Несмотря на строгую секретность и наличие грифа "строго конфеденциально" в сеть просочился текст, который, как предполагается, (а судя по оформлению так оно и есть), является проектом нового катехизиса РПЦ (МП): http://antimodern.ru/wp-content/uploads/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%81.pdf
Чуть ранее в статье "ВОСЬМОЙ СОБОР - НОВЫЙ КАТЕХИЗИС - НОВАЯ ВЕРА?" мы уже обращали внимание на включение в текст Нового Катехизиса таких вероотступнических документов, как Основы социальной концепции Русской Православной Церкви и Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию. (о которых можно прочесть, пройдя по активным ссылкам).
Сейчас же, имея перед глазами полный Его текст, мы предлагаем на суд читателя разбор цитат из Катехизиса, которые, как доказывает автор данного разбора Вячеслав, представляют собой выдержки из лже-второго тома, ложно приписываемого преп. Исааку Сирину, о котором на протяжении ряда лет критически отзывались многие православные публицисты, в частности на СТРАНИЦАХ сайтА "Благодатный Огонь".
Но несмотря на это, еретикам и модернистам, участвующим в ревизии Православного учения под видом издания "современного" и "актуального" катехизиса, как говорится никак неймется, и они с откровенной наглостью пытаются так сказать документально утвердить очередную ересь.
Для наглядности приведем цитату, которая дает понять, кто является апологетом и идейным вдохновителем включения в Вероучительный Церковный документ такого лжеучения :
...В своем богословском поиске Исаак Сирин, безусловно, зашел дальше, чем это позволяет традиционная христианская догматика, и заглянул туда, куда доступ человеческому разуму закрыт. Но Исаак был не единственным, кто верил во всеобщее спасение – среди его предшественников, помимо упомянутых выше учителей Сирийской Церкви, был святитель Григорий Нисский, который говорил: «Наконец, после длинных периодов, зло исчезнет, и ничего не останется вне добра. Напротив, и теми, кто в преисподней, единогласно исповедано будет господство Христа». Учение Григория Нисского о спасении всех людей и демонов, как известно, не было осуждено ни одним Вселенским или Поместным Собором. Напротив, VI Вселенский Собор включил имя Григория в число «святых и блаженных отцов», а VII Вселенский Собор назвал его «отцом отцов». Что же касается Константинопольского Собора 543 года и V Вселенского Собора, на которых был осужден оригенизм, то весьма показательно, что, хотя учение Григория Нисского о всеобщем спасении было хорошо известно Отцам обоих Соборов, его не отождествили с оригенизмом. Отцы Соборов сознавали, что существует еретическое понимание всеобщего спасения (оригенистический апокатастасис, «находящийся в связи» с идеей предсуществования душ), но существует и его православное понимание, основанное на 1 Кор. 15:24–28. Свою трактовку учения Григория Нисского о всеобщем спасении предложил преподобный Максим Исповедник. Из других древних Отцов Церкви идею всеобщего спасения, по-видимому, не исключал святитель Григорий Богослов, который, имплицитно ссылаясь на учение Григория Нисского об апокатастасисе, говорил о возможности толковать посмертное наказание грешников «более человеколюбиво и сообразно с достоинством Наказующего». В другом месте Григорий Богослов прямо говорит о том, что «Бог будет все во всем во время восстановления (апокатастасиса)… когда мы сделаемся всецело богоподобными, вмещающими всецелого Бога и только Его». Епископ Венский и Австрийский Иларион: «Эсхатология преподобного Исаака Сирина в свете православного Предания»
Есть мнение, что владыка Иларион решил увековечить свое имя в Церковной истории, став главным автором Катехизиса, и тем самым поставить себя в один ряд с митр. Филаретом и св. Петром Могилой. По крайней мере доподлинно известно, что именно он является автором предисловия к новому Катехизису.
Теперь перейдем к авторскому разбору , опубликованному в ЖЖ:
Уже после беглого просмотра становится ясно, что данный текст не может быть принят в качестве вероучительного документа Церкви. Кроме прочего, нужно остановиться на проблеме цитирования лже-второго тома, приписываемого преп. Исааку Сирину, в этом предполагаемом проекте.
В 1909 году католик-лазарист П. Беджан опубликовал новонайденные фрагменты, приписываемые преп. Исааку (6). В 1918 году, во время первой мировой войны, рукопись, использованная Беджаном, была утрачена (7). Но в 1983 западный профессор С. Брок обнаружил рукопись с сочинениями, приписываемыми преп. Исааку, и идентифицировал в ней фрагменты, ранее изданные Беджаном (8), эти тексты были названы Броком вторым томом Исаака Сирина и опубликованы в 1995 году (9). Данные тексты содержат множество ересей и богохульств, так что не могут принадлежать святому Православной Церкви.
Автор лже-второго тома называет богохульным учение о вечности геенских мук (10), учит о спасении даже демонов (11), отрицает догмат Искупления (12), учит о сотворении Богом мира уже с грехом (13), ссылается на еретиков Феодора Мопсуестийского и Диодора Тарсийского, именуя последнего ”мудрейшим”, “великим учителем церкви” и т. п. (14), исповедует несторианскую христологию (15), превозносит еретика Евагрия (16). В одной из бесед автор лже-второго тома и вовсе произносит отлучение (по мнению митр. Илариона (Алфеева) – анафему) на отрицающих учение Феодора Мопсуестийского (17).
В своих же подлинных творениях преп. Исаак, исповедует вечность геенских мучений (18), догмат Искупления (19), ссылается не на еретиков, а на Святых Отцов Православной Церкви (20) и т. д.
На русский язык часть лже-второго тома переведена митр. Иларионом (Алфеевым) (тогда еще иеромонахом) в 1998 году, приписана преп. Исааку и опубликована издательством Олега Абышко (21). [...] На 2013 год этот перевод выдержал семь изданий (23), т. е. примерно по изданию в несколько лет, что, как представляется, не отвечает реальному спросу и поддерживается искусственно.
В предполагаемом проекте катехизиса цитаты из лже-второго тома встречаются в следующих местах:
Стр. 54, сн. 160: "Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах. 39. 22."
Стр. 54, сн. 167: "Исаак Сирин, прп. Главы о знании. 4. 79–80."
Стр. 58, сн. 182: "Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах. 38. 1–2."
Стр. 64, сн. 218: "Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах. Беседа 10. 24."
Стр. 82-83, сн. 317: "Исаак Сирин, прп. Главы о знании. I. 49."
Стр. 83, сн. 318: "Исаак Сирин, прп. О божественных тайнах. 40. 14."
Стр. 105, сн. 409: "Исаак Сирин, прп. Главы о знании. III. 74–75."
Стр. 105, сн. 412: "Исаак Сирин, прп. О божественных тайнах. 39. 4."
Следующие ссылки в тексте приводятся ошибочно и взяты не из лже-второго тома:
Стр. 65, сн. 219: "Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах. Беседа 10. 24."
Стр. 65, сн. 220: "Исаак Сирин, прп. О Божественных тайнах. Беседа 10. 24."
Также следует отметить, что в лже-втором томе есть один текст (беседа 17, возможно там с некоторыми еретическими исправлениями), которые в оригинальном виде принадлежат преп. Исааку, т. к. обретаются в греческом православном переводе подлинных творений святого (в русском переводе это слово 32). Но, как можно видеть выше, эта беседа в рассматриваемом тексте нигде не цитируется.
________________________________________
(6) Кессель Г. М., 2014, с. 45, 53.
(7) Муравьев А. В., 2011, с. 408; Митр. Иларион (Алфеев), 2014, с. 37; Кессель Г. М., 2014, с. 53.
(8) Митр. Иларион (Алфеев), 2014, с. 37.
(9) Муравьев А. В., 2011, с. 408.
(10) Свящ. Георгий Максимов, 2008; Митр. Иларион (Алфеев), 2013, с. 396.
(11) Митр. Иларион (Алфеев), 2013, с. 405-406.
(12) Свящ. Георгий Максимов, 2008; Митр. Иларион (Алфеев), 2013, с. 112.
(13) Бумажнов Д. Ф., 2012, с. 181, 188.
(14) Свящ. Георгий Максимов, 2008; Митр. Иларион (Алфеев), 2013, с. 79.
(15) Свящ. Даниил Сысоев, 1998-2000; Митр. Иларион (Алфеев), 2013, с. 116.
(16) Митр. Иларион (Алфеев), 2013, с. 77-78.
(17) Свящ. Даниил Сысоев, 1998-2000; Свящ. Георгий Максимов, 2008; Митр. Иларион (Алфеев), 2013, с. 79.
(18) Преп. Исаак Сирин, 1911, с. 311-312; Свящ. Георгий Максимов, 2008.
(19) Преп. Исаак Сирин, 1911, с. 207-208; Свящ. Георгий Максимов, 2008.
(20) Свящ. Георгий Максимов, 2008.
(21) Митр. Иларион (Алфеев), 2014, с. 41-42.
[...]
(23) Митр. Иларион (Алфеев), 2014, с. 41-42.
Преп. Исаак Сирин, 1911 = Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические, М.: Правило Веры – 1993 (Репринт 1911 года).
Свящ. Даниил Сысоев, 1998-2000 = Священник Даниил Сысоев. Пятый Вселенский собор и новый оригенизм: http://sysoev2.narod.ru/5sobor.htm
Свящ. Георгий Максимов, 2008 = Максимов Ю. В. Вечны ли адские муки? Часть 3: http://www.pravoslavie.ru/4204.html
Муравьев А. В., 2011 = Муравьев А. В. Исхак Ниневийский в каталоге книг мар Авдишо бар Бриха // Scripta antiqua. Вопросы истории, филологии, искусства и материальной культуры. Альманах. Т. I. М., 2011. С. 405-414.
Бумажнов Д. Ф., 2012 = Бумажнов Д. Ф. Мир, прекрасный в своей слабости: Св. Исаак Сирин о грехопадении Адама и несовершенстве мира по неопубликованному тексту Centuria 4,89 // Символ, 61, 2012. С. 177-194.
Митр. Иларион (Алфеев), 2013 = Митр. Иларион (Алфеев). Духовный мир преподобного Исаака Сирина. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви: Вече, 2013 – 6-е изд.
Митр. Иларион (Алфеев), 2014 = Митрополит Иларион (Алфеев). В поисках духовного жемчуга. Преподобный Исаак Сирин и его творения // Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие. – М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2014. C. 16-43.
Кессель Г. М., 2014 = Кессель Г. М. Рукописное наследие прп. Исаака Сирина: обзор сирийских рукописей // Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие. – М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, 2014. С. 44-65.