «церкви», отпавшие от союза с Православною Церковью во время Вселенских Соборов
В определениях и постановлениях Вселенских Соборов послушные чада Церкви на все времена получили образцы истинного учения и исповедания Веры. Но некоторые из «христианских» обществ, и даже частные «церкви», увлекаемые примером своих предстоятелей, остались при своих недоумениях относительно определенных на Соборах истин Веры, и до сих пор пребывают вне союза с Вселенскою Церковью. Наиболее известные из них:
АРМЯНО-ГРИГОРИАНСКАЯ «ЦЕРКОВЬ»
В половине V века армяне терпели бедствия от персов, и сам католикос (первенствующий епископ) их был замучен в 451 году в плену. По причине этих бедствий, ни католикос, ни другие влиятельные «епископы» Армянской церкви не могли прибыть на IV Вселенский Собор; между тем, до армян стали доходить ложные слухи, будто на этом Соборе был оправдан еретик Несторий. Недоумения с течением времени усиливались, и, наконец, в конце V века, на одном армянском соборе (491 года), были признаны обязательными определения только первых III Вселенских Соборов и намеренно умолчано о IV; а в VIII веке (726 год) армянские «епископы» уже прямо отвергли IV Вселенский Собор.
При последующих сношениях армян с греками (особенно благодаря просвещенному армянскому епископу XII века Нарзесу, прозванному благодатным или благословенным) разъяснилось, что, отвергая этот Собор, они никак не желают участвовать в монофизитской ереси и согласны с учением Православной Церкви о соединении двух естеств в едином лице Богочеловека Иисуса Христа.
Однако же, единения между Церквами и до сих пор не последовало. Оставаясь единомысленною с Православною Церковью в главных догматах Веры, армяно-григорианская «церковь» имеет следующие разности, относящиеся к обрядам. Некоторые из нововведений были анафематствованы 32, 33, 56, 81 и 99 правилами Святого VI Вселенского Собора Константинопольского, бывшего в Трулле:
1) к Трисвятой песне, относимой армянами только к одному Второму Лицу Пресвятой Троицы, присоединяются слова: «распныйся за ны» (81 правило),
2) для Таинства Причащения ими употребляются опресноки, вместо квасного хлеба, и вино, не соединенное с водою (32 правило),
3) в Миропомазании употребляется так называемое сесамское масло (добывается из масляничного растения, называемого кунжутом),
4) праздник Рождества Христова армянами совершается 6 января (с. ст. – прим. автора), в один день с праздником Крещения Господня,
5) следуя иудейскому обычаю, в клир армянами приемлются лица только из священнического рода, из которых некоторые без церковнослужительского пострижения поставляются в чтецы и певцы (33 правило),
6) в субботы и воскресные дни Святой Четыредесятницы армяне едят сыр и яйца (56 правило),
7) некоторые из армян, сварив части мяса внутри священных алтарей, приносят части и разделяют священникам, по иудейскому обычаю (99 правило).
Общество несториан
Иначе называются «халдейскими христианами». Они живут в горах Курдистана, в долинах Тигра и Евфрата и отчасти в Сирии. В половине XVI столетия несториане появились в Индии на Малабарском берегу, под именем христиан Святого Фомы.
В первое время отпадения от Церкви несториане отличались ученостью, но затем просвещение у них стало приходить в упадок. В настоящее время умение читать богослужебные книги считается у них признаком высокого образования, и оно держится только в духовенстве, передаваясь, вместе с знанием, от отца к сыну, как бы в наследство. Нечто заимствовано несторианами у евреев: обряды очищения после прикосновения к умершим, празднование воскресного дня подобно тому, как еврей празднует субботу. К особенностям несторианства относится также непочитание икон.
В конце минувшего XIX века часть Урмийских несториан (Северная Персия), во главе с епископом Мар-Ионою, воссоединилась с Православною Русскою Церковью. Для духовного просвещения Урмийских «христиан» и помощи им, в Урмии открыта Русская Православная миссия.
ИАКОВИТЫ
Так называются некоторые «христиане», живущие в Сирии, Месопотамии и других странах Востока. Они держатся монофизитской ереси и получили свое название от одного из сирийских епископов, Иакова Барадея, жившего в VI веке.
Во главе этого общества стоит «патриарх», который обязательно носит имя Игнатия, как «преемник» Святого Игнатия Богоносца.
В «богослужениях и церковных обычаях» они ближе к Православной Церкви, чем несториане.
КОПТСКАЯ «ЦЕРКОВНАЯ» ОБЩИНА
Копты – коренные жители Египта, держащиеся монофизитской ереси. В VII веке, по ненависти к греческим Императорам, которые покровительствовали Православию, копты изменили им и способствовали быстрому завоеванию Египта магометанами, но за это были наказаны тяжкими притеснениями со стороны последних.
Церковная община коптских христиан имеет своего «патриарха», который пребывает в Каире. При «церквах» их устраиваются обширные купальни, которые наполняются водой в день Богоявления; по освящении этой воды, копты погружают в нее детей, а потом и сами погружаются.
У них совершается обрезание, но не как церковный обряд, а более как народный обычай. Поставление в «священные» должности совершается у них не чрез возложение рук, а чрез дуновение.
ЭФИОПСКАЯ (АБИССИНСКАЯ) «ЦЕРКОВНАЯ» ОБЩИНА
одна из Древневосточных (дохалкидонских) церквей. До 1959 года была автономной церковью, в канонической зависимости от Коптской церкви, после чего получила автокефалию. Как и другие Дрвневосточные православные церкви признаёт три Вселенских собора и исповедует миафизитскую христологию. Имеет свой эфиопский обряд, а также особую, не имеющую аналогов в других церковных традициях иерархическую структуру духовенства.
Эфиопы-христиане придерживаются некоторых заповедей Ветхого Завета, которые большинством христиан считаются не актуальными, таких как соблюдение законов о пище. Практикуется также обрезание младенцев мужского пола (на восьмой день, согласно заповеди в Ветхом Завете).
Абиссинцы, как и копты, держатся монофизитской ереси и в обычаях имеют много сходства с ними, но еще далее их уклонились от Православия. Они придерживаются еврейских законов о пище, празднуют субботу наравне с воскресным днем. Во время «богослужений» у них допускаются «священные» танцы.
Абиссиния находится в Восточной Африке, около Красного моря. Христианство содействовало укоренению за Абиссинией нередко встречающегося в Библии имени «Эфиопия», так что это библейское наименование, присвоенное абиссинцам (хотя современная Абиссиния ничего общего с древней Эфиопией не имеет), сделалось у них национальным и государственным. По распространенной среди абиссинцев легенде, их негусы (цари) ведут свое начало от Менилька, или Менелика, будто бы сына царя Соломона и Савской царицы Македы. Современные жители Абиссинии, за исключением принадлежащих к иудейству, магометанству и язычеству, исповедуют христианскую религию, которая и является господствующею. Христианство у абиссинцев было насаждено св. ап. Филиппом, а окончательно утверждено в IV в. св. Фрументием, первым епископом абиссинской церкви, принявшим епископский сан от св. Афанасия Александрийского. Во время арианских смут и споров оставшись верными православию, абиссинцы в начале VI в. отпали от союза со Вселенскою Церковью, приняв монофизитскую ересь. Абиссинская, или Эфиопская, церковь не пользуется автокефальностью, а составляет епархию коптского александрийского патриархата, откуда и посылается для управления ею митрополит, или «абуна» (или «папас» — отец наш), стоящий во главе ее. После абуны второе место в абиссинской иерархии занимает эчегге, глава черного духовенства (архимандрит-благочинный всех монастырей, число которых у абиссинцев весьма значительно), хотя не имеющий епископского сана, но тем не менее пользующийся большим влиянием, так как в его руках сосредоточено управление всеми церковными делами. После них следуют представители белого духовенства, причем церковное управление возлагается не на служащее духовенство, а на различного рода должностных лиц духовного звания, но не имеющих священного сана. Составы причтов довольно многочисленны, так что иногда при одной церкви состоит по нескольку десятков священников и дьяконов. По множеству церквей Абиссиния может быть сравниваема только с Россией: церковный крест увидишь на каждой горе, на каждом холме, на каждом возвышении. Все абиссинские храмы строятся вдали — на большом расстоянии от города или села, к которому принадлежат; место для них выбирается непременно возвышенное, видное. Кроме четырехугольных с плоской крышей и выдолбленных в скалах пещерных храмов, у абиссинцев в настоящее время большей частью строятся круглые, крытые конусообразной тростниковой крышей храмы, в которых алтарь устраивается посредине в виде квадратной комнаты с вратами на все четыре страна света, причем восточные всегда бывают заперты. Иконы неблагообразной, наивной и яркой живописи и отличаются крайним убожеством; но в общем церковная утварь подобна утвари православных храмов. Абиссинская церковь признает семь таинств, чины которых близки к православным. Крещение ребенка совершается (большей частью через обливание) в соединении с миропомазанием в церкви священником: над мужским полом в 40-й, над женским в 80-й день. Совершается у абиссинцев и обряд обрезания, но, по объяснению защитников абиссинской церкви от обвинения ее в иудействовании, это обрезание принято у абиссинцев не для исполнения Моисеева закона, как у иудеев, а ради народного обычая. Причащение преподается под двумя видами раздельно. Таинство брака удержалось почти только для духовенства и царей, миряне же в большинстве случаев живут в гражданских браках, переходящих иногда в полигамию. Церковь борется против этого отлучением от причастия, вследствие чего к таинству причащения приступают почти только старики и дети. Рядовые службы те же, что и у православных. Необходимым условием совершения литургии служит присутствие на престоле ковчега, или табота (деревянной доски с изображением по углам евангелистов и крестом посредине), который также принято носить обернутым в шелковые платы и во время крестных ходов. Литургию всегда служат не менее трех священников и двух дьяконов. Евангелие читается священником, а не дьяконом; последний читает только Апостол. После возгласа дьякона: «Молитесь о мире и лобзайте друг друга» (соответствующего нашему: «Возлюбим друг друга…»), в большинстве абиссинских храмов бывает взаимное целование. Все ответы на возгласы священнослужителей произносит весь народ, стоящий в храме. В некоторых литургийных молитвах и в Трисвятой песни имеются монофизитские добавления.
Богослужебное пение сопровождается звоном систров (древнеегипетских музыкальных инструментов), барабанным боем, хлопаньем в ладоши, ударами посохов о пол; воодушевление переходит в экстаз, начинаются телодвижения, род священного танца, в котором участвуют и священники. Посты по времени продолжительности и строгости близки к православным, причем одним из отличий служит не положенный у нас во время нашей недели мытаря и фарисея пост, общий всем монофизитам и несторианам. Еженедельно абиссинцы наряду с воскресеньем празднуют также и субботу. В ночь на Богоявление бывает крестный ход на воду, сопровождаемый пляскою, и совершается великое водоосвящение, на котором при погружении креста производится стрельба. В этот праздник и царь, и вельможи, и народ, и малый, и старый пред закатом солнца сходят в воду и купаются при молитвах священников. Накануне праздника Воздвижения креста Господня ставится на площади или на горе за городом громадный сноп из жердей, перевязанных яркими материями; ночью к нему направляется крестный ход с факелами, который при трубном звуке и выстрелах трижды обходит сноп, после чего последний зажигается факелами при пении крестных стихир. Вообще, при своей близости к православному абиссинское богослужение наряду с монофизитскими вставками затемняется также и разного рода обрядами, заимствованными из других религий. В Библии абиссинцы насчитывают 81 книгу, включая сюда, наряду с каноническими, почитаемые ими неканонические книги и апокрифы. При этом у них редкая рукопись псалтири, Евангелия, а также и служебника не профанируется вздорными и иногда прямо кощунственными приписками, в которых подбор бессмысленных сочетаний звуков объявляется именами Божьими, имеющими магическую силу, в уста святых и Божьей Матери влагаются странные тексты, и про них рассказывают невероятные истории. Малообразованные и еще менее материально благоденствующие служители алтаря не считают для себя предосудительным заниматься сбытом рукописей разного рода апокрифов, ложных молитв, имеющих против болезней, укушения гадов, внезапной смерти, пожаров, воров и т. п., и вера в магические молитвы, заклинания и заговоры, ношение чудодейственных амулетов, гадания по псалтири и по звездам и другие суеверия являются распространенными среди всех классов населения. За исключением всех тех свойственных абиссинцам особенностей, которые чужды истинной Церкви Христовой, в остальном вероучение и богослужение абиссинской, или эфиопской, церкви остается близким к православию, и, по свидетельству некоторых, современные абиссинцы считают себя вполне единоверными с греками, русскими и другими православными народами, несмотря на то, что, как монофизиты, находятся в общении с единоверными им коптской и армянской церквами.
МАРОНИТЫ
Главное их пребывание на склонах и в долинах гор Ливана и Антиливана. Это единственная на Востоке секта, придерживающаяся монофелитских заблуждений. Другая особенность этой секты – близкая связь с римско-католической «церковью» и в настоящее время почти полная зависимость от сей последней. Признавая главенство папы, и приняв почти все догматические разности, отличающие католичество от Православия, марониты сохранили «богослужение» на своем языке, «причащаются» под обоими видами и имеют женатых «священников».
Из книги протоиерея Петра Смирнова «История Христианской Православной Церкви». Петроград, 1916 год.
Святое Предание об армянах-монофизитах
УЧАСТЬ ЕРЕТИКОВ СТРАШНА
Видение Григория – ученика Святого преподобного Василия Нового Цареградского (X век от Рождества Христова)
…О еретике Нестории и его соборе (Осужден III и IV Вселенскими Соборами)
…И еще схватили грозные Ангелы и привели пред Судилище Христово сборище нечестивого ереси начальника Нестория. Лица их были мрачны и отвратительны, головы змееобразны. Господь грозно посмотрел на них, говоря: “О, скверный и безумный лжеучитель и совратитель душ многих, которых ты отторгнул от Единства Святой Моей Вселенской Церкви. Я Един Свят, Един Господь Иисус Христос, во двою естеству и во едином лице покланяемый и прославляемый от всех тварей”.
Еретики пристыдились и безответно молчали.
Потом пришла Владычица Богородица с сонмом Святых и со всеми Силами Горнего Иерусалима к Сыну Своему и Богу нашему, неизреченным светом сияющая и великолепной славой преукрашенная. И воспели Ей хвалебное пение все Ангелы и Святые человецы: “Радуйся, Сподобившаяся быти Материю Христа Бога”.
Услышав сие, нечестивые вострепетали и посрамились. Святые Ангелы, связывая их веригами, бия их огненными палицами, ввергали в бездну ада. Царица Небесная опять отошла в Горний Иерусалим, прославляемая небожителями.
О многих других еретиках
Еще грозные Ангелы схватили и привлекли многочисленный полк еретиков, которые учили, что во Христе едино естество, что муки не вечные, а временные. Господь грозно посмотрел и грозно изрек: “О, несмысленные и безумные развратители, Я Господь. Сын Божий во двою естеств – естеством Бог и естеством человек, как учили и утвердили Святые Отцы Вселенских Соборов, Моим Святым Духом говорившие. Вы в гордости своей заблуждались и от диавола прельстились лжеучением своим. Отойдите от Меня, проклятые в муку вечную”.
Ангелы грозные схватили их и низвергли в бездну. Они же горько рыдали, проклиная своих лжеучитилей и погружаясь в бездну огненную.
О других еретиках и отпавших, о иконоборцах
Потом схватили Святые Ангелы от левой стороны великий полк и привлекли к Судилищу: еретиков, иконоборцев и других им подобных, поклонявшихся бездушным и дикообразным идолам. Как псы они друг друга грызли. Они лжи учили, что Господь Сын Божий плоть принес с небес, а не заимствовал ее от Пресвятой Девы Марии, Матери Господа нашего Иисуса Христа…
…И начали ввергать их Ангелы в бездну огненную. Они горько рыдали и волосы на головах своих рвали, проклиная свое заблуждение и, как олово, погружались в пламя пылающее.
По изданию Афонского Русского Святог-Пантелеймонова монастыря. Москва.1907г., Переиздано в СПб., 1995
|